Взгляд на переживание выбора с позиции современного экзистенциального анализа.

В своей книге «Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия» австрийский А. Лэнгле пишет: я еще не встречал ни одного человека, который стал бы отрицать тот факт, что в его жизни существует возможность выбора. Каждому знакома ситуация, когда нужно принимать решение и необходимо собрать информацию, позволяющую сделать правильный выбор. В профессиональной деятельности этот опыт часто приобретается, когда надо обдумать, какие деловые связи следует установить, какие товары закупить и допустима ли та или иная степень риска. Или, например, некоторые люди долго не могут решить, где провести свой отпуск. И если потом их что-то не удовлетворит, они упрекают себя (если приняли решение сами) или кого-то другого (того, кто принял решение за них) в том, что не выбрали другой вариант. Следовательно, люди все-таки осознают, что у них есть или были и другие возможности и что их к этому выбору никто не принуждал.Поэтому речь идет прежде всего о том, что каждый человек постоянно принимает решения относительно той или иной ситуации, а не о том, как часто мы лишены свободы или не имеем возможности выбора. Человек - не Бог и не волшебник, он свободен, но его свобода является человеческой, а не сверхъестественной, и потому ограниченной опрелеленными условиями, то есть своболой в опрелеленных границах.  Однако было бы серьез ной ошибкой не признавать свою свободу только потому, что человек не всемогущ, и возмущенно восклицать: «Если уж я не обладаю всей свободой, то тогда я отказываюсь и от ее остатков!» Да, человек свободен настолько, что может принять и такое решение. Но нам нужна свобода, приносящая не отчаяние, а реальное исполнение наших планов.

Возможно, вы возразите: «Что ж, мне и без того известно, что в определенной степени я свободен в своих повседневных делах и иногда могу принимать решения сам. Конечно, я могу выбирать, где мне провести отпуск, чем заняться в выходные, с кем встречаться и о чем разговаривать... Однако под  Жизнью я все-таки понимаю нечто иное. Ну зачем мне свобода, если я не могу делать всего того, что мне хочется? Имеет ли вообше эта свобода что-либо общее с моей реальной жизнью?»

Многие люди думают, что обладают определенной свободой лишь в чем-то второстепенном, но в том, что,

собственно, и составляет жизнь, считают себя ограниченными воспитанием и тем, что дано им от рождения.

Все, что имеет отношение к их собственной жизни, происходит, по их мнению, само по себе и развивается по

своим собственным законам.

Как люди объясняют свою принципиальную несвободу? Это зависит от их представлений о жизни. Альфрид Лэнгле выделяет два типа людей в зависимости от отношения к свободе выбора.  Одни люди не могут дать точного ответа на вопрос, почему они несвободны. Жизнь для них - нечто запутанное и неосмысленное, скорее мечта, чем действительность. Их представления столь расплывчаты и далеки от реальности, что они всю жизнь лишь ждут - ждут, что «однажды что-то произойдет». Не зная, чего хотят, они испытывают неутолимую жажду приключений и чувственных переживаний, ожидают фантастического поворота судьбы. Но разве настоящую жизнь можно выиграть в лотерею?

Второй тип людей, выделяемый А.Ленгле, он описывает так: эти люди имеют вполне конкретные представления о «настоящей жизни». Это- лучшие условия (другая профессия, другой спутник жизни, больше денег и т.д.), лучшее здоровье, неуязвимость перед лицом различных неприятностей, власть, возможность быстро и без проблем достигать желаемого – словом, это представления, касающиеся реализации желаний и поставленных перед собой целей. В глазах этих людей их нынешнее существование в лучшем случае (если они еще не упали духом) – временное явление, предварительная ступень к настоящей жизни, которая, как они надеются, когда-нибудь наступит. Пока же они существуют под влиянием момента, и неважно, чем они сейчас занимаются, ведь их настоящая жизнь еще и не начиналась. Конечно, бывает и так: когда приходит понимание, что большая часть отпущенного времени уже прожита, человек испуганно спрашивает себя: «Как, и это все, что смогла предложить мне жизнь?!»

Далее А.Лэнгле распространяет свою мысль: мы и в самом деле чего-то не достигаем, чего-то не добиваемся, постоянно находимся в пути, никогда не чувствуя себя в полной безопасности. Мы не знаем, какие события могут еще произойти. Жизнь всегда открыта для изменений, и мы всегда находимся в ожидании. Чего же ждут люди?- восклицает автор. И отвечает на собственный вопрос исходя из предварительно озвученной типологии: те, кто считают себя несвободными, пассивно ждут, что жизнь сама исполнит их желания. Те, кто думают, что оказывают решающее влияние на свою жизнь, ждут подходящих условий, чтобы ее преобразовать.

Жизнь предоставляет нам свободу решать, как к ней относиться. Поэтому многие люди ждут исполнения своих желаний, словно хотят наконец получить от жизни подарок. В такой незрелой позиции скрыто детское желание, чтобы тебя обеспечивали и кормили родители. Не меньше людей считают исполнение желаний правомерным требованием к жизни. По их мнению, тот факт, что их непрошено поместили в эту жизнь, дает им право требовать для себя самых лучших условий. (чтобы не было недоразумений, автор подчеркивает, что речь идет о претензиях и требованиях к жизни, а не о законных требованиях социальной, человеческой справедливости.) И те, кто пассивно ждет, и те, кто активно требует, хотят чего-то иметь, боясь при этом… потерять. Угроза потери сопровождает их всю жизнь, и как бы они ни стремились ее предотвратить, потеря обязательно происходит, в крайнем случае – на смертном одре. Но есть также и те ( эти люди не входят в данную типологию А. Лэнгле), кто избирает «экзистенциальный путь»: их в первую очередь заботит не возможность больше иметь, а сам процесс, для них важно в каждый момент «как можно лучше исполнить симфонию своей жизни на музыкальных инструментах действительности». Их ожидание не ограничено рамками исполнения желаний и удовлетворения потребностей, оно открыто происходящему. Такие люди со спокойным интересом принимают все, что преподносит им жизнь, им просто интересно, как они справятся с очередным вызовом, что они смогут сделать в данных условиях.

Далее автор замечает, что подобно тому, как дом строится из кирпичей, наша жизнь складывается из множества маленьких решений, правильных и неправильных. Последние решения базируются на многочисленных этажах решений прежних, тех, что, возможно, уже стерлись из памяти. Но тем не менее они обусловливают возможности, которые открываются перед нами сегодня, расширяя или ограничивая их и задают направления для последующих решений. Если, например, кто-то, из чистого любопытства или озлившись на тяготы жизни, обращается к алкоголю или наркотикам, то в первый раз это решение принимается им вполне свободно. Со временем, однако, развивается зависимость и автоматизм, которые все больше и больше сужают свободу. При многократном повторении определенных поступков – не важно, приходится человеку отвечать за них или нет, одни жизненные пути прокладываются и становятся привычными, другие дороги зарастают. А.Лэнгле предостерегает нас: никогда не следуют забывать, что свобода имеет свою историю.

Психотерапевт предполагает, что люди будут удивлены или даже испуганы, если подумаете, как часто за один лишь только день, за один-единственный час вы соприкасаетесь со своим миром и с самим собой и как часто на самом деле принимаете решения - спонтанно, без долгих размышлений. Фактически каждая минута содержит разные возможности, среди которых мы непрерывно выбираем, пока не останавливаемся на одной. Так мы «делаем» нашу жизнь, каждый свою - ведь то, с чем мы соприкасаемся и чем занимаемся сейчас, как раз и есть то, что представляет собой в эту минуту, в этот час наша жизнь. И этот час навсегда останется именно таким, каким мы его провели, и уже никогда не изменится.

Возможность выбора по мнению Лэнге, это дар и требование одновременно. Далее он высказывается по поводу диалогизма ответственности и свободы выбора. Открывая человеку возможности и пространство для обустройства жизни, она вместе с тем настойчиво требует от него решений. Даже в ситуациях, в которых мы не склоняемся ни в ту, ни в другую сторону, решение все равно принимается, а именно: не выбирать ничего. Когда-нибудь потом человек с гордостью или, быть может, с грустью вспомнит ту ситуацию, сознавая, что он был свободен в выборе. Все, что человек совершил и от чего отказался, сделано им самим – по собственной инициативе, по своему усмотрению он предпочел одно и отклонил другое, - и он несет ответственность за свои решения. Везде, где человек свободен, он и ответственен.

Далее автор перечисляет ряд отговорок, используемых людьми для того, чтобы не делать выбор. Он делит их на сводящиеся к конформизму – или к тоталитаризму. Что касается конформистских отговорок, то по его мнению, многие люди оправдывают себя, говоря, что  

а) по-другому поступить было нельзя:

б)ведь сегодня это в порядке вещей и не хочется выглядеть хуже других…

в) что так поступают все, да к тому же

г) один раз – все равно что ни разу… Хотя такие отговорки можно услышать от людей любого возраста, по опыту терапевта, конформистская позиция «быть как все» в основном свойственна молодежи.

Так же есть люди, которые считают, что вести себя так, а не иначе, их заставляют некие силы. Это второй тип отговорок, после конформистских  – тоталитарного типа.  В этом случае человек уступает внешнему или внутреннему давлению, сужающему свободу его действий. В зависимости от обстоятельств это могут быть:

а)общественные условия,

б) политическая или экономическая ситуация,

в)производственная необходимость,

г) сила собственных желаний и влечений, которой невозможно противостоять,

д)родительское воспитание.

В этом случае речь идет не о присоединении к чужому мнению за отсутствием своего, а о том, что человек чувствует себя подверженным давлению и уступает ему.

Разумеется, воспитание оказывает - и должно оказывать влияние на человека. Однако собственная самостоятельная жизнь начинается только тогда, когда человек занимает сознательную позицию в отношении влияния, которое оказало на него воспитание, и решает, сможет ли он сказать «да» тому, чему его учили в детстве.

Человек вынужден принимать решение в любом случае, и то, какой способ избегания свободы он предпочтет - «конформистский» («все так делают») или «тоталитарный» («я был вынужден»), - в конечном счете тоже его решение.

Далее А.Лэнгле касается темы отсутствия средств, способных помочь нам в принятии решений. На его взгляд это стало особой проблемой, духовным бедствием нашего времени. Виктор Франкл описывает это кратко и точно: «В отличие от животного, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно делать. И, в отличие от людей вчерашних дней, традиции больше не говорят современному человеку, что он делать обязан. Не зная, что ему нужно, и не зная, что он должен, человек по-настояшему не знает и того, чего же он, собственно говоря, хочет. Что из этого следует? Либо он хочет только того, что делают другие, и это конформизм. Либо наоборот: он делает только то, чего от него хотят другие, и тогда мы имеем тоталитаризм» .

Оказавшись наедине со своей свободой без внутренних ориентиров для принятия решений, человек испытывает тревогу и страх, потому что он попадает во власть слепого случая, становится пешкой в руках обстоятельств. Он становится целиком зависимым от непредсказуемого диктата момента, чувствует себя брошенным на произвол судьбы.

Некоторые люди, замечает А.Лэнгле, в ситуации отсутствия ориентиров для принятия решений хватаются за иллюзию свободы, считая, что будут свободны по-настоящему, если начнут делать «всё, что захотят». Но, не имея собственных ориентиров и потому не зная, чего он на самом деле хочет, такой человек точно так же оказывается целиком во власти внешних обстоятельств или неподконтрольных ему собственных внутренних импульсов. Он решается на что-то без всяких на то оснований и постоянно ждет, что подкинет Его Величество Случай. Тот, кто стремится лишь к тому, что под влиянием импульса пришло ему в голову, на самом деле отвергает свою свободу просто ради того, чтобы от нее отделаться.

Далее приведем разработку Альфрида Лэнге, касающуюся техники принятия правильных решений.

Этому предшествуют два этапа.

1. Получение информации. Необходимо знать положение дел, представлять, в отношении чего принимается решение и какие возможности выбора существуютв данной ситуации.

2. Опрелеленив субъективной значимости информации. Каждая возможность анализируется и взвешивается с точки зрения ее важности и ценности.

Эти этапы обеспечивают реалистичную ориентацию в обстоятельствах как предпосылку для принятия решения. В ходе принятия решений человек также может ориентироваться на религиозные ценности, философские системы, идеологии, групповые мнения. Если в следовании им не замешаны страх, фанатизм или сумасбродство, то тогда и здесь принятию решения все-таки предшествуют этапы получения информации и определения ее значимости.

Итак, перед принятием решения требуется представлять себе возможные варианты. По мнению основателя третьей венской школы психотерапии, в каждой конкретной ситуации только один  путь является для человека наилучшим. Как в сфере позитивного, так и в сфере негативного существует иерархия ценностей. Издержки, непредвиденные последствия, теневые стороны, скрытые опасности, с которыми нужно считаться, могут быть выражены в самой разной степени.

Свободное существование предполагает сопоставление различных обстоятельств, определение их значения и ценности, отделение лучшего от хорошего, безобидного от вредного. Благодаря подобному различению из множества возможностей начинает вырисовываться, кристаллизоваться единственный шанс, имеющийся в данный момент времени, в результате чего решение часто становится само собой разумеющимся. Используя

этот уникальный шанс, предпочитая эту возможность всем остальным и принимая на ее основе решение, человек делает свою жизнь более полной. Выбрав одну возможность, выделив ее среди других, он делает эту возможность «особенной».

Поступая таким образом, анализируя и взвешивая, человек может ориентироваться в любой ситуации и находить обоснованное и внутренне соответствующее ему направление для следующего этапа жизни. Автор подчеркивает, как важно «выжимать» из ситуации самое лучшее. Реальность, которая нас окружает, ждет того, чтобы быть переработанной и «усовершенствованной» наши ми действиями.

Далее А.Лэнгле затрагивает опасности, которые таит в себе свобода выбора и два противоположных варианта неэффективного реагирования на такую ситуацию. С одной стороны, это экзистенциальный вакуум, а с другой стороны это беспомощность при необходимости принимать решение.

Итак, из-за свободы, понимаемой как отсутствие обязанностей, человек может испытывать чувства потерянности, внутренней опустошенности, экзистенциального вакуума, и вследствие этого цепляться за эрзац-форму свободы. Теперь мы обнаруживаем опасность другого рода: человек может растеряться среди изобилия интересов и возможностей и поэтому стать беспомощным. Он стоит перед мучительной проблемой выбора, он должен принять решение.

Может ли быть у человека слишком много свободы, когда ему приходится выбирать из множества интересных и благоприятных возможностей? В отличие от сотояния внутренней пустоты и отсутствия интересов, здесь ситуация совершенно иная - нет и следа экзистенциального вакуума, жизнь становится насыщенной и богатой. Сама свобода человека осталась прежней, но интенсивность и наполненность жизни совершенно иные.

Теперь нам хотелось бы указать на «человеческий фактор» в принятии решений, как его рассматривает Альфрид Лэнгле. Принятие решения зависит от человека, который его принимает. Не все люди в одинаковой степени видят имеющиеся возможности. Одна и та же реальность по-разному воспринимается и оценивается двумя людьми, обладающими разным жизненным опытом; кроме того, люди различаются своими врожденными и приобретенными качествами. Это ведет к тому, что возможности одного человека могут оказаться недоступными для другого.

Таким образом мы рассмотрели выбор с точки зрения современного экзистецанализа, в частности на примере его представителя А.Лэнгле.

Итак, подытожим, что концепция современного экзистенциального анализа обращает внимание на значение чувств и интуиции, а также на способность зрелой личности доверять своим чувствам при совершении выбора. Совершение выбора в зрелом возрасте происходит в результате процессе переживания в виде последовательных шагов:

          - восприятие реальности;

          - восприятие ценностей;

          - взвешивание ценностей и интуитивно переживаемое решение;

          - реализации смысла и совершение действия.

Использовавшаяся литература: работы автсрийского логотерапевта. основоположника "3-й венской школы" А.Лэнгле 

http://ekaterina-pushkareva.com

 



Просмотров: 510
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • В какой степени человек влияет на свою жизнь?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • С чего начать, если Вы хотите изменить свою жизнь? 5 условий для гармонии с собой и миром.
  • Значение выбора жизни, которой живет человек
  • Стратегии выбора спутника жизни, или о том, с кем следует, а с кем не следует связывать свою жизнь
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Судьба. Или - как человек программирует свою жизнь.
  • Человек как Существо принимающее Решения в контексте Судьбы и Свободы.
  • Как человек принимает решение
  • Каждый человек - это новый взгляд на жизнь
  • Что делать, когда умирает близкий человек? Короткая продолжительность жизни и наша карма. Страх будущего
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Буриданов осел, или как принять решение в ситуации выбора (на примере клиентского случая)
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • "Не живи" - как человек рушит свою жизнь.
  • Дать ли жизнь внутреннему ребёнку? О состояниях, в которых пребывает человек.
  • Как принять верное решение в ситуации выбора?
  • Зачем люди жалуются на свою жизнь?
  • Когда и для чего нужно выбирать Ориентированную на решение краткосрочную психотерапию
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • «Жизнь, наполненная смыслом» — моё интервью с Альфридом Лэнгле
  • Человек, который не умел принимать решения
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Чего человек боится больше всего?
  • Безнадега прочно вошла в жизнь? Решение есть... даже три!
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Что скрывают вежливые люди и как внести СОТВОРЧЕСТВО в свою жизнь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь