|
Когда мы забыли о себе? История о том, как мы научились игнорировать себя.Автор статьи: Цуранков Владимир Андреевич
Заботиться о себе - значит научиться замечать своё состояние, распознавать потребности и иметь готовность рискнуть, сделать первый шаг. Функция заботы о себе изначально возложена на наших родителей. Именно они помогают ребенку отразить то, что с ним происходит. В младенческий период ребенок не может дифференцировать свои переживания и эту роль берёт на себя мать. Сначала потребности ребенка узнаёт и удовлетворяет родитель. Затем он сам учится их распознавать и удовлетворять. Но по мере взросления, расширения социальных связей и опыта, эта способность может утрачиваться. Давайте попробуем рассмотреть некоторые возможные причины этого: 1. Действительно, когда ребенок очень маленький, именно родитель должен распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Но наступает момент, когда это необходимо передать ребенку, не резко, а постепенно, и с поддержкой - через ориентацию родителя на зону ближайшего развития ребенка. И тут возможен такой вариант, когда родитель может уходить в гиперопеку. И это не даёт ребенку получать новый опыт, он не сталкивается с ситуациями, когда необходимо самостоятельно распознавать свои потребности и искать варианты их удовлетворения. Такому ребенку, взрослея, трудно дифференцировать своё состояние. Он может его просто не замечать. 2. В детстве, чтобы оградить ребенка от различных опасностей, важно транслировать ему определенные правила, нормы и т.д. Но в какой-то момент ребенок может начать сталкиваться с ситуациями, в которых нет угрозы его жизни, когда возникающий вопрос может иметь множество ответов. И в этой ситуации, вместо того чтобы помочь ребенку выработать свою позицию, помочь осознать то, что с ним происходит, взрослые начинают транслировать свои ценности, своё видение, говорят как поступать “правильно”. В таком случае, взрослеющий ребенок будет плохо осознавать свои желания, ему будет трудно сделать выбор, когда нет однозначно правильного решения. 3. Зависть, злость, ненависть и так далее - это чувства, которые переживают все без исключения. Эмоции - это индикаторы, которые отражают наше отношение к ситуации, в которой мы находимся. Исходя из этого положения, не существует плохих и хороших эмоций, важны все эмоции. Но те чувства, которые мы можем маркировать как «плохие», в обществе табуированы. Все наверняка могли слышать “злиться плохо”, “завидовать нельзя”, “хвастаться неприлично” и т.д. Когда ребенок слышит подобные установки, он их усваивает и пытается эти плохие эмоции не переживать. Но не переживать их нельзя, и тогда происходит то, что в психологии называется проекцией. Это приписывание другим людям качеств, мыслей, фантазий, желаний, которые есть у самого человека, но им не признаются. Получается некоторый запрет на удовлетворение значимых желаний. Мы отрицаем их у себя, но недовольно видим у других: “Какой наглый, сколько всего он захотел!”. Если в семье ребенка не принято выражать эмоции, то он будет вынужден их гасить в себе. Во взрослой жизни он столкнется с тем, что не сможет выстраивать свои границы в отношениях с другими людьми. Постоянное напряжение от удержания эмоций высокой интенсивности - это то, что часто приводит к психосоматическим заболеваниям, паническим атакам, астеническому неврозу и т.д. 4. Ещё одним важным моментом является умение присваивать и осознавать произошедший опыт. Если родители отмечали действия ребенка не только негативные, но и позитивные, не обесценивая их, то есть шанс что ребенок научится ассимилировать свой опыт. Это то, что позволит находить золотую середину между выбором в пользу себя и выбором в пользу другого. 5. Если в детстве ребенок получал признание и любовь родителей только за хорошие поступки, есть вероятность, что в будущем у человека будет идея, что если я сделаю что-то для себя, отказав другому, то я останусь в одиночестве, меня не примут, отвергнут. Описанные реакции, формы поведения, как правило, не осознаются человеком. Он их исполняет автоматически. И тогда, чтобы изменить ситуацию, необходимо исследовать своё поведение. Хорошим вариантом для этого является индивидуальная и групповая психотерапия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|