Слова, блокирующие свободу выбора

В нас есть две силы, которые сопровождают нас на всем пути развития.
Одна - это стремление к сохранению того, что есть, уменьшение напряжения, желание постоянства. Другая - это стремление к изменениям, поиск новых возможностей, шаги в неизвестное, чтобы испытать свои силы, узнавать и проявлять себя все больше.

И постоянство, и изменения нам нужны, чтобы чувствовать вкус жизни. Однако бывает так, что мы останавливаемся на полпути, сворачивая свое желание и интерес в трубочку сомнений и усталости, или скачем во всю прыть, не думая о последствиям для себя и близких.

Сегодня я хочу рассказать о тех словах, которыми мы, часто незаметно для себя, притормаживаем наше движение вперед и саботируем наши лучшие порывы.

1. Я попробую / попытаюсь

Такая формулировка может сигнализировать о том, что человек собирается направлять свои усилия на то, чтобы избежать успеха.

Так мы можем долго "пытаться" не есть на ночь, бросать курить, не опаздывать, заниматься зарядкой по утрам, заканчивать дела вовремя, выучить английский. И искренне не понимать, почему не получается, ведь мы сделали все возможное.

Такой паттерн создается в детстве. Ребенок, чтобы отвязаться от родителей или учителей, говорит "я попытаюсь" или "я же пытался". Взрослые принимают попытку за действие, результат. Так мы научаемся создавать видимость действий вместо действий. Иногда нам это на руку. Но в какой-то момент мы обнаруживаем, что такая тенденция вредит нам самим.

🍀 Вернуть себе право на действия, на успех, на реализацию цели или желания можно. Для этого необходимо замечать подобные формулировки в своей речи. И заменять их на "я сделаю".

Конечно, есть ситуации когда "я попытаюсь" звучит вполне уместно. Например, если вы только учитесь водить машину, вы можете попытаться обращать внимание и на дорогу, и на знаки.

2. Я не могу

Это отличный заменитель "я не буду". "Не могу" звучит так основательно, что в него практически невозможно не поверить. "Я просто не могу сказать "нет". "Я не могу уйти с этой работы". Верить в это - оставаться жертвой обстоятельств и своего бессилия.

🍀Начать можно с того, чтобы заменять "я не могу" на "я не буду". Так вы становитесь честнее с собой. И вспоминаете о том, что у вас есть выбор.

  • "Я не буду говорить "нет". Хм, но мне ведь это не нравится. Зачем мне соглашаться? Как отказать?" Так человек понимает, что ему достаточно сказать "нет". Ртом. Вслух. Это он может. И в какой-то момент сделает.
  • "Я не буду увольняться с работы. Как же достала меня эта работа! Начальник троллит, зарплату задерживают, задач столько, что еще и дома работаю. Зачем мне такая работа? Дай-ка поищу вакансии на рынке"

Заменяя "я не могу" на "я не буду", вам легче различить, где вы действительно не можете, а где немножко лукавите. Так вы возвращаете себе силу для изменений, ориентацию на возможности и ресурсы, увеличиваете степень свободы и укрепляетесь в позиции автора своей жизни. А от этого, как говорят мудрые, жизнь всё краше, интереснее и счастливее.

3. Заставляем меня чувствовать / вынуждает меня

С детства родители и учителя приучают детей думать, что они ответственны за чувства других. Как это происходит? Например:

  • мама настаивает на том, чтобы ребенок съел всю еду в гостях, иначе он может их обидеть.
  • папа говорит разыгравшемуся ребенку: "Хватит! Ты меня раздражаешь!"
  • учитель говорит ученикам: "Тише! Из-за вас у меня голова болит"
  • родители делятся за ужином о ситуации на работе: "Начальник заставил меня чувствовать полным идиотом!"

В дальнейшем мы вырастаем с убеждением в том, что мы в ответе за чужие чувства, решения и действия. А за наши чувства, решения и действия ответственны другие.

Так мы обвиняем других в нашем плохом настроении и неудачах, опираясь на то, что это кто-то заставил нас себя так чувствовать, это кто-то нас поступать так, а не иначе. И чтобы нам было хорошо, нужно, чтобы другой поменялся. Другой, как правило, не настолько в этом заинтересован, как мы:)

🍀Решением тут может быть намерение вернуть себе управление за свои чувства, мысли и поступки. Я отвечаю за свои чувства, мысли, поступки. Другой отвечает за свои. Да, мы как-то влияем друг на друга, но в конечном счете решаю я, как мне с этим влиянием обходиться.

Эта идея так и может остаться на уровне абстракции, если не менять формулировки, которыми мы мыслим и разговариваем ежедневно.

Поэтому полезно обращать внимание на то, какими словами вы думаете и говорите. Когда вы замечаете, что говорите, что кто-то заставляет вас, вынуждает вас, из-за кого-то вы... - останавливайтесь. И говорите заново, что произошло, через "я". С этой точки открывается другая картина мира. Так постепенно меняется мышление и восприятие.

"Он меня обидел" - "Я обиделась"
"Самолеты пугают меня" - "Я боюсь летать на самолете"
"Она заставляет меня чувствовать нелепо" - "Я чувствую себя нелепо"

4. Безличные формулировки 

Предпочтение использовать безличные глаголы вместо "я" может означать попытку избежать ответственности. Я ни при чем, так получилось. Не я создаю событие, а событие создается.

"Разговор не задался" вместо "Я разозлилась и ушла"
"У меня промелькнула идея" вместо "Я подумала"
"Это чувствуется как...", "Это случилось", "Это не считается"...

Безличностные глаголы использовать спокойнее. Вы движетесь по накатанной, и на этом пути усилий делать не надо, все само случается. А если не случается, то не очень-то и хотелось. Иногда так пожить - в удовольствие. А вот если постоянно, то больше похоже на День Сурка.

🍀Когда вы выбираете использовать "я", вы ставите себя на первый план, вы возвращаете себе управление своей жизнью, своими ресурсами, своими ограничениями. Руль в ваших руках. Вы снова (или впервые) сами выбираете, в какие игры играть, а не игры вами играют.

И пусть игры, в которые вы играете, будут вам в радость!

Слова блокирующие свободу выбора




Просмотров: 399
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь