Исследованию ценностей и ценностных ориентаций личности посвящено
множество психологических работ. Изучением данного вопроса занимались различные исследователи в области психологии, философии, социологии.
В отечественной и зарубежной психологии изучением ценностей и ценностных
ориентаций, в разные годы, занимались такие ученые, как. Василенко В. А,
Нарский И. С., Тугаринов В. П., Дробницкий О. Г., Ломов Б. Ф., Климов Е. А.,
Ядов В. Я., Братусь Б. С., Клочко В. Е., Тихомиров О. К., Здравомыслов А. Г.,
Маслоу А., Шварц Ш., Билски У., Франкл В., Роджерс К., Дюркгейм Э., и прочие авторы.
Исследованию ценностных ориентаций личности, включенной в волонтерскую
деятельность, также посвящено множество работ. Разработкой данной темы в своих
исследованиях занимались такие отечественные и зарубежные психологи, как Шепетун Ю. В., Шекова Е. А., Суворов А. В.,
Субботинский Е. В., Сикорская Л. Е., Яницкий М. С., Потапова Н. А., Паршина Ю.
В., Кудринская Л. А., Кейсельман В. Р., Дарли М, Бэтсок К. Д. и прочие авторы.
В различных психологических исследованиях
используется как понятие ценность, так
и понятие ценностная ориентация личности. Существенного различия в значениях
данных понятий авторы не выделяют, поэтому часто понятия используются как
равнозначные и взаимодополняющие друг друга. Однако, если речь идет об
изучении каких-либо характеристик
общества и культуры, а также различных социальных групп, то используется
понятие «ценность». В рамках изучения
отдельного субъекта можно говорить,
как о ценностной ориентации, так и о ценности.[10]
В работах авторов данное понятие находит различные трактовки в
зависимости от взглядов, которых придерживается исследователь. В некоторых
работах содержание понятия ценностная
ориентация соответствует терминам, которые характеризуют мотивационно-потребностную
сферу личности. Подобным автором являлся А. Маслоу, который практически не
разделяет понятия «мотив», «ценность» и «потребность».[48]
В работах отечественных психологов Здравомыслова А. Г., Ядова В. А.,
Узнадзе А. Г. ценностные ориентации рассматриваются в связи с такими понятиями, как установка, отношения, отражение. [33]
По мнению Здравомыслова А. Г.
ценностные ориентации личности обладают регулятивной функцией, которая
охватывает все уровни системы побудителей человека к активности. Автор
утверждал, что ценностные ориентации представляют собой способы рационализации
поведения и действие ценностной структуры распространяется на сознательные и подсознательные структуры.[33]
Являясь важной составляющей личности, ценностные ориентации располагаются внутри более широкого понятия
направленности личности. По мнению Ананьева Б. Г., направленность личности
объединяет доминирующие ценностные установки и ориентиры, которые находят
отражение в поведении и деятельности человека. [1]
Надирашвили Ш. А. рассматривал
ценностные ориентации с позиции регуляции волевых процессов личности. Автор
описывает три уровня регуляции психической активности субъекта, которые
участвуют в объективации социальных требований, и собственного Я. По мнению
автора объективация внутреннего состояния и внешнего объекта позволяет
сформировать определенную задачу, которая образует волевой процесс. Таким
образом, волевая активность личности регулируется ценностными ориентациями.[33]
Таким образом, ценностная ориентация
представляет собой отраженную в сознании человека ценность, которая признается им в качестве важной цели его жизни, а также в качестве мировоззренческих ориентиров и нравственных идеалов.[11]
Ценность характеризуется функциональным значением и личностным смыслом. Функциональное
значение ценности объединяет в себе общественно значимые свойства предмета, а также идею и его функции, утверждающих ценность данного предмета. Личностный смысл ценности выражается в ее отношении к потребностям личности и определяется объектом, который выполняет функции ценности.[3]
По мнению Ш. Шварца ценностные
ориентации являются интериоризированными личностью ценностями социальных групп,
в которые включена личность в процессе своей жизнедеятельности. Таким образом,
уместно говорить о ценностях личности
как о ее ценностных ориентациях.[18]
Авторы отмечают, что формирование ценностных ориентаций личности
происходит в конкретных социально-исторических условиях и отражает ценности,
которые являются актуальными для общества и связаны с экономическим и
культурным уровнем развития данной социальной среды. В свою очередь нормы,
принятые в обществе, являют собою важный источник ценностных ориентаций.[43]
По мнению современного отечественного психолога Гаврилова Т. П.
социальные нормы представляют собой источник для формирования ценностных
ориентаций личности, а это значит, что в большей степени на их становление
влияют индивидуальные представления человека о социальной приемлемости и
желательности. Автор считает, что индивидуальные ценности личности должны быть
рассмотрены с позиции ценностных предпочтений, царящих в социально-культурной
среде, или же социальной группе, в которую помещена данная личность.[14]
Ценности, выступающие в структуре
личности в качестве приоритетов, являются центральными целями, которые
определяют всю деятельность и поведение человека.[40] Однако, на вопрос каким образом социальные
ценности включаются в структуру личности конкретного человека, авторы отвечают
по-разному.
Авторы психоаналитической теории
утверждают, что человек становится полноценной личностью за счет принадлежности
культуре. Родители в данном случае выступают в качестве первых значимых людей, которые транслируют
ребенку морально-этические нормы той культуры, в которой он был рожден. Являясь
значимыми для родителей, ценности становятся важными и для ребенка, который
отождествляет себя со своими родителями и стремится им подражать. Таким
образом, ребенок интериоризируя ценности, делает их достоянием собственной
личности.[13]
По мнению Яницкого
М. С. каждая ценность индивидуальна по своей природе, так как именно человек, в
личности которого данная ценность занимает важное место, определяет степень
важности данной ценности. Автор подчеркивает, что ценности и ценностные
ориентации личности являются производными от потребностей и интересов данной
личности. А также во многом определяются вкусами, уровнем знаний, интересами,
привычками, а также прочими индивидуальными особенностями человека.[33]
Представители социальной психологии
считают, что социальные ценности включаются в структуру ценностей на уровне
личности посредством социальных отношений. Включаясь в определенные социальные
отношения, субъект становится частью группы, которая транслирует личности
определенный набор ценностей, свойственных ей. По мнению зарубежного
социального психолога Д. Майерса, если данная группа является эмоционально
значимой для личности, то человек стремится усвоить господствующие в ней
ценности и морально-этические нормы.[25]
Становясь частью какой-либо социальной группы, которая объединяет
различных людей совместной деятельностью, человек обретает новые возможности
социального и личностного развития. Также авторы подчеркивают, что становясь
частью группы, человек получает ощущение защищенности, которое обретается за
счет отождествления себя с группой.[36]
Отечественный психолог Потапова Н. А. в своем исследовании, посвященном групповым и личностным факторам
социально-психологического климата волонтерских объединений, также
рассматривала вопрос ценностных ориентаций личности. По мнению автора, личность
осваивает групповые ценности посредством социальной идентификации. Автор
разводит такие понятия, как социальная идентификация и социальная идентичность
личности. Под социальной идентификацией в психологии понимается процесс,
посредством которого человек осваивает нормы и ценности, господствующие в
окружающем мире с помощью отождествления
себя с другими людьми или социальной ролью. Процесс социальной идентичности
представляет собой механизм, который способствует субъективному освоению
личностью социальной действительности. Таким образом, по мнению автора, процесс
усвоения ценностей в группе волонтеров происходит посредством механизма
социальной идентификации.[32]
По мнению авторов, рассматривая ценностные ориентации личности,
включенной в какую-либо социально значимую деятельность, необходимо
рассматривать все особенности и специфику данной деятельности. Также важно
учитывать, что ценностные ориентации и ценности личности состоят в неразрывной
связи с мотивацией и направленностью личности.
В качестве важной характеристики личности волонтера некоторые
психологически ориентированные авторы выделяют расположенность к сопереживанию
и эмпатии по отношению к другому человеку. Таким образом, чем выше у человека
желание и готовность осуществлять помощь другим людям, тем выше его готовность к альтруизму в конкретной ситуации.[35]
По мнению отечественного психолога Никитиной Л. Е. личность волонтера
характеризует альтруистическая направленность. Под направленностью автор
понимает важную сторону личности, которая определяет качество социальных и
нравственных ценностей. Направленность выражается в таких элементах личности,
как ценностные ориентации, потребности, установки, цели и идеалы. Данные
элементы личности также являются естественными побудителями личности к
какой-либо деятельности.[26]
По мнению отечественного психолога Анцыферовой Л. И., альтруистическая
направленность личности формируется обществом и социальными нормами,
господствующими в данной культуре. С точки зрения автора, общество предъявляет
личности определенную систему ценностных ориентаций, которые личность в
процессе своего становления интериоризирует, делая ее достоянием своей
личности. Таким образом, автор считает, что альтруистическая направленность
личности волонтера обусловлена общественными морально-этическими ценностями,
которые способствуют добровольческой деятельности субъекта.[9]
Современный отечественный психолог
Сикорская Л. Е., исследуя ценностно-смысловые детерминанты волонтерской
деятельности, выделила ряд ценностных ориентаций, имеющих альтруистическую
направленность. В качестве подобных ценностей автор выделила такие, как
милосердие, доброта, толерантность, социальное право, человеческое достоинство,
свобода.[35]
По мнению россиского психолога Антилоговой
Л. Н., альтруизм является системой жизненной ориентации личности, опосредуя
систему ценностно-смысловых ориентаций волонтера. В качестве принципа,
оказывающего влияние на систему ценностных ориентаций волонтера, альтруизм
является центральным мотивом поведения человека, а также критерием
нравственныъх оценок, определяя таким образом смысл жизни.
Автор отмечает, что в таком случае
отношение к другим людям основывается на идее бескорыстной помощи, а ведущей
ценностью становится благо другогой личности и доброта.[4]
Изучение психологических характеристик
волонтеров, оказывающих социальную помощь детям и взрослым людям с различной
степенью инвалидности, выявило в качестве ведущей такую ценность, как
толерантность. Современный отечественный психолог Антилогова Л. Н. отмечает,
что способность личности терпимо относиться к «инаковости» другой личности
необходима волонтеру, оказывающему помощь различным социальным группам.[4]
По мнению американского психолога Д.
Брауна, способность личности к сопереживанию и эмпатии по отношению к другому
человеку основывается на прошлом негативном опыте личности. Автор описывает
данный механизм с точки зрения отождествления волонтером себя со страдающей
личностью, которой он оказывает помощь, как самому себе. Таким образом, в
качестве приоритетной, автор выделяет ценность собственной личности и личности
человека в целом. По мнению автора, чем выше уровень альтруизма личности, тем
больше вероятность того, что данная личность будет испытывать жалость к человеку,
отождествляя себя с ним.[47]
Исследование особенностей механизмов
группообразования в среде волонтеров, выявило высокий уровень ценностей,
имеющих социальную направленность, таких как общественный долг, благополучие
общества, социальная ответственность. Данные ценности были выявлены в среде волонтеров-школьников,
в возрасте 16-18 лет.[22]
Таким образом, в качестве главных
ценностных ориентаций волонтеров, авторы выделили такие, как толерантность,
доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода
выбора, нравственность, ответственность, гражданский долг.
Список литературы
Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие для
вузов. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1999. 180 с.
Андреева Г.В. Зарубежная социальная психология ХХ
столетия. Теоретические подходы. Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-пресс,
2001. 269 с.
Андриенко Е.В. К вопросу о генезисе понятия
«самоактуализация» // Активность личности: Сб. науч. тр. / Новосибирск: НГПУ,
1998. С. 10-53.Антилогова
Л.Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника
/ Л.Н. Антилогова // Социальная работа в Сибири / Ответственный редактор Н.И.
Морозова. - Кемерово, 2004. С. 35-55.
Аритова О.Н.
Влияние мотивации на структуру целеполагания / Аритова О.Н. // Вестник МГУ. №4.
1998. С. 11-42.
6. Асеев В.Г.
Мотивация поведения и формирование личности. М.: Наука, 1998. 325 c.
7. Айламадян
А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и
экспериментальное изучение // Вопросы психологии. № 4. 1998. С. 37-62.
8. Алещенок
С.В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития. /
Ценностный мир современной молодежи: на пути интеграции. М.: Социум, 1994. 165
с.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: 1986. 171 с.
10. Братусь
Б.С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985. 64 с.
11. Братусь
Б.С. Смысловая сфера личности. Психология личности в трудах отечественных
психологов. Под ред. Л. В. Куликова. СПб., 2000. – 135 с.
12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека М.:
Академия, 1990. 126 c.
Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М.:
Класс, 1998. 80 с.
14. Гаврилова
Т.П. О воспитании нравственных чувств.
М., 1984. 85 с.
Головин Ю.С. Словарь практического психолога. М.:
Харвест, 1997. 800 с.
16. Довбня
С.В. Морозова Т. Ю. Методическое пособие
по организации работы волонтеров в доме ребенка. [Электронный ресурс] СПб., 2011. 60 с. URL: http://www.fireflykids.org/program.pdf
(дата обращения: 10.03.2012).
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб:
Питер, 2000. 446 с.
18. Карандышев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей
личности. Концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.72 с.
Кейсельман В.Р. Альтруизм: так называемое добро.
[Электронный ресурс] Симферополь: «Таврия», 2010. 348 с. URL: http://www.ethology.ru/library/?id=378
(дата обращения: 21.03.2012).
20. Кляйн
М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб.: Издательство
Б.С.К., 2001. 100 с.
21. Кудринская Л. А. Добровольческий труд в России: Монография.
Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. 132 с.
Куникина Н. П.
Теоретические и эмпирические аспекты изучения профессионально значимых
личностных качеств у волонтеров: Сб. науч. тр. / Серия «Гуманитарные
науки». СевКавГТУ. № 5. 2007. С. 25-76.
23. Леонтьев
А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.:1971. 160 с.
24. Леонтьев
Д.А. Тест смысложизненных ориентаций «СЖО». М.: Смысл, 2000. 18 с.
Майерс Д. Социальная
психология. СПб.: Питер, 2006. 794 с.
26. Никитина Л.Е. Феномен волонтерства в современной России:
Автореф. дис. конд. психол. наук. Воронеж, 2000. 70 c.
27. Обуховский
К.С. Психология влечения человека. М.: Прогресс, 1972. 171 с.
28. Панасюк
А. Ю. Психологический журнал, том 13 №3, 1992. – 55 с.
29. Паршина Ю.В. Мотивация добровольческой деятельности в
студенческом возрасте: Автореф. дис. конд. психол. наук. Воронеж, 2001. - 130
c.
30. Перспективы / Сетевой журнал // СПб., № 11. 2012. [Электронный
ресурс]. URL: http://perspektivy.ru/pdf/i_2012_1.pdf (дата обращения: 12.03.2012).
Потапова
Н. А. Волонтерство как феномен самореализации личности: Сб. науч. тр. / Н.
А. Потапова. // Вестник МГОУ. № 3. 2007. М.: Изд-во МГОУ. С.
95-140.
Потапова Н. А. Групповые и личностные факторы
социально-психологического климата волонтерских объединений: Сб. науч. тр.
/ Н. А. Потапова. // Вестник МГОУ. № 2. 2007. М.: Изд-во МГОУ. С.
140-187.
33. Серый
А.В. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: КемГУ, 1999. 192 с.
Сидоренко Е.В. Методы
математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.
35. Сикорская
Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров
социальной работы / Л. Е. Сикорская // Социс. 2007. 58 с.
36. Собкин
В.С. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении
// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг
друга. Краснодар, 1985. 57 с.
Субботинский Е.В. Исследование проблем взаимопомощи
и альтруизма в зарубежной психологии: Сб. науч. тр. // Вопросы психологии,
№ 8. 1997. С. 35-98.
Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития
личности: Сб. науч. тр. / А. В. Суворов // Мир психологии. №2. 1996. С.
55-78.
Фетискин
Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.Н. Социально-психологическая диагностика
развития личности и малых групп / Изд-во «Психотерапия» Москва, 2009, 540
с.
40. Франкл
В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Фрейд А. Введение в
детский психоанализ; Норма и патология детского развития; «Я» и механизмы
защиты: сборник / Пер. с нем. Мн.:
ООО Попурри, 2004. 448 с.
Фрейд З. Психология бессознательного / Под. ред.
А.М. Боковикова. М.: СТД, 2006. 447 с.
43. Френхейм
А. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 185 с.
44. Хеккаузен Х. Мотивация деятельности: в 2 т. Т.2. / Х.
Хеккаузен. – М.: Академия, 1993. 287 с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени.
[Электронный ресурс] М.: Прогресс - универс, 1993. URL: http://psylib.org.ua/books/hornk02/index.htm
(дата обращения: 17.02.2012).
Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности:
Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета,
2000. 23 с.
Хьелл Л., Зиглер Д.
Теории личности. – 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. 607 с.
48. Чудновский
В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981. 135 с.
49. Шекова Е.А. Добровольческие трудовые отношения:
основные определения. Сб. науч. тр. / Шекова Е. А. // Человек и труд. №4. 2003.
С. 6-25.
Шепетун Ю.В. Инновационные технологии в
теории и практике социального обслуживания населения России: Сб. науч.
тр. // Отечественный журнал социальной
работы. 2003. № 2. С. 4-29.
51. Эфроимсон
В.С. Родословная альтруизма // Новый мир. 1988. №3. С. 6-20.