|
О возможности выбора и невозможности не выбиратьАвтор статьи: Ольга Краснодубец
Отношение к ситуации выбора у разных людей разное. Один бывает очень рад перспективе выбирать что-либо, другой испытывает излишнюю тревогу, третий может чувствовать растерянность, а четвертый буквально застывает между возможными вариантами выбора. Чем же так опасна ситуация выбора для некоторых из нас? На самом деле мы бываем в ситуации выбора гораздо чаще, чем задумываемся об этом. Каждый день мы выбираем из огромного количества альтернатив: с кем жить, как жить, где работать, что есть на завтрак, в конце концов… Часто человек вовсе не переживает это так, как будто он что-то выбирает. В этом случае выбор осуществляется пассивно на основании уже когда-то сделанного активного выбора. Это очень экономит нашу энергию и время. Когда же человек выбирает нечто, чего ранее он не выбирал, или выбирал, но давно или не часто, то именно такую ситуацию он переживает как ситуацию выбора. Она отличается от привычного (пассивного) выбора, в первую очередь, осознаванием этого процесса. Ирвин Ялом в своей книге «Шопенгауэр как лекарство» утверждает, что на каждое «да» есть свое «нет». Т.е. говоря кому-то или чему-то «да», мы одновременно говорим «нет» остальным альтернативам. На мой взгляд, именно в этом и заключается вся трудность выбора- сказать «нет» и потерять нечто. В ситуации выбора человек переживает все выбираемые альтернативы как возможные, а следовательно уже в некоторой степени ему принадлежащие, пусть и иллюзорно. Выбирая что-то одно, человек лишает себя всего остального и, частенько, чувствует себя более «бедным», чем до того, как он сделал окончательный выбор. Поэтому выбор дается не легко людям, имеющим такую особенность характера, как жадность, в основе которой лежит невозможность индивида дифференцировать свои собственные желания, предпочтения, потребности. Такие люди стараются сохранить все возможные альтернативы. Иногда в ситуации труднопереносимого выбора оказываются так называемые перфекционисты- люди с ярко выраженными нарциссическими чертами характера- когда ни одна из альтернатив выбора не является идеальной. Обычно человек с такой внутренней организацией легко идеализирует то, что выбирает, и обесценивает то, от чего отказывается. Этим он несколько уплощает мир, но при этом оберегает себя от мучительного переживания, что никакая из альтернатив не совершенна. Если смотреть на жизнь реально, то любой выбор имеет свои перспективы и свои ограничения, и, делая его, важно определить, какие перспективы на данный момент наиболее желаемы, а какие ограничения наиболее терпимы. Трудным бывает выбор, который сопровождается реальной утратой (например, при разводе). Особенно трудным, а порою невозможным, этот выбор становится для людей, демонстрирующих зависимые (созависимые) черты характера. Для них другой- это в одно и тоже время источник потребностей и объект удовлетворения этих потребностей. В результате выбора непременно наступает ответственность за его последствия. Взять на себя ответственность, значит сказать: «да, то, что я сегодня имею- это результат моего выбора, я это сделал своими руками и теперь я же, своими же руками буду дальше развивать то, что начал или прилагать усилия, чтобы исправить что-то». Иначе ситуация выглядит, если последствия выбора оцениваются через призму вины. Вина- пренеприятное чувство. Избавиться от вины можно только понеся наказание. А т.к. каждое решение, как уже говорилось выше, имеет как желаемые последствия, так и не желаемые, то человек, заменяющий ответственность виною, догадывается, что вины не избежать, так же как и наказания. Вполне естественно, что в таком случае право выбирать передается другому. Ни один человек не освобожден от выбора. И только самым смелым и жизнелюбивым из нас удается превратить тягостные сомнения и противоречия выбора в увлекательный процесс творчества собственной жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|