Психологические особенности взаимосвязи суеверности личности с её уровнем невротичности

Целью нашего исследования является рассмотрение психологических особенностей взаимосвязи суеверности личности с её невротичностью. Мы выявили и изучили психологические характеристики людей, которые болеют неврозом навязчивых состояний. Выбор именно этого вида невроза для анализа обоснован тем, что при этом виде невроза у людей чётко проявлены ритуалы, которые выражают защитную функцию психики, их можно также видеть у суеверных людей.

Современные подходы к исследованию суеверий часто описывают невротическую их природу. В частности Б. Худ (2002) считает, что суеверия имеют устойчивый, навязчивый характер. Я. Голанд (2002) считает, что суеверие является неврозом. Эти подходы выявляют похожесть суеверности, невротичности личности. Это подчёркивает необходимость описания суеверности личности со стороны невроза навязчивых состояний.

Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 г. Cullen. Оно пришло на смену наивным представлениям гуморальной патологии о vароrеs (парах) как причине болезни и позволило связать ряд патологических состояний с вызвавшим их нарушением нервной деятельности. Таким образом, для своего времени это понятие было прогрессивным.

Невроз навязчивых состояний может возникать у лиц с различными типологическими особенностями. Он часто встречается у лиц со слабостью или недостаточной подвижностью нервных процессов.

В основу нашего исследования легло предположение о том, что тревожность, депрессия, фрустрация, психастения создают единый симптомокомплекс, который выражает невротичность личности; суеверные люди имеют экстернальный локус контроля, болеющие неврозом навязчивых состояний имеют интернальный локус контроля; в частности суеверные люди имеют ситуативную тревожность, болеющие неврозом навязчивых состояний имеют личностную тревожность; тревожность является основным аспектом суеверности личности, невроза навязчивых состояний.

Для доказательства гипотезы мы использовали следующие методики:

анкета “Уровень суеверности личности”; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова; методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку); опросник мини-мульт (сокращённый вариант Миннесотского многомерного личного перечня MMPI); методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера     (адаптация Бажина Е. Ф., Голыкиной С. А., Эткинда А. М.); методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова); метод интервью.

После анализа полученных данных мы подтвердили своё предположение о существовании взаимосвязи между депрессией, тревожностью, фрустрацией, психастенией, что укрепило нашу убеждённость в том, что эти люди, которым был психиатром поставлен диагноз невроз навязчивых состояний действительно имеют данное пограничное состояние.

Уровень тревожности мы исследовали с помощью 2-х тестов: методика диагностики самооценки психических состояний (по Г.Айзенку), методика измерения уровня тревожности Тейлора. Это было сделано для того, чтобы рассмотреть вероятность существования тревожности как основного аспекта суеверности личности, невроза навязчивых состояний. 

Таблица 1. Корреляционные взаимосвязи между суеверностью, депрессией, тревожностью, фрустрацией, психастенией.

Психологические характеристики

Уровень корреляции r

Суеверность, депрессия

0,179

Депрессия, тревожность

0, 903**

0,670**

Тревожность, фрустрация

0, 671**

0,792**

Фрустрация, психастения

0,711**

 

Примечание:*-статистическая значимость при p<0,05;

                     **-статистическая значимость при p<0,01.

Как видно из таблицы 1 между суеверностью, депрессией, тревожностью, фрустрацией, психастенией не выявлены статистически значимые различия. Это может говорить об отсутствии детерминация суеверностью всех остальных психологических характеристик. Между депрессией, тревожностью, фрустрацией, психастенией существует статистически значимая корреляционная взаимосвязь. Это может говорить о том, что испытуемые группы Б имеют данные психологические аспекты.

В нашем исследовании мы получили статистически значимые данные о связи суеверности с локусом контроля. Экстерналы (лица, относящие свои успехи к внешним факторам — судьбе, непредсказуемым окружающим силам, влиятельным людям), более суеверны, чем интерналы (лица, считающие успех зависящим от собственных действий и способностей). Таким образом, суеверные люди ответственность за любые результаты своих действий возлагают на сверхъестественные силы.

По нашему мнению, суеверные люди характеризуются наличием такой формы контроля, как искаженная интернальность: отвергая личную ответственность за свою деятельность во внешней объективной реальности, они принимают на себя ответственность за осуществление таких промежуточных действий, как влияние на сверхъестественные силы, совершение магических ритуалов, заклинаний. Таким образом, деятельность суеверного человека включает в себя два последовательных процесса: 1) осуществление суеверно-ритуальных действий и 2) воздействие на внешний мир. Первый процесс означает принятие личной ответственности, которая связана с материальными и вербальными символами предметов. Действия в нем осуществляются не непосредственно с самими предметами, а опосредствованно — с их словесными и материальными образами. Второй процесс предполагает, что персональная ответственность отвергается и устанавливается экстернальный локус контроля. Индивид отрицает свою возможность менять что-либо вокруг себя. Ответственность возлагается на сверхъестественные явления. Экстернальная направленность субъекта связана с самими преобразуемыми предметами.

Суеверные люди в целом имеют экстернальный локус контроля, в области достижений, неудач, семейных отношений, производственных отношений, межличностных отношений-интернальный локус контроля, в области же здоровья опять экстернальный локус контроля. Это видимо связано с тем, что суеверные люди в общем направлены на объяснение ситуаций в своей жизни не зависящими от них факторами, в различных областях они понимают, что многое зависит от них, в области здоровья они возвращаются к своей неспособности видеть, как их отношение к здоровью влияет на него. Также личности, которые болеют неврозом навязчивых состояний имеют интернальный локус контроля. Это говорит о том, что суеверность личности реализует защитную функцию психики, когда личность видит причину всех своих проблем во внешнем окружении. В отдельных сферах жизни суеверные личности ориентированы на свой внутренний мир. Это видимо связано с тем, что эти сферы для человека заставляют его всегда находить в себе объяснение ситуации. Люди, которые болеют неврозом навязчивых состояний, имеют высокий уровень критики, что заставляет более ранимо относится к своей жизни. 

В нашем исследовании мы получили данные о том, что тревожность, депрессия, фрустрация, психастения создают единый симптомокомплекс, который выражает невротичность личности. Суеверность личности имеет низкий уровень взаимосвязи с неврозом навязчивых состояний. Это можно объяснить тем, что суеверность личности является чертой характера, с которой люди быстро справляются, невроз навязчивых состояний-пограничное состояние психики, с которым людям справится очень сложно. Суеверные люди в целом имеют экстернальный локус контроля, в отдельных же сферах жизни они имеют интернальный локус контроля. Люди, которые болеют неврозом навязчивых состояний, в целом, во всех сферах жизни, имеют интернальный локус контроля.

У суеверных людей, болеющих неврозом навязчивых состояний, имеется высокий уровень тревожности, но у суеверных личностей-это ситуативная тревожность, у личностей, которые болеют неврозом навязчивых состояний-личностная тревожность. Суеверные люди используют ритуал как защиту от своей тревожности, это является быстрым способом избавления от неё, люди, которые болеют неврозом навязчивых состояний, также используют ритуал как защиту от своей тревожности, но у них она появляются опять в новой ситуации. Это является различием между суеверностью, неврозом навязчивых состояний. Тревожность не является основным аспектом суеверности личности, невроза навязчивых состояний, но она заставляет людей использовать защитные механизмы для избавления от неё.

Литература:

  1. Гольбах П.А. Священная зараза или естественная история суеверия. www/zipsites.ru/books/golbah;
  2. Лакосина Н. Д. Медицинская психология. Москва.”Медицина”,1984 г. ;
  3. Свядощ       А.М.-"Неврозы    и       их       лечение". Издательство       "Медицина".Москва. 1971г.;
  4. http//:sueverie.net;


Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Невроз навязчивых состояний
  • Невроз навязчивых состояний
  • ОКР («невроз навязчивых состояний»), как ты мне дорог!
  • У меня невроз навязчивых состояний
  • Невроз навязчивых состояний у детей.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний)
  • Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство)
  • Обсессивно-компульсивное расстройство и невроз навязчивых состояний
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. ОКР. (невроз навязчивых состояний)
  • Как развивается ОКР ("невроз навязчивых состояний")?
  • Виды навязчивых состояний и самопомощь при ОКР
  • Решение навязчивых состояний (на примере грызения ногтей)
  • Локус контроля.Что это?
  • Локус контроля и границы бытийного пространства личности.
  • Интеграция частей личности. Исцеление состояний. Полезная методика на опыте одной сессии.
  • Люди, которые имеют рамки, лупят ими тех, которые рамок не имеют
  • Пространство психических состояний. Признак № 12 - Примеры состояний
  • Ответственность и локус контроля
  • Почему ответственность брать не хочется или чем лучше внутренний локус контроля
  • Окружающий мир - это зеркало наших мыслей и состояний.
  • Изучение взаимосвязи доминирующих эго - состояний и смысложизненных ориентаций
  • Локус контроля
  • Рак – болезнь или черта характера? Часть 3 – Локус Контроля.
  • Особенности локус контроля у подростков из полных и неполных семей
  • Избавиться от навязчивых мыслей - это возможно!
  • Расстройства пищевого поведения: часть 3 локус контроля и анорексия.
  • сказка для детей , у кого компульсивное расстройство (избавляемся от навязчивых действий)
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • IY. Традиционные методы психотерапии тревожных состояний, в том числе, сопровождаемые ПА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь