Психология депрессивных состояний.

Автор статьи: Елена Кислова

 Психология депрессивных состояний

"Сейчас я- самый несчастный человек среди живущих. Если те чувства, которые я испытываю, разделить поровну среди всех людей, на земле не будет ни одного радостного лица". А.Линкольн.

По данным МЗ РФ депрессия - наиболее распространенная психопатология. Ею страдает примерно 10% населения в возрасте старше 40 лет, из них 2/3- женщины. Среди лиц старше 65 лет – встречается в три раза чаще. Депрессивным состояниям подвержено около 5% детей и подростков в возрасте от 10 до 15 лет, причем у взрослых и, зачастую, у детей, что в  особенности дает повод задуматься, оно не выявлено.  Застрахованных от недуга нет, скорее наоборот. Если учесть, что суицидальные попытки - крайнее проявление депрессивных состояний,  трудно переоценить актуальность темы депрессии.

Депрессивные состояния могут проявляться нарушением всех областей психической жизни. Настроения, мотивации, воли, эмоций, восприятия, памяти, внимания. Решающую роль в их возникновении зачастую играют психотравмирующие события.

По мнению обывателей, депрессия – это не более чем проявление слабохарактерности. Поэтому люди часто пытаются сами справляться с изменившимся настроением, оттягивая или не задумываясь о необходимости обращения к специалисту.

Наступление депрессии не зависит от социального статуса, уровня интеллекта, успехов в обществе или заработка, от пола, возраста, профессии.

Актуально выяснить, комбинация каких эмоций, представлений, воспоминаний и мыслей, особенностей характера, личной истории, генной предрасположенности может привести к депрессивным расстройствам.

Наука  интересуется депрессивными расстройствами (ДР) уже около ста лет.

С давних времен проблематичность и даже боль существования ежедневно испытывают десятки миллионов людей.  Их состояние - это и невидимое страшное чудовище, и давящая петля безысходности, и адские муки. Может сложиться впечатление, что кто-то неведомый ворует у тебя жизнь. Люди добровольно покидают землю от невообразимых страданий. Что же это за состояние и каковы причины его возникновения?

Сухим научным языком определение депрессии звучит так - это сложный психосоматический феномен, опосредованный своеобразием личности пациента.

М. Япко рассматривает совокупность причин ДС.

Биологические теории депрессий, основанные на исследованиях влияния медикаментов на биогенные амины: в определенных участках мозга уменьшается концентрация нейротранссмиттеров - химических передатчиков, посылающих сигналы из одной части мозга в другую. К ним относятся: норадреналин, серотонин, дофамин.

Депрессиогенными могут так же быть:

- лекарственные препараты: оральные контрацептивы, гипотензивные средства, транквилизаторы.

- средства, вызывающие зависимость (алкоголь, стимуляторы, галлюциногены).

- различные  заболевания (неврологические, сердечные, почечные, печеночные, органов дыхания).

- наследственность. В 20-40% случаев исследуемых,  страдающих депрессией, было выявлено, что, по крайней мере, у одного родственника заболевшего было аффективное расстройство.

Поскольку у женщин ДС наблюдается чаще, чем у мужчин, появились теории, гласящие, что проявление этой болезни связано с наследованием Х- хромосомы.

Наиважнейшим в возникновении ДР считается детский травматический не интегрированный опыт, либо интроецированная депрессия ребенком при взаимодействии со значимым другим.

Ф.Риман описывает 4 типа личности, основываясь на предрасположенности характера, сформированной модели поведения и, что интересно, опираясь на свои выводы относительно страхов, которые присущи этим типам. Анализируя мысли Римана, можно проследить, что негативные предпосылки к формированию невротических проявлений,  и депрессий в том числе, берут свои корни из эмоции страха.

     У депрессивных личностей основной страх - глубокое переживание утраты безопасности. Они боятся поворота к своему миру,  предпочитая слиться с другими людьми любыми способами: от высшего альтруизма до мелочной угодливости,  и идущими в разрез с фундаментальными и в норме непоколебимыми внутренними установками, например рабского послушания и мазохизма. Очевидно, что ДР при неблагоприятных течениях у таких личностей весьма вероятны. Их великая проблема - патологическая зависимость от партнера и страх одиночества.

Шизоидные личности патологически могут уйти к повышенному стремлению к самосохранению, независимости и самоудовлетворению, они боятся  нарушения целостности своего "я", "проникновению" в него другими личностями и поэтому его дистанцирование, подозрения и заблуждения в межчеловеческом ориентировании может достигнуть пограничных психических состояний. Это все, указывает Риман, результат сверхценного страха перед тем, что надо "отдать" себя другим. А т.к. они не обременены самоотдачей миру, то легче других типов могут уйти из жизни...

Личности с навязчивостями могут сформировать фобические, обсессивные депрессии. Они подсознательно в ужасе от  экзистенциального характера нашего существования - все проходит безвозвратно; что может выражаться и не так сложно: страхи перед изменчивостями, которые они хотели бы снизить теми или иными путями. Стремятся  отклонять все новое, упорно отстаивают  правоту. Их основная проблема - переоценка потребности личной безопасности.

Страх перед  окончательностью, ограниченностью личной свободы, традиций, закономерностей - это для истерических личностей, которым как вода, нужно все новое, яркое, рискованное. Тем, кто живет сменой череды впечатлений без планов, целей и границ. Может быть, это способно привести не только к депрессиям, но и к маниям?..

В заключение своей работы Ф. Риман делает акцент на том, что если в  человеке видимы те и другие формы страхов, но в минимальном количестве -это признак здоровой личности, а если есть отклонения в одну сторону, их  возможно переработать при помощи психотерапевтических методик.

ДР формируются как несоответствие социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления и количеству, которое может быть как избыточным, так и недостаточным. Восприятие и переработка информации включает в себя поиск, получение новых данных, (целенаправленно или подсознательно)  по какому-либо вопросу.  Если происходит их нехватка, (а это может быть связано с недостаточностью возможностей нахождения, восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения информации), то вероятность развития неврологических и психических расстройств возрастает, особенно при дефиците времени решения и экстремальности ситуации. Звенья переработки информации при этом могут функционировать извращенно или ослаблено. Важнейшим фактором, ограничивающим адаптированную психическую деятельность при «психической перегрузке», является недостаточность кратковременной памяти.

Несовпадение  предполагаемого и происшедшего не закрепляется эмоцией удовлетворения, когда расходятся стремления, представления, возможности – возникает депрессия.

Если не хватает адекватной свободы реагирования при психотравмирующих ситуациях, поведение может приобретать индивидуально- экстремальный характер «вследствие прорыва строго индивидуального функционально-динамического образования -адаптационного барьера, который, как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека» Александровский Ю.А.

Интересно, что при возникновении психотических состояний (бред, галлюцинации), говорят не об ослаблении барьера адаптации (т.е. прорыва не происходит), а об его извращении.

Развитие же адаптационного барьера обусловливает генотип индивида.

Основой ДР, часть которых проистекают от внешних стрессовых воздействий, (психогенных), по мнению некоторых ученых, например           Е.П. Ильина, лежит эмоция печали.

Согласно теории дифференциальных эмоций, поведение человека детерминировано фундаментальными мотивами развития - эмоциями.

К. Изард считает, что печаль (адекватная и нужная организму эмоция, как и собственно все, присущие человеку), время от времени возникает у абсолютного большинства, но не у всех и не сразу начинаются ДС. Предрасположенность к частому проявлению данной эмоции может обусловливаться характером.

Изард приводит пример такого формирования характера: ребенок часто переживает неудачи – испытывает «состояние душевной горечи»- может начать винить самого себя. Неумеренная печаль способна вызвать психическую боль, переживаемую иногда сильнее физической. Это уже характерно для  тяжелых ДС.

Печаль вызывается  разлукой и психическим изолированием (одиночеством), когда не удается достигнуть желаемого; или надеждой, которая не сбылась: мечты, чего-то сверхзначимого для личности, считает Е.П.Ильин. Он пишет, что в печальном состоянии происходит торможение моторики, суживаются кровеносные сосуды. Если процесс часто повторяется, то может привести к нарушению кровообращения, нехватке кислорода (отсюда частые вздохи человека, находящегося в состоянии острого горя).

Печаль - основная составляющая горя, главной причиной которого является утрата близкого значимого человека, в результате смерти или расставания. Горе - главная эмоция при формировании депрессивных состояний.

Переживание горя весьма часто «подтягивает» эмоцию вины - «мог бы уберечь, но не уберег».

Усилит депрессию страх (получается он может быть и фактором формирующим и вторичным): потеря родителя - боязнь остаться одному;  или гнев на покойного – сожаление - "зачем он меня оставил",  а если отношения с усопшим были конфликтными, могут примешиваться эмоции вины и стыда, ведущие к ухудшению ситуации и, как крайнее - попыткам суицида.

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий (особенно правого). Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.

Бывает, эмоция печали двигает человека компенсировать неприятное душевное состояние «вкусненьким», формируется связь - «печаль - пищевое поведение». Это может привести к нарушениям обмена веществ, избыточному весу. Если внешний облик имеет неадекватное психологическое значение для индивида, появляется личное неприятие, связанное со сбоем в восприятии - происходит отчуждение от личного опыта и самого себя. Ситуация не разрешается, в связи с чем возможно формирование так называемого "гнева на себя" - эмоционального паттерна, от которого недалеко до депрессии.

Такое восприятие может быть  связано со страхом одиночества, социальной депривацией. Человек ожидает признания своей личности, любви и понимания, если же чувствует, что этого ему недостаточно, берется за "переделку" себя и, не добившись результата, впадает в состояние ненависти к самому себе. Как гипотеза - гнев перекрывает эмоцию страха одиночества и не признания.

По иерархии эмпирических факторов значимости в порождении депрессии по К. Изарду : 1-ое место – печаль, 2-е отвращение, 3-е презрение, 4-е – гнев, 5-страх, 6-вина, 7-неэмоциональный фактор усталости, причина - повышенные энергозатраты организма при большом количестве негативных эмоций и некоторых их взаимных сочетаниях. Например, пониженная социальная активность, сексуальное влечение- связаны с тормозящим влиянием эмоции страха и вины; неадекватности, некомпетентности - из-за направленной во внутрь враждебности.

Теперь рассмотрим страх, как эмоцию в процессе протекания депрессии.

       Страх «стоит» близко к печали; он сопровождается тем же парализованием произвольного двигательного аппарата, тем же судорожным состоянием сосудо-сжимающих мускулов, но оба эти явления резче выражены и внезапнее наступают. Это подтверждает мысль Изарда о том, что страх возникает при физиологических изменениях в организме, что несет изменения на психологическом уровне.

       Страх проистекает из-за неуверенности в себе и своих силах, в случае депрессивных расстройств по поводу необоснованного ожидания угрозы или опасности. Страх тем меньше выражен, чем более абстрактными являются для данной личности смерть, любовь, одиночество или другие переживания. Он возникает, когда человек попадает в ситуацию неразрешимую или еще неразрешенную. Это порождает феномен тревоги - паттерн эмоций, в состав которого входит сам страх. Нет выхода - нет надежды. Либо человек не знает, как его найти. Здесь, опять же, ощутима будет помощь психолога.

Тревога - результат активности воображения, она проявляется при незаконченных ситуациях, заблокированной активности (например, человек не может ответить на ситуацию гневом, а гнев бы подавил страх).

Если этого не происходит, возникает возможность для запуска ДР.

Возбуждение невозможно разрядить - тревога «понимается как эмоциональное состояние внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании с прогнозированием неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного, значительного в условиях неопределенности».

Недалеко так и до ее патологического усиления -  возникновения в не угрожающих ситуациях. Например, дети тревожатся о том, что родители бросят их или перестанут любить (при наказаниях, лишающих своего расположения).

Еще в начале ХХ вв. реакция тревоги была определена Кенноном, как реакция "борьбы - бегства". Информация  о ней через органы чувств поступает в мозг, а через гипоталамус - в надпочечники. Раз нужна помощь - в кровь выбрасываются адреналин и норадреналин - активаторы систем организма. Происходит перераспределение крови туда, где она необходима для «борьбы» - в мышцы. Возникает дальнейшее нарастание напряжения, усиливается внимание - идет подготовка к действию. Это было закреплено филогенетически.

У древнего человека страх возникал в связи с реальной, но никак не психологической опасностью, с которой хорошо знаком современный человек, и которая называется теперь стрессом. Энергия не расходуется на «борьбу - бегство», а «повисает» в виде напряжения. Гипоталамус мобилизует нейрогуморальный аппарат – вырабатываются необходимые гормоны. В частности, кортизол, который обычно повышается в состоянии депрессии (хронического стресса).

       С. Герхард [6] говорит о том, как в детстве это может появиться - закрепиться. От повышенного кортизола страдает первым гиппокамп, теряющий чувствительность и не оповещающий гипоталамус, что пора прекращать выброс кортизола. Таким образом, уровень его может продолжить расти и вредить гиппокампу, разрушая находящиеся в нем нейроны, что ведет к нарушению памяти, а также замедленному мышлению.

Ухудшает ситуацию повышенная активность миндалины мозга – под воздействием кортизола она начинает стимулировать выделение дополнительных доз норадреналина, раздражая гипоталамус. Одной из функций миндалины является эмоциональная память – память на людей, места или события, которые вызвали у человека сильные эмоциональные реакции. Если какое-то стрессовое событие «задело» миндалину, любое напоминание о нем будет и в будущем вызывать стрессовую реакцию организма. Чем острее была изначальная реакция, тем дольше будет уменьшаться реактивность миндалины на связанные с этим событием воспоминания.

Активность миндалевидного тела подавляет префронтальная кора, но чем дольше организм находится в состоянии стресса, тем больше страдают нейромедиаторы, особенно серотонин и дофамин. В определенный момент под действием кортизола там могут начать разрушаться нервные клетки.

Если же речь идет о детском организме, вырисовывается следующая картина: у ребенка при  эмоциональной депривации со стороны матери (ее послеродовая депрессия, тяжелое привыкание малыша к детскому учреждению, появление в семье другого ребенка и т.п.) могут нарушаться физиологические процессы описанные выше.

Плюс недостаток внутренних ресурсов – в совокупности детали немаловажные в формировании человека, склонного к ДС.

При физическом стрессе надпочечники выделяют норадреналин, а при психическом (тревога, страх, ярость) - адреналин - происходит учащение пульса и дыхания, повышают артериальное давление; увеличивается в крови количество триацилглицеролов - это одна из возможных причин возникновения, (под воздействием стресса) ДР.

Страх, так или иначе, пронизывает нашу жизнь, правда, это не значит, что мы его осознаем постоянно. Бывает, остаемся с ним один на один лишь на мгновения, но иногда страх становится нашим темным спутником на минуты, часы и даже определенные периоды.

Так  Фриц Риман выделяет  интеллектуально сложные формы страха:

«1. Страх перед самоотвержением, переживаемый как «я» - зависимость.

2. Страх перед самостановлением (стагнацией «я»), переживаемый, как беззащитность и изоляция.

3. Страх перед изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность.

4. Страх перед необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода».

Что делать с ними, если они еще не сформировали тревожно - депрессивное расстройство? Нужно прорабатывать страх, вскрывать его индивидуальную причину возникновения, прослеживая взаимосвязь с индивидуально - семейными и социально- культурными условиями.

На примере страха в данном контексте видно, что все-таки эмоции значимы для организма так же, как и всё, нам (человечеству) данное. Предположим, что болезненные психологические состояния проверяют индивида на устойчивость к условиям среды, выживаемость, изменяют наше поведение в случае приспособления и «выкарабкиваемости». Общество и сознание человека постоянно динамичны, находятся в развитии, поэтому и расстройства в области психики постепенно меняются и усложняются. Вряд ли бы эмоция страха имела столько форм в древние века, в наше же время - много форм - много страхов - много разновидностей  пограничных состояний личности. Соответственно происходит  расширение классификации ДС, и необходимы все новые методы лекарственного (при тяжелых формах депрессий) и психотерапевтического воздействия.

 Кислова Е.В.

Г.Новосибирск.



Просмотров: 581
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Страх секса у девушек. В чем может быть проблема.
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Синдром одиночки". Что делать если у любимого страх близких отношений?
  • "А если это неправильно?": страх совершить ошибку
  • "Если я чувствую страх, я не стану приближаться"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • Страх,который может убить.
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Любовь! А может страх?!
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Как страх смерти может стать лекарством от прокрастинации
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Женские сексуальные проблемы. Страх беременности: он может меня бросить...
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Мужские сексуальные проблемы. Страх, что простатит может вернуться.
  • Если звезды зажигают.... или Как не чувствовать гнев и страх
  • "Я не смогу" 5 причин приручить страх неудачи и делать что хочешь!
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как выходить из стресса, если душевное состояние требует "ремонта"?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь