Нужны ли вы сами себе? Самооценка и свобода выбора

Нужны ли вы сами себе Самооценка и свобода выбораСамооценка и ее коррекция – одна из самых распространенных проблем, с которой приходят к психологу, которые поднимают на курсах и тренингах. И это не случайность. Самооценка играет огромную роль в формировании личности, сказывается на отношении к жизни, влияет на поведение в каждый отдельный момент времени.

Например, болезненная неуверенность в себе изменяет черты характера. Скажем, кто-то может развить в себе замкнутость, будучи от природы экстравертом. Ему некомфортно общаться с другими, он ожидает неодобрения и заранее боится его. Такой человек может начать искренне считать себя любителем одиночества, и со временем действительно научится получать от него удовольствие, оно станет частью его характера. Так защищает себя наша психика.

 Или еще один пример – высокомерие, которое часто сопровождает неуверенность. За ним легче всего прятать страх критики или непринятия окружающими. Но если мы привыкаем вести себя именно так, постепенно высокомерие станет частью нашего характера и его сложно будет отделить от изначальных черт личности.

Эти адаптивные, маскировочные качества порой основательно портят жизнь и нам, и нашим близким. А главное – они не решают проблему, а отодвигают ее на задний план, создавая дополнительные конструкции в характере.

С самооценкой можно и нужно работать. Но чтобы понять, с чего начать, давайте сначала попробуем разобраться, какой она бывает и как формируется. 

Что такое идеальная самооценка? 

Представьте, что у вас – идеальная самооценка. Как вы тогда должны себя чувствовать, вести? Что это дает вам на уровне мировосприятия?

Обычно говорят о принятии себя, любви к себе, независимости, гармонии, спокойствии и успехе. И действительно, все это – реальные следствия здорового отношения к себе. Но каким оно должно быть? 

Категории самооценки: завышенная, заниженная и адекватная

Итак, какая бывает самооценка? Обычно рассматривают три варианта: 

  • Завышенная
  • Заниженная
  • Адекватная 

Такую классификацию вы можете встретить во многих источниках. И, хотя это на первый взгляд выглядит логично, на самом деле ничего не дает. Что значит – завышенная, например? Кто решает, какая она?

Про одного и того же человека кто-то скажет, что он адекватно оценивает себя, другой – что слишком низко или слишком высоко. То есть оценка относительна, зависит от восприятия. Но даже если мы найдем кого-то, на чье мнение готовы положиться, в разные моменты часто и он даст нам различные ответы. И главное – мы сами порой не можем понять, какая у нас самооценка: о ней часто еще и невозможно говорить, как о некой константе.

Поэтому я предлагаю использовать иную систему и говорить не о завышенной, заниженной и адекватной самооценке, а о стабильной и нестабильной. 

Нестабильная самооценка

 

Это самооценка, которая зависит от внешних обстоятельств. И главная проблема заключается как раз в том, что большинство людей относятся к себе неровно. Один и тот же человек утром может испытывать огромную уверенность в своих силах, а вечером ощущать себя полным неудачником.

Скорее всего, вам это знакомо. У многих бывают дни, когда просыпаешься с утра в отличном настроении, светит солнце, выспался, и кажется – все по плечу. А потом, например, заходишь в автобус, а там – какой-то неприятный тип: наступает на ногу, да еще и хамит. А потом шеф на работе высказывает несправедливые претензии. Настроение падает, и вслед за ним рушится уверенность в себе и в собственных силах.

И получается, дело не в низкой самооценке – с утра же все было в порядке. А в зависимости от внешних факторов.

Чем это грозит? Во-первых, мы не можем быть спокойны за уверенность в себе – ведь всегда обстоятельства всегда могут измениться. А во-вторых, постоянные переходы «вверх-вниз» очень энергоемки. Мы не только страдаем от приступов неуверенности в себе из-за неудачно сложившихся обстоятельств, но и устаем от постоянных колебаний.

Стабильное самовосприятие

 

При устойчивом восприятии себя мы не зависим от того, как сложились внешние обстоятельства. Это не значит, что мы не расстраиваемся из-за неприятностей. Настроение может измениться. Но представление о себе остается в целом неизменным. То есть, возвращаясь к нашему примеру, утром у нас было хорошее настроение, а под влиянием конфликта в транспорте и неприятностей на работе – ухудшилось. Но мы не начинаем обвинять себя, не переходим в состояние «минус». Это здоровый подход. Дополнительный бонус – более спокойное отношение к неудачам – если нет иллюзии «я все смогу», свойственной людям с неровной самооценкой, то нет и такого сильного разочарования. Мы знаем, что можем многое, но не все, и готовы к временным трудностям. 

Условия формирования самооценки 

К сожалению, от нестабильного самовосприятия страдают очень многие люди. И причина этого кроется в их детстве: как и остальные свойства личности, отношение к себе формируется в процессе воспитания.

Когда ребенок рождается, он еще не знает, каким себя считать. Он может только получать чужое мнение о себе. И, как правило, от родителей, хотя иногда в формировании самооценки личности участвуют и другие родственники.

Список «если» 

Воспитание – процесс необходимый, и все мы в детстве должны получить какие-то социальные навыки, чтобы потом иметь возможность жить в обществе, не слишком мешая окружающим. То есть само по себе формирование тех или иных привычек – не плохо. Но плохо и даже трагично то, что ребенку в процессе часто внушают довольно дикие представления о нем самом и мире.

Как это происходит? При нежелательном поведении родители дают ребенку понять, что он поступает неправильно. И это естественный процесс, но только при одном условии: когда родители говорят не о самом ребенке, а о его поступках, не задевая его личность и не оценивая ее. У нас же, как правило, все происходит ровно наоборот. Детям напрямую говорят «Ты плохой, если…» и «Ты хороший, если…». Или, еще лучше: «Не буду тебя любить, если…». Для ребенка это означает, что ему ставят условия – каким он должен становиться, чтобы его любили, принимали, хотели с ним общаться.

Дети не могут воспринимать информацию критично, они исходят из того, что им говорят, а также порой напрямую копируют родителей.

В результате у ребенка формируется следующее представление: сам по себе он никому не нужен. И оно остается с ним не только в детстве, а переходит и во взрослую жизнь. Это называется базовым чувством «я минус». И тут мы как раз и возвращаемся к самооценке, которая зависит от внешних обстоятельств.

Такой человек чувствует себя хорошо, только когда кому-то нужен. Иначе он в минусе. А под таким давлением очень тяжело жить. И, поскольку так жить невозможно, создается своего рода система контроля. Формируются два списка «если» – минус и плюс, на которые он ориентируется. Выполняя условия из одного списка, человек становится хорошим, из второго – плохим.

Вот некоторые варианты, какие пункты могут фигурировать в этих списках. 

  • «Я плюс», если я сильный, лучший, полезный, нравлюсь другим, радую их, помогаю им, незаметный, много работаю.
  • И «я минус», если я не нравлюсь окружающим, не могу быть полезным, привлекаю внимание, живу для себя, слабый. 

Пример создания базового ощущения «я минус» – отношения мамы с дочкой. Ребенку дают постоянную положительную обратную связь: «Ты хорошая, когда помогаешь маме, радуешь ее, убираешь за собой, тихо себя ведешь». И отрицательную: «Ты плохая, когда шумишь, плачешь, расстраиваешь маму, кричишь, споришь». У дочери формируются два списка, «я плюс» и «я минус». Сначала она, чтобы выглядеть хорошей, радует маму, потом желание радовать «переезжает» в окружающих вообще. То есть она постоянно ощущает потребность быть удобной для всех, радовать их, приносить пользу и не спорить. Представляете, как сложно такой девушке будет отстаивать свою точку зрения, вообще хоть что-то делать для себя? Потому что на карту будет поставлено отношение к себе на базовом уровне. Расстроив кого-либо, она будет ощущать себя плохой, а это тяжело для психики. Естественно, она будет выбирать безопасный путь, выполняя списки «если». 

Свобода выбора 

И тут мы подходим к свободе выбора, точнее в данном случае – к ее отсутствию. У человека, который постоянно должен выполнять пункты списка, чтобы удерживать свою самооценку на приемлемом уровне, очень мало свободы. Он не может делать то, что хочет.

Радовать окружающих и помогать им на самом деле не плохо, но только когда это ваш свободный выбор. А в данном случае выбор является сценарным.

Кроме описанного механизма существует еще несколько, но о них я подробно рассказываю на своем ближайшем 5-дневном курсе "Основы стабильной самооценки". Здесь же скажу только, что воспринятое в детстве запечатлевается на очень глубоком уровне, и потом с этими установками сложно бороться. Более того, большинству людей даже не приходит в голову это делать: концепции так прочно входят в сознание и подсознание, что кажутся совершенно естественными, становятся нерушимой частью мира.

Поэтому даже увидеть их – большой шаг вперед. Но за ним должны последовать другие. Существуют люди, у которых воспитан базовый «я плюс», то есть они нужны сами себе. Но и научиться этому тоже возможно.



Просмотров: 496
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Самооценка. Что изменится в жизни, если Вы приобретете навык любви к себе?
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Когда вы сами себе жёский контролёр, и палач, и сами же против себя бунтуете и «не слушаетесь»
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Как перестать хотеть от себя слишком много. Или ещё раз про неуверенность в себе
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Войти в тупик, чтобы наконец начать возвращать себе себя
  • Когда ты возвращаешь себе себя!
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Заниженная самооценка или по какой структуре личности себя измеряем?
  • Я люблю себя, даже, если, вам не нравлюсь
  • Себя, себе, собой, собою, о себе.
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Как помочь себе? Из серии начни с себя или помоги себе сам.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Когда мы забыли о себе? История о том, как мы научились игнорировать себя.
  • Как принять себя, когда видишь в себе столько изъянов?
  • Вспомнить в себе Королеву и вернуть себе себя
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно
  • Заниженная самооценка и неуверенность в себе
  • Что делать если вы сами себе не нравитесь?
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Уверенность в себе: я себя знаю
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь