Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности

Особенности ценностно смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности  

Подготовила: А.О. Гнутова 

Научный руководитель: М.Ю. Рогозина, канд. пед. наук, доцент

В моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск различного рода суеверий, оккультизма, мистики. У людей возникает потребность самоидентификации с чем-то стабильным. Одной из возможностей удовлетворения данной потребности становится религия, которая обретает свободу для своего развития и распространения. Большое количество религиозных и околорелигиозных учений, появление в СМИ программ соответственной тематики отражают разнообразность религиозных интересов и возможность удовлетворения ними различных духовных потребностей общества. Молодежь, и в особенности, студенчество, является активной социальной группой, наиболее чувствительной к изменениям культурной среды, поэтому анализ ценностно-смысловой сферы личности представляется достаточно важным.

Значительный вклад в изучение проблемы религиозности внесли Л.Я. Штернберг, М. Аргайло, Б. Бейт-Халлами, Я. Сунден, Г. Оллпорт, религиоведы Д.М. Угринович, М.А. Попова, М.Г. Писманик и другие.

Религиозность – это социально-психологическое свойство личности, субъективное отражение и интерпретация, степень усвоения элементов религии, проявляющиеся в сознании и поведении.[2] Соответственно, под уровнями выраженности религиозности мы понимаем определенную степень интенсивности религиозных свойств (признаков) индивида и группы.

Ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. Ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. [1] Система ценностных ориентации верующих характеризует их общее отношение к окружающей действительности, общую социальную направленность их сознания и поведения прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, - Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т.д.[3]

Проблема исследования ценностно-смысловой сферы людей с разным уровнем религиозности является достаточно актуальной для современной психологии, так как идеологическая неопределённость нашего времени вынуждает молодых людей искать смыслы и ценности своей жизни во всех доступных духовных учениях и практиках. Этот аспект изучен недостаточно, так как и религия, и сама духовность являются интимными сторонами человеческой жизни.

Целью исследования является раскрытие особенностей ценностно-смысловой сферы у молодых людей с разным уровнем религиозности.

Молодость – это возраст, в котором проходить окончательное формирование ценностно-смысловой сферы личности, поэтому, участия в исследования в качестве выборки были взяты 50 студентов в возрасте от 17 до 23 лет.

Основными методиками, применяемыми для определения уровней и структуры религиозности были: тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых (СИР) и тестовая методика «Религиозность» О. В. Сучковой, обработка результатов которой, позволила разделить респондентов по уровням выраженности религиозности на 3 группы. В группу респондентов с низким уровнем религиозности вошло 15 человек (7 женщин, 8 мужчин), средним – человек (12 женщин, 11 мужчин), и высоким – 12 человек (6 женщин, 6 мужчин).

Для исследования ценностно-смысловой сферы личности были использованы такие методики, как «Самоактуализационный тест» (САТ), тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО), «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ).

Анализ полученных результатов позволил выявить значимые различия как в особенностях ценностно-смысловой сферы, так и в отношении к религии у респондентов с разным уровнем религиозности.

Респонденты различаются в отношении к конфессиональным верованиям и исповедуемым ими нравственным нормам.  У испытуемых с высоким уровнем выраженности религиозности формируется система нравственных норм на основе исповедуемой традиционной религии (не считая при этом её единственно возможной), а респонденты со средним и низким уровнем религиозности частично принимают религиозные нравственные нормы, не основываясь на христианском учении, также они оказались более заинтересованными в мистических, оккультных практиках и псевдонаучных идеях.

Также различным является объяснение окружающего мира разными группами респондентов. Респонденты с высоким и средним уровнем религиозности при объяснении окружающего мира способны совмещать научную, псевдонаучную и сверхъестественную интерпретацию событий, что снижает уровень познавательной потребности по сравнению с респондентами с низким уровнем религиозности, хотя может отражать большую адаптивность их мировоззрения. В это же время респонденты с низким уровнем религиозности предпочитают не использовать религиозную интерпретацию, активизируя познавательную деятельность и креативность.

Стоит отметить, что респонденты с высоким уровнем религиозности занимают активную общественную позицию, больше интересуются проблемами общества, что может быть связано с общественным, групповым характером религии. Религия как коллективная форма деятельности стимулирует интерес данной группы респондентов к участию в общественной жизни. Нерелигиозные респонденты показали меньшую готовность к установлению социальных контактов.

Значимые различия также наблюдаются в качественном взаимодействии с другими людьми. Религиозные люди реже используют манипуляцию другими для достижения собственных целей, больше полагаясь на помощь высших сил, а также в большей степени признают, что собственные достижения возможны с помощью высших сил, а не личных усилий. Агрессивное поведение как способ достижения собственной цели и компенсации негативной энергии за счёт других людей менее приемлемо для религиозных людей т. к. традиционное религиозное учение описывает агрессивность и раздражение в негативном, греховном виде. Для людей с низким уровнем религиозности агрессивное поведение является не чем-то неправильным, а одним из способов достижения цели или проявления себя.

Таким образом, в данном исследовании было выявлено, что в большей степени группы респондентов различаются в особенностях ценностно-смысловой сферы и в отношении к религии по таким показателям: наличие конфессиональных верований, нравственных норм, идеалистическая философия, отношение к магии, высшей силе, наличие религиозного самосознания, отношение к креативности и познанию, как к ценностям, активность социальных контактов, принятие агрессии и т.д.

Результаты исследования могут найти своё практическое применение в вопросах образования и воспитания молодёжи: привития социально-приемлемых норм, ценностей, моделей поведения, приобщения к традициям и культуре, что позволит ослабить ряд проблем и определиться в собственных смысложизненных ориентациях и ценностях.

Список литературы

    Мерзлякова С. В. Ценностные ориентации современных студентов // Психология образования: проблемы и перспективы: материалы первой международной научно-практической конференции. – М., 2004. – 456 с.Торгашев Г.А. Основы религиоведения. – СПб.: Питер, 2004. – 364с.Угринович Д.М. Психология религии. – М.: Политиздат, 1986. – 352 с.


Просмотров: 610
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности организации ценностно-смысловой сферы химически зависимых.
  • Анализ собственной ценностно-смысловой структуры
  • РАССУЖДЕНИЯ О РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
  • Что делать с высоким уровнем тревожности?
  • Психологические особенности взаимосвязи суеверности личности с её уровнем невротичности
  • Связь ценностных ориентаций с уровнем субъективного благополучия личности
  • Особенности копинг поведения и жизнестойкости безработных с различным уровнем одиночества
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Ребенок, с повышенным уровнем агрессии: как быть?
  • Ценностно-смысловая сфера военнослужащих, проходивших службу в зоне боевых действий
  • Взросление. Почему для молодых людей так важна психотерапия?
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Ценностно-смысловые деформации детей дошкольного возраста с СДВГ.
  • Психологическая методика исследования сексуальной сферы
  • Какие группы нужны для людей со справками.
  • Является ли большая разница в возрасте партнеров препятствием для достижения любви?
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Психология взгляда: как глаза отражают отношение людей к нам?
  • Ребенок выбирает плохое поведение для достижения своей цели.
  • Пособие для интроверта: как найти своих людей и большую любовь
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Работа с МАК. Техника «Сферы жизни». Готовые матрицы для начинающих специалистов.
  • Социализация личности как способ выжить в «террариуме» людей
  • Гид по миру людей: нарциссические личности
  • Что нужно для достижения результатов – Цель, Желание или Намерение?
  • Психология религии: основные проблемы и перспективы развития
  • Инструктаж для деловых людей: Что должно быть в любой публикации
  • Как найти ресурс в прошлом для достижения цели в настоящем?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь