Изучение взаимосвязи доминирующих эго - состояний и смысложизненных ориентаций

Автор статьи: Олеся Коваленко

 

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Изучая поведение людей, психологи ищут объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество.

Очень часто особенности проявления наших внутренних характеристик обнаруживаются в нашем поведении.   Так, интересны и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и неосознанного и многое другое – вот далеко неполный перечень характеристик, которые определяют ту или иную модель нашего поведения.

Одним из ученых, который внес огромный вклад в исследование моделей поведения был Эрик Берн, предложивший изучать их посредством эго-состояний.

В современной психологии проблема эго-состояний в большинстве случаев исследуется на теоретическом уровне.  Практические исследования по данной проблеме единичны. В своей работе мы попытаемся исследовать доминирующие эго-состояния в рамках эмпирического анализа.

Новизна данной работы заключается в том, что в современной психологической науке доля исследований по заявленной теме незначительна, так как изучение эго - состояний проводится в большей степени в рамках теоретического  анализа.

Вопрос о  моделях поведения рассматривался во  многих направлениях  психологической науки, но  мы считаем, что наиболее полную  разработку он получил в русле транзактного анализа Эрика Берна, разработанного  им в 50-х годах прошлого столетия [8].

В рамках теории транзактного анализа Эрика Берна была впервые представлена развернутая характеристика понятия «эго-состояние».

«На языке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые по сути не роли, а психологическая реальность» [3, с. 27].

Согласно теории Берна, личность состоит из трех отдельных функциональных структур, известных как состояния Я. Каждое состояние Я: Родитель(Р), Взрослый(В), Ребенок(Ре).

Эго-состояние Родитель выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования. Им также регулируются сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.
Второе эго-состояние - Ребенок выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Он также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества - спонтанность, творчество, интуиция; негативные – отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность. Третье эго-состояние Взрослый – наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо, хотя и с использованием информации, которая заложена в Родителе и Ребенке. Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций [3]

Целью данной работы является изучение взаимосвязи доминирующих эго-состояний и смысложизненных ориентаций.

Объект исследования: доминирующие эго-состояния.

Предмет: взаимосвязь доминирующих эго-состояний и смысложизненных ориентаций.

Предварительный анализ теоретических и практических аспектов изучаемого вопроса позволил сформулировать гипотезу, которая состоит из следующих предположений:

- для людей с доминирующим эго-состоянием Взрослый характерны такие смысложизненные ориентации как: развитие себя, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности;

- для людей с доминирующим эго-состоянием Родитель характерны такие смысложизненные ориентации как: собственный престиж, получение конкретной выгоды.

- для людей с доминирующим эго-состоянием Ребенок характерны такие смысложизненные ориентации как: креативность, достижение, творчество.

Методами данного исследования являются:

1)           теоретический анализ научно-психологической литературы;

2)           эмпирическое исследование с применением следующих психодиагностических методик:

а) методика Розенцвейга;

б) морфологический тест жизненных ценностей;

в) тест смысложизненных ориентаций;

г) карта наблюдения эго-состояний.

Выборка  исследования составляет 10 человек.

Анализ результатов полученных нами в ходе исследования необходимо начать с интерпретации результатов, разработанной нами карты наблюдения доминирующих эго-состояний и  методики Розенцвейга.

Анализируя результаты, полученные нами с помощью методики Розенцвейга, были выделены три группы людей по типу доминирующих эго-состояний. Первая  группа людей с доминирующим эго-состоянием Родитель составила 20% выборки, группа с доминирующим эго-состоянием Взрослый составляет 30% и группа с доминирующим эго-состоянием Ребенок составляет 50% от выборки. Эти данные не противоречат результатам, полученным с помощью карты наблюдения доминирующего эго-состояния. Графически результаты представлены на рисунке 1.

 

 Изучение взаимосвязи доминирующих эго  состояний и смысложизненных ориентаций

Рисунок 1 Диаграмма процентного распределение испытуемых по типу    доминирующего эго-состояния.

 

Данное процентное распределение испытуемых может говорить о том, что в настоящее время для людей  более характерно доминирующее эго-состояние Ребенок как наиболее адекватный способ реагирования на внешние обстоятельства. Мы педполагаем, что это может быть связано с современной тенденцией гедонической направленности, то есть люди склонны к получению удовольствия путем удовлетворения различных потребностей, которые составляют основу поведенческих моделей эго-состояния Ребенок.  Также данная тенденция распределени испытуемых может быть связана с особенностями общества, а именно с формированим новых традиций воспитания, которые не провоцирует выработку таких качеств как самостоятельность, ответственность, целеустремленность, характерных для эго-состояний Взрослого и Родителя.

Анализ результатов проективной рисуночной методики Розенцвейга, мы подкрепляем результатами, полученными при помощи карты наблюдения доминирующих эго состояний. Данные результаты представлены в таблице 1.

Таким образом, из таблицы 1 мы видим, что анализ результатов, полученных при помощи методики Розенцвейга полностью совпадает с результатами, полученными в ходе обработки карт наблюдений эго-состояний. Это может свидетельствовать, о том, что методики способны адекватно оценивать доминирующие эго-состояния.

Перейдем к анализу результатов теста смысложизненных ориентаций. Анализ будет проводиться отдельно по каждой из пяти субшкал.

Первая субшкала «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни целей направленных на будущее, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Полученные данные (среднее по группе) отражены в рисунке 2

Рисунок 2. Гистограмма средних баллов методики «СЖО», субшкала «Цели в жизни»

 

Балл, полученный в группе респондентов с доминирующим эго-состоянием Взрослый  - 27,3, относится к низким показателям, что можноохарактеризовать как отсутствие жизненных целей, отсутствие направленности в будущее. Люди с низким показателями не строят планов на будущее, ориентируясь на ситуацию  «здесь и теперь» независимо от прошлого и будущего,  реалистично оценивает свои способности, которые  способствуют достижению целей жизни.

Средний балл по данной шкале в группе респондентов с доминирующим эго-состоянием Родитель можно оценивать как средний показатель (33), что говорит об их способности прогнозировать будущие события, строить жизненные планы. Это может быть связано с постоянным контролем над процессом собственной жизни, стремлением к стабильности как способу добиваться тех или иных целей, имеющих направленность и временную перспективу.

Балл группы респондентов с доминирующим эго-состояние Ребенок  (35,2) можно оценить как высокий. Это наличие выраженных жизненных целей, построение путей их достижения. В данном случае цель, вероятно, выступает в качестве удовлетворения потребностей, которые являются основной характеристикой доминирующего эго-состояния Ребенок.

Вторая субшкала «Процесс жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Графически результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Гистограмма средних баллов по методике «СЖО», субшкала «Процесс жизни»

 

Как и в предыдущей шкале показатели группы с доминирующим эго-состоянием Родитель (25,5) оцениваются как низкие, показатели с доминирующим эго-состоянием Взрослый (28,3) – средние, с доминирующим эго-состоянием Ребенок (35,2) – высокие.

В данном случае низкие показатели говорят о неудовлетворенности своей жизнью в настоящем. При этом неудовлетворенность может не вызывать активных действий по изменению ситуации.  Данная тенденция возникает потому что, постоянный контроль жизни людей с доминирующим эго-состоянием Родитель приводит к неспособности воспринимать процесс жизни интересным, эмоционально насыщенным, что ведет к неспособности получать полное удовлетворение от процесса жизни.

Средние показатели говорят о том, что жизнь воспринимается как интересная, что в свою очередь может служить ресурсом для позитивной оценки себя, своей деятельности.

Высокие показатели говорят о том, что процесс жизни воспринимается эмоционально насыщенным, творческим, который основывается на получении удовольствия и удовлетворения собственных потребностей, которые являются основой жизни для людей с доминирующим эго-состоянием.

Третья субшкала «Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией» (рисунок 4) 

Рисунок 4. Гистограмма средних баллов по методике «СЖО», субшкала «Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией»

 

С помощью данной шкалы измеряется удовлетворенность прожитой частью жизни, оценка пройденного отрезка жизни, оценка того насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

В данном случае результаты оцениваются средними показателями по всем группам испытуемых.

Средние показатели людей с доминирующим эго-состоянием Родитель говорят о том, что деятельность людей в прошлом, попытки их самовыражения, самореализации оцениваются как  удовлетворительные, подкрепленные определенным результатом своей жизни.

У испытуемых с доминирующим эго-состоянием Взрослый этот показатель может свидетельствовать о том, что жизнь воспринимается достаточно осмысленной и продуктивной по мере оценки собственной позиции в жизни.

Группа испытуемых с доминирующим эго-состоянием Ребенок характеризует данный показатель по степени получения удовлетворенности от способа удовлетворения потребностей и получения удовольствия. Таким образом, жизнь воспринимается продуктивной и осмысленной, если потребности приносят внутреннее удовлетворение.

Четвертая субшкала «Локус контроля – Я». Характеризует представление о себе, оценку собственных возможностей в принятии решений, контроле отдельных жизненных событий(Рисунок 5).

Представленные на рисунке 5 данные можно интерпретировать следующим образом. Баллы 19,5 и 21,3 оцениваются средними показателями. В нашем исследовании эти данные относятся к группам испытуемых с доминирующим эго-состоянием Родитель и Взрослый. Средние баллы свидетельствуют о том, что жизнь человека подвластна  сознательному контролю. Такие люди верят в свои силы, в возможность контролировать события собственной жизни. По нашему мнению, такое отношение к самому себе в данном случае спровоцировано теми моделями поведения, которых придерживаются участники групп. 

Рисунок 5. Гистограмма средних баллов по методике «СЖО», субшкала «Локус контроля  - Я»

Высокие баллы у людей с доминирующим эго-состоянием Ребенок, говорит о том, что люди могут свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Последняя субшкала носит название «Локус контроля – жизнь». Она схожа с предыдущей субшкалой, но имеет более широкие границы. Включает не только отдельные принимаемые решения, построение планов и жизненных событий, а жизнь в целом, способность контролировать свою жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Данные полученные в исследовании по данной субшкале отражены в рисунке 6.

В данной шкале показатели группы с доминирующим эго-состоянием Родитель (23,5) оцениваются как низкие, показатели с доминирующим эго-состоянием Взрослый (28,3) – средние, с доминирующим эго-состоянием Ребенок (33,4) – высокие.

Низкие баллы подразумевают, отсутствие свободы выбора, убежденность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю.

 

Рисунок 6. Гистограмма средних баллов по методике «СЖО»,   субшкала «Локус контроля – жизнь»

 

Средние баллы могут говорить о том, что люди рационально и независимо способны контролировать свою жизнь, то есть жизнь подвластна сознательному контролю при расчетливом, не допускающем эмоций поведении индивида.

Высокие баллы подразумевают способность контролировать собственную жизнь посредством  наличия высокого уровня интуиции, фантазии, раскованности.

Анализируя методику в целом, мы можем сказать, что первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлять такой контроль.

В норме каждый человек сталкивается с необходимостью менять смыслы и ценности. Однако если индивид в силу каких-либо причин оказывается неспособен развернуть и расширить свою временную перспективу смыслов, его зафиксированное, обездвиженное смысловое состояние приобретает статус личностного свойства и меняет все его остальное психологическое содержание, в том числе и модели поведения.

Обобщая результаты исследования, мы можем говорить о том, что гипотеза нашего исследования заключалась в следующих предположениях:

- для людей с доминирующим эго-состоянием Взрослый характерны такие смысложизненные ориентации как: развитие себя, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности;

- для людей с доминирующим эго-состоянием Родитель характерны такие смысложизненные ориентации как: собственный престиж, получение конкретной выгоды.

- для людей с доминирующим эго-состоянием Ребенок характерны такие смысложизненные ориентации как: креативность, достижение, творчество.

Таким образом, анализ полученных данных подтверждает гипотезу нашего исследования.



Просмотров: 545
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родитель, Взрослый, Ребенок в сексуальной жизни
  • Разница в формировании процессов у детей с доминирующим правым полушарием
  • Алгоритм работы с образом Я и актуальным психическим состоянием с помощью МАК
  • Пять способов изменения эмоционального состояния. Управление эмоциональным состоянием шаг 3
  • Жизненные роли: Взрослый-Родитель-Ребенок
  • Пример работы с постстрессовым состоянием методом эмоционально-образной терапии
  • Взрослый, родитель, ребенок
  • Ребенок, Родитель, Взрослый
  • Мой ребенок. Мой родитель. Мой взрослый.
  • Родитель, Ребенок или Взрослый?
  • Ребенок, родитель, взрослый.
  • Внутренний драматический треугольник: Родитель, Ребенок, Взрослый.
  • Э. Берн - Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования.
  • Несколько правил, придерживать которых, можно лучше управлять своим эмоциональным состоянием
  • Ребенок, Родитель и, наконец-то,...Взрослый.
  • Работа с МАК. Техника «Я-родитель? Я-взрослый? Я-ребенок?»
  • Эволюция не по Дарвину: Ребенок-Родитель-Взрослый
  • Управление состоянием. Свобода быть собой.
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Взрослый-Ребенок-Родитель - как эти трое уживаются внутри нас
  • Ребенок-родитель или запрет на собственную жизнь
  • Йога и Биологическая Обратная Связь (БОС) - как мы можем научиться управлять своим состоянием?
  • Как сделать счастье своим постоянным состоянием. Психология счастья.
  • Парадоксальный совет в работе с депрессивным состоянием.
  • Как научиться понимать свои эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием?
  • Жизнь, как творчество. Авторство своей жизни.
  • Управление своим эмоциональным состоянием
  • Как управлять своим энергетическим состоянием?
  • Работа с ресурсным состоянием клиента
  • Управление своим настроением и состоянием.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь