|
Психологические особенности взаимосвязи суеверности личности с её уровнем невротичностиАвтор статьи: Добрынин Артур Русланович
Целью нашего исследования является рассмотрение психологических особенностей взаимосвязи суеверности личности с её невротичностью. Мы выявили и изучили психологические характеристики людей, которые болеют неврозом навязчивых состояний. Выбор именно этого вида невроза для анализа обоснован тем, что при этом виде невроза у людей чётко проявлены ритуалы, которые выражают защитную функцию психики, их можно также видеть у суеверных людей. Современные подходы к исследованию суеверий часто описывают невротическую их природу. В частности Б. Худ (2002) считает, что суеверия имеют устойчивый, навязчивый характер. Я. Голанд (2002) считает, что суеверие является неврозом. Эти подходы выявляют похожесть суеверности, невротичности личности. Это подчёркивает необходимость описания суеверности личности со стороны невроза навязчивых состояний. Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 г. Cullen. Оно пришло на смену наивным представлениям гуморальной патологии о vароrеs (парах) как причине болезни и позволило связать ряд патологических состояний с вызвавшим их нарушением нервной деятельности. Таким образом, для своего времени это понятие было прогрессивным. Невроз навязчивых состояний может возникать у лиц с различными типологическими особенностями. Он часто встречается у лиц со слабостью или недостаточной подвижностью нервных процессов. В основу нашего исследования легло предположение о том, что тревожность, депрессия, фрустрация, психастения создают единый симптомокомплекс, который выражает невротичность личности; суеверные люди имеют экстернальный локус контроля, болеющие неврозом навязчивых состояний имеют интернальный локус контроля; в частности суеверные люди имеют ситуативную тревожность, болеющие неврозом навязчивых состояний имеют личностную тревожность; тревожность является основным аспектом суеверности личности, невроза навязчивых состояний. Для доказательства гипотезы мы использовали следующие методики: анкета “Уровень суеверности личности”; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова; методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку); опросник мини-мульт (сокращённый вариант Миннесотского многомерного личного перечня MMPI); методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Бажина Е. Ф., Голыкиной С. А., Эткинда А. М.); методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова); метод интервью. После анализа полученных данных мы подтвердили своё предположение о существовании взаимосвязи между депрессией, тревожностью, фрустрацией, психастенией, что укрепило нашу убеждённость в том, что эти люди, которым был психиатром поставлен диагноз невроз навязчивых состояний действительно имеют данное пограничное состояние. Уровень тревожности мы исследовали с помощью 2-х тестов: методика диагностики самооценки психических состояний (по Г.Айзенку), методика измерения уровня тревожности Тейлора. Это было сделано для того, чтобы рассмотреть вероятность существования тревожности как основного аспекта суеверности личности, невроза навязчивых состояний. Таблица 1. Корреляционные взаимосвязи между суеверностью, депрессией, тревожностью, фрустрацией, психастенией.
Примечание:*-статистическая значимость при p<0,05; **-статистическая значимость при p<0,01. Как видно из таблицы 1 между суеверностью, депрессией, тревожностью, фрустрацией, психастенией не выявлены статистически значимые различия. Это может говорить об отсутствии детерминация суеверностью всех остальных психологических характеристик. Между депрессией, тревожностью, фрустрацией, психастенией существует статистически значимая корреляционная взаимосвязь. Это может говорить о том, что испытуемые группы Б имеют данные психологические аспекты. В нашем исследовании мы получили статистически значимые данные о связи суеверности с локусом контроля. Экстерналы (лица, относящие свои успехи к внешним факторам — судьбе, непредсказуемым окружающим силам, влиятельным людям), более суеверны, чем интерналы (лица, считающие успех зависящим от собственных действий и способностей). Таким образом, суеверные люди ответственность за любые результаты своих действий возлагают на сверхъестественные силы. По нашему мнению, суеверные люди характеризуются наличием такой формы контроля, как искаженная интернальность: отвергая личную ответственность за свою деятельность во внешней объективной реальности, они принимают на себя ответственность за осуществление таких промежуточных действий, как влияние на сверхъестественные силы, совершение магических ритуалов, заклинаний. Таким образом, деятельность суеверного человека включает в себя два последовательных процесса: 1) осуществление суеверно-ритуальных действий и 2) воздействие на внешний мир. Первый процесс означает принятие личной ответственности, которая связана с материальными и вербальными символами предметов. Действия в нем осуществляются не непосредственно с самими предметами, а опосредствованно — с их словесными и материальными образами. Второй процесс предполагает, что персональная ответственность отвергается и устанавливается экстернальный локус контроля. Индивид отрицает свою возможность менять что-либо вокруг себя. Ответственность возлагается на сверхъестественные явления. Экстернальная направленность субъекта связана с самими преобразуемыми предметами. Суеверные люди в целом имеют экстернальный локус контроля, в области достижений, неудач, семейных отношений, производственных отношений, межличностных отношений-интернальный локус контроля, в области же здоровья опять экстернальный локус контроля. Это видимо связано с тем, что суеверные люди в общем направлены на объяснение ситуаций в своей жизни не зависящими от них факторами, в различных областях они понимают, что многое зависит от них, в области здоровья они возвращаются к своей неспособности видеть, как их отношение к здоровью влияет на него. Также личности, которые болеют неврозом навязчивых состояний имеют интернальный локус контроля. Это говорит о том, что суеверность личности реализует защитную функцию психики, когда личность видит причину всех своих проблем во внешнем окружении. В отдельных сферах жизни суеверные личности ориентированы на свой внутренний мир. Это видимо связано с тем, что эти сферы для человека заставляют его всегда находить в себе объяснение ситуации. Люди, которые болеют неврозом навязчивых состояний, имеют высокий уровень критики, что заставляет более ранимо относится к своей жизни. В нашем исследовании мы получили данные о том, что тревожность, депрессия, фрустрация, психастения создают единый симптомокомплекс, который выражает невротичность личности. Суеверность личности имеет низкий уровень взаимосвязи с неврозом навязчивых состояний. Это можно объяснить тем, что суеверность личности является чертой характера, с которой люди быстро справляются, невроз навязчивых состояний-пограничное состояние психики, с которым людям справится очень сложно. Суеверные люди в целом имеют экстернальный локус контроля, в отдельных же сферах жизни они имеют интернальный локус контроля. Люди, которые болеют неврозом навязчивых состояний, в целом, во всех сферах жизни, имеют интернальный локус контроля. У суеверных людей, болеющих неврозом навязчивых состояний, имеется высокий уровень тревожности, но у суеверных личностей-это ситуативная тревожность, у личностей, которые болеют неврозом навязчивых состояний-личностная тревожность. Суеверные люди используют ритуал как защиту от своей тревожности, это является быстрым способом избавления от неё, люди, которые болеют неврозом навязчивых состояний, также используют ритуал как защиту от своей тревожности, но у них она появляются опять в новой ситуации. Это является различием между суеверностью, неврозом навязчивых состояний. Тревожность не является основным аспектом суеверности личности, невроза навязчивых состояний, но она заставляет людей использовать защитные механизмы для избавления от неё. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|