|
Анализ собственной ценностно-смысловой структурыАвтор статьи: Алексей Фисун
Давайте познакомимся с методикой определения собственной структуры смыслов и соотнесения их со своими ценностями.
Первое, что нам надо сделать – это записать пять своих основных занятий, которым мы посвящаем свое основное время (то, которое надо как-то структурировать помимо сна, еды, гигиены, стояния в пробках). Записываем их в левом столбике нижеследующей таблицы. Теперь проставляем этим занятиям оценку степени их осмысленности по 10-балльной шкале. После этого ранжируем наши занятия на основе выставленной оценки – чем больше балл, тем выше место в рейтинге. А теперь – самое главное: напротив каждого занятия записываем смыслы, которые мы видим для себя в том, что регулярно этим занимаемся. Записывайте все смыслы, которые можете увидеть. Чем больше – тем лучше. Если вы хорошо разбираетесь в этой теме – у вас получится связь между уровнем сделанной оценки и количеством приданных смыслов. Но если вы не увидите прямой связи – ничего страшного, надо же с чего-то начинать. Результаты моего самоанализа приведены в нижеследующей таблице: ТОП-5 осмысленных занятий
Теперь давайте составим отдельный рейтинг приданных смыслов. Для этого мы выписываем в столбик все записанные нами в правом столбце вышеприведенной таблицы смыслы и рядом записываем число – сколько раз встречаются одни и те же смыслы в нашем списке. Получается, что одни и те же смыслы встречаются, повторяются в разных наших занятиях. Этот факт несомненно требует нашего пристального анализа. После этого ранжируем наш список и получаем рейтинг наших собственных смыслов, которые мы видим в различных наших занятиях. Вот что получилось у меня: Рейтинг приданных смыслов
Всего у меня получилось назвать в целом тридцать три смысла на 5 основных занятий. То есть в среднем по 6,6 смысла на одно занятие. Неплохо! Сразу видно профессионала. ;-) Но можно и больше. Чем больше смыслов – тем вероятнее счастье для человека разумного!
Сейчас самый сложный шаг – надо соотнести выделенные нами смыслы и те психологические ценности, которые у нас есть. Ведь, когда вы подсчитывали количество отдельных смыслов - вы наверняка обратили внимание, что многие из них похожи, близки друг к другу. Вот теперь давайте сгруппируем наши смыслы вокруг общего ценностного ядра. И попытаемся дать описание той ценности, которую представляет данная группа смыслов. А потом, когда такое группирование сделано – надо подсчитать количество отдельных смыслов, которые в вашей деятельности репрезентируют конкретную ценность. И, наконец, проранжировать названные ценности по количеству смыслов, которые их представляют. Вот как выглядит результат такой работы у меня: Ценностно-смысловая структура
Когда ценности, наконец, поименованы и количество смыслов подсчитано – можно представить их в виде наглядной диаграммы:
На втором месте по количеству представленных смыслов для меня – Кормление мозга знаниями, когнитивная деятельность. И не третьем месте, немного уступая когнитивной активности – такая чувственно насыщенная ценность – как Любить и быть любимым. Остальные описанные ценности репрезентированы меньшим количеством смыслов. Но что это означает для меня? Это значит, что для того, чтобы жить в более полном соответствии этим значимым для меня ценностям – я должен видеть больше адекватных смыслов в том, чем я занимаюсь. И это для меня, безусловно, весьма важная задача, требующая моей мобилизации. Мне надо развивать свои смыслообразующие компетенции в этих направлениях.
Предлагаю пойти еще дальше в самоанализе и попытаться соотнести выделенные нами ценности и психологические функции, как их описывает А. Афанасьев в своей книге «Синтаксис любви», немного модифицировав их под наши задачи. О том, как работает энергия на этих психологических уровнях я рассказывал в статье «Четыре вида нашей энергии и как ими пользоваться» вот здесь: https://www.psyoffice.ru/article/100175/ Итак, нам следует соотнести наши ценности и четыре наших основных психологических функции/уровня:
Вот как это выглядит в моем случае: Соотнесение ценностей и психологических уровней
Удивительное – рядом! Оказывается, что ценности, соотнесенные с психологическими функциями, показывают нам, что в нашей психологической/энергетической личностной структуре наблюдаются серьезные диспропорции. Для того, чтобы наглядно это представить - надо просуммировать количество изначально выделенных смыслов в соответствие с теми психологическими функциями на реализацию которых они работают. Психологические уровни и смыслы Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|