|
Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозностиАвтор статьи: Гнутова Анастасия Олеговна
Научный руководитель: М.Ю. Рогозина, канд. пед. наук, доцент В моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск различного рода суеверий, оккультизма, мистики. У людей возникает потребность самоидентификации с чем-то стабильным. Одной из возможностей удовлетворения данной потребности становится религия, которая обретает свободу для своего развития и распространения. Большое количество религиозных и околорелигиозных учений, появление в СМИ программ соответственной тематики отражают разнообразность религиозных интересов и возможность удовлетворения ними различных духовных потребностей общества. Молодежь, и в особенности, студенчество, является активной социальной группой, наиболее чувствительной к изменениям культурной среды, поэтому анализ ценностно-смысловой сферы личности представляется достаточно важным. Значительный вклад в изучение проблемы религиозности внесли Л.Я. Штернберг, М. Аргайло, Б. Бейт-Халлами, Я. Сунден, Г. Оллпорт, религиоведы Д.М. Угринович, М.А. Попова, М.Г. Писманик и другие. Религиозность – это социально-психологическое свойство личности, субъективное отражение и интерпретация, степень усвоения элементов религии, проявляющиеся в сознании и поведении.[2] Соответственно, под уровнями выраженности религиозности мы понимаем определенную степень интенсивности религиозных свойств (признаков) индивида и группы. Ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. Ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. [1] Система ценностных ориентации верующих характеризует их общее отношение к окружающей действительности, общую социальную направленность их сознания и поведения прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, - Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т.д.[3] Проблема исследования ценностно-смысловой сферы людей с разным уровнем религиозности является достаточно актуальной для современной психологии, так как идеологическая неопределённость нашего времени вынуждает молодых людей искать смыслы и ценности своей жизни во всех доступных духовных учениях и практиках. Этот аспект изучен недостаточно, так как и религия, и сама духовность являются интимными сторонами человеческой жизни. Целью исследования является раскрытие особенностей ценностно-смысловой сферы у молодых людей с разным уровнем религиозности. Молодость – это возраст, в котором проходить окончательное формирование ценностно-смысловой сферы личности, поэтому, участия в исследования в качестве выборки были взяты 50 студентов в возрасте от 17 до 23 лет. Основными методиками, применяемыми для определения уровней и структуры религиозности были: тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых (СИР) и тестовая методика «Религиозность» О. В. Сучковой, обработка результатов которой, позволила разделить респондентов по уровням выраженности религиозности на 3 группы. В группу респондентов с низким уровнем религиозности вошло 15 человек (7 женщин, 8 мужчин), средним – человек (12 женщин, 11 мужчин), и высоким – 12 человек (6 женщин, 6 мужчин). Для исследования ценностно-смысловой сферы личности были использованы такие методики, как «Самоактуализационный тест» (САТ), тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО), «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ). Анализ полученных результатов позволил выявить значимые различия как в особенностях ценностно-смысловой сферы, так и в отношении к религии у респондентов с разным уровнем религиозности. Респонденты различаются в отношении к конфессиональным верованиям и исповедуемым ими нравственным нормам. У испытуемых с высоким уровнем выраженности религиозности формируется система нравственных норм на основе исповедуемой традиционной религии (не считая при этом её единственно возможной), а респонденты со средним и низким уровнем религиозности частично принимают религиозные нравственные нормы, не основываясь на христианском учении, также они оказались более заинтересованными в мистических, оккультных практиках и псевдонаучных идеях. Также различным является объяснение окружающего мира разными группами респондентов. Респонденты с высоким и средним уровнем религиозности при объяснении окружающего мира способны совмещать научную, псевдонаучную и сверхъестественную интерпретацию событий, что снижает уровень познавательной потребности по сравнению с респондентами с низким уровнем религиозности, хотя может отражать большую адаптивность их мировоззрения. В это же время респонденты с низким уровнем религиозности предпочитают не использовать религиозную интерпретацию, активизируя познавательную деятельность и креативность. Стоит отметить, что респонденты с высоким уровнем религиозности занимают активную общественную позицию, больше интересуются проблемами общества, что может быть связано с общественным, групповым характером религии. Религия как коллективная форма деятельности стимулирует интерес данной группы респондентов к участию в общественной жизни. Нерелигиозные респонденты показали меньшую готовность к установлению социальных контактов. Значимые различия также наблюдаются в качественном взаимодействии с другими людьми. Религиозные люди реже используют манипуляцию другими для достижения собственных целей, больше полагаясь на помощь высших сил, а также в большей степени признают, что собственные достижения возможны с помощью высших сил, а не личных усилий. Агрессивное поведение как способ достижения собственной цели и компенсации негативной энергии за счёт других людей менее приемлемо для религиозных людей т. к. традиционное религиозное учение описывает агрессивность и раздражение в негативном, греховном виде. Для людей с низким уровнем религиозности агрессивное поведение является не чем-то неправильным, а одним из способов достижения цели или проявления себя. Таким образом, в данном исследовании было выявлено, что в большей степени группы респондентов различаются в особенностях ценностно-смысловой сферы и в отношении к религии по таким показателям: наличие конфессиональных верований, нравственных норм, идеалистическая философия, отношение к магии, высшей силе, наличие религиозного самосознания, отношение к креативности и познанию, как к ценностям, активность социальных контактов, принятие агрессии и т.д. Результаты исследования могут найти своё практическое применение в вопросах образования и воспитания молодёжи: привития социально-приемлемых норм, ценностей, моделей поведения, приобщения к традициям и культуре, что позволит ослабить ряд проблем и определиться в собственных смысложизненных ориентациях и ценностях. Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|