Когда мы забыли о себе? История о том, как мы научились игнорировать себя.


Заботиться о себе - значит научиться замечать своё состояние, распознавать потребности и иметь готовность рискнуть, сделать первый шаг. 

Функция заботы о себе изначально возложена на наших родителей. Именно они помогают ребенку отразить то, что с ним происходит. В младенческий период ребенок не может дифференцировать свои переживания и эту роль берёт на себя мать. Сначала потребности ребенка узнаёт и удовлетворяет родитель. Затем он сам учится их распознавать и удовлетворять. Но по мере взросления, расширения социальных связей и опыта, эта способность может утрачиваться. 
Давайте попробуем рассмотреть некоторые возможные причины этого: 

1. Действительно, когда ребенок очень маленький, именно родитель должен распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Но наступает момент, когда это необходимо передать ребенку, не резко, а постепенно, и с поддержкой - через ориентацию родителя на зону ближайшего развития ребенка. И тут возможен такой вариант, когда родитель может уходить в гиперопеку. И это не даёт ребенку получать новый опыт, он не сталкивается с ситуациями, когда необходимо самостоятельно распознавать свои потребности и искать варианты их удовлетворения. Такому ребенку, взрослея, трудно дифференцировать своё состояние. Он может его просто не замечать. 

2. В детстве, чтобы оградить ребенка от различных опасностей, важно транслировать ему определенные правила, нормы и т.д. Но в какой-то момент ребенок может начать сталкиваться с ситуациями, в которых нет угрозы его жизни, когда возникающий вопрос может иметь множество ответов. 
И в этой ситуации, вместо того чтобы помочь ребенку выработать свою позицию, помочь осознать то, что с ним происходит, взрослые начинают транслировать свои ценности, своё видение, говорят как поступать “правильно”. 
В таком случае, взрослеющий ребенок будет плохо осознавать свои желания, ему будет трудно сделать выбор, когда нет однозначно правильного решения. 

3. Зависть, злость, ненависть и так далее - это чувства, которые переживают все без исключения. 
Эмоции - это индикаторы, которые отражают наше отношение к ситуации, в которой мы находимся. Исходя из этого положения, не существует плохих и хороших эмоций, важны все эмоции. 
Но те чувства, которые мы можем маркировать как «плохие», в обществе табуированы. Все наверняка могли слышать “злиться плохо”, “завидовать нельзя”, “хвастаться неприлично” и т.д. 
Когда ребенок слышит подобные установки, он их усваивает и пытается эти плохие эмоции не переживать. Но не переживать их нельзя, и тогда происходит то, что в психологии называется проекцией. Это приписывание другим людям качеств, мыслей, фантазий, желаний, которые есть у самого человека, но им не признаются. 
Получается некоторый запрет на удовлетворение значимых желаний. Мы отрицаем их у себя, но недовольно видим у других: “Какой наглый, сколько всего он захотел!”. 
Если в семье ребенка не принято выражать эмоции, то он будет вынужден их гасить в себе. Во взрослой жизни он столкнется с тем, что не сможет выстраивать свои границы в отношениях с другими людьми. 
Постоянное напряжение от удержания эмоций высокой интенсивности - это то, что часто приводит к психосоматическим заболеваниям, паническим атакам, астеническому неврозу и т.д. 

4. Ещё одним важным моментом является умение присваивать и осознавать произошедший опыт. 
Если родители отмечали действия ребенка не только негативные, но и позитивные, не обесценивая их, то есть шанс что ребенок научится ассимилировать свой опыт. Это то, что позволит находить золотую середину между выбором в пользу себя и выбором в пользу другого. 

5. Если в детстве ребенок получал признание и любовь родителей только за хорошие поступки, есть вероятность, что в будущем у человека будет идея, что если я сделаю что-то для себя, отказав другому, то я останусь в одиночестве, меня не примут, отвергнут. 

Описанные реакции, формы поведения, как правило, не осознаются человеком. Он их исполняет автоматически. И тогда, чтобы изменить ситуацию, необходимо исследовать своё поведение. 

Хорошим вариантом для этого является индивидуальная и групповая психотерапия.

 


Просмотров: 731
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • 3 способа не выйти из себя, когда ребенок доводит
  • Действия мамы, когда ребенок плохо адаптируется к саду
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь