Когда мы забыли о себе? История о том, как мы научились игнорировать себя.


Заботиться о себе - значит научиться замечать своё состояние, распознавать потребности и иметь готовность рискнуть, сделать первый шаг. 

Функция заботы о себе изначально возложена на наших родителей. Именно они помогают ребенку отразить то, что с ним происходит. В младенческий период ребенок не может дифференцировать свои переживания и эту роль берёт на себя мать. Сначала потребности ребенка узнаёт и удовлетворяет родитель. Затем он сам учится их распознавать и удовлетворять. Но по мере взросления, расширения социальных связей и опыта, эта способность может утрачиваться. 
Давайте попробуем рассмотреть некоторые возможные причины этого: 

1. Действительно, когда ребенок очень маленький, именно родитель должен распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Но наступает момент, когда это необходимо передать ребенку, не резко, а постепенно, и с поддержкой - через ориентацию родителя на зону ближайшего развития ребенка. И тут возможен такой вариант, когда родитель может уходить в гиперопеку. И это не даёт ребенку получать новый опыт, он не сталкивается с ситуациями, когда необходимо самостоятельно распознавать свои потребности и искать варианты их удовлетворения. Такому ребенку, взрослея, трудно дифференцировать своё состояние. Он может его просто не замечать. 

2. В детстве, чтобы оградить ребенка от различных опасностей, важно транслировать ему определенные правила, нормы и т.д. Но в какой-то момент ребенок может начать сталкиваться с ситуациями, в которых нет угрозы его жизни, когда возникающий вопрос может иметь множество ответов. 
И в этой ситуации, вместо того чтобы помочь ребенку выработать свою позицию, помочь осознать то, что с ним происходит, взрослые начинают транслировать свои ценности, своё видение, говорят как поступать “правильно”. 
В таком случае, взрослеющий ребенок будет плохо осознавать свои желания, ему будет трудно сделать выбор, когда нет однозначно правильного решения. 

3. Зависть, злость, ненависть и так далее - это чувства, которые переживают все без исключения. 
Эмоции - это индикаторы, которые отражают наше отношение к ситуации, в которой мы находимся. Исходя из этого положения, не существует плохих и хороших эмоций, важны все эмоции. 
Но те чувства, которые мы можем маркировать как «плохие», в обществе табуированы. Все наверняка могли слышать “злиться плохо”, “завидовать нельзя”, “хвастаться неприлично” и т.д. 
Когда ребенок слышит подобные установки, он их усваивает и пытается эти плохие эмоции не переживать. Но не переживать их нельзя, и тогда происходит то, что в психологии называется проекцией. Это приписывание другим людям качеств, мыслей, фантазий, желаний, которые есть у самого человека, но им не признаются. 
Получается некоторый запрет на удовлетворение значимых желаний. Мы отрицаем их у себя, но недовольно видим у других: “Какой наглый, сколько всего он захотел!”. 
Если в семье ребенка не принято выражать эмоции, то он будет вынужден их гасить в себе. Во взрослой жизни он столкнется с тем, что не сможет выстраивать свои границы в отношениях с другими людьми. 
Постоянное напряжение от удержания эмоций высокой интенсивности - это то, что часто приводит к психосоматическим заболеваниям, паническим атакам, астеническому неврозу и т.д. 

4. Ещё одним важным моментом является умение присваивать и осознавать произошедший опыт. 
Если родители отмечали действия ребенка не только негативные, но и позитивные, не обесценивая их, то есть шанс что ребенок научится ассимилировать свой опыт. Это то, что позволит находить золотую середину между выбором в пользу себя и выбором в пользу другого. 

5. Если в детстве ребенок получал признание и любовь родителей только за хорошие поступки, есть вероятность, что в будущем у человека будет идея, что если я сделаю что-то для себя, отказав другому, то я останусь в одиночестве, меня не примут, отвергнут. 

Описанные реакции, формы поведения, как правило, не осознаются человеком. Он их исполняет автоматически. И тогда, чтобы изменить ситуацию, необходимо исследовать своё поведение. 

Хорошим вариантом для этого является индивидуальная и групповая психотерапия.

 


Просмотров: 654
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Что происходит когда мы говорим о себе плохо?
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда хочет убить маму обычный ребенок - что с ним?
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Самоедство. Что будет, когда ты обглодаешь себя до костей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь