Эволюция не по Дарвину: Ребенок-Родитель-Взрослый

Большинство из нас, время от времени, задумываются о личностном росте, о собственном развитии. К тому же, потребность в развитии это одна из базовых потребностей человека. Что же может помочь нам эволюционировать как личности и стать мудрым взрослым? Я предлагаю обратиться к психологической модели личности человека в Транзактном анализе. Эта парадигма не только рассматривает человека, как способного к изменениям и развитию, но к тому же является одной из самых понятных и эффективных психологических моделей структуры личности, доступной для всеобщего понимания. И используя эту модель, мы можем проанализировать себя, осознать свой жизненный сценарий, записанный в нас с детства, значительно изменить качество своего общения, и таким образом, подняться по ступени эволюции.

Основы теории Транзактного анализа были описаны Эриком Берном, американским психологом. Думаю, многие читали или, как минимум слышали о такой книге Эрика Берна, как «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». В первоисточнике, она звучит как: «Что мы говорим после того, как сказали “Привет”.

И если мы с вами обратим внимание на тот факт, что после приветствия, с различными людьми мы ведем себя по-разному, то возникает вопрос: почему с одними мы спокойны и тактичны, а с другими можем начать капризничать и вредничать?

Обратившись к концепции Транзактного анализа, мы можем узнать, что общаемся с другими при помощи транзакций и исходя из нашего привычного состояния одной из частей нашего Я.

Поясню, что такое транзакция. Это единица нашего коммуникативного процесса, нашего общения, обмен стимул-реакцией. Мы вербально или невербально обращаемся к партнеру (стимул), он реагирует, отвечает (реакция). Это может быть слово, жест, мимика, действие.

Три наших эго-состояния, три части нашего Я, которые присутствуют в каждом из нас в той или иной степени: Ребенок, Родитель, Взрослый. Это вы легко можете определить, пройдя он-лайн короткий тест Эрика Берна на ведущую субличность: http://www.transactional-analysis.ru/tests. Например: во мне 21% -детской части, 25% - родителя и 54% - взрослого, что говорит о ведущем эго-состоянии Взрослый.

Эволюция не по Дарвину Ребенок Родитель Взрослый

Эти аспекты нашей личности также легко различить по эмоциональному состоянию и принципам поведения.

Эго-состояние «Ребёнка» или «Дитя». Часть нашей личности, отвечающая за спонтанность, творчество и радость. Содержит потребности, желания, фантазии и манипуляции. Выражается в поведенческой спонтанности, в неумении управлять своими эмоциями. Находясь в этой части, человек опирается на решения, принятые им в раннем возрасте и таким образом следует сценарию жизни, записанному в детстве.

Эго-состояние «Родитель». Контролирующая, критикующая и опекающая часть нашей личности. Содержит предписания, оценки, запреты, установки и стандарты. Внешне выражается в критическом и заботливом поведении, усвоенным, в первую очередь, от родителей. Внутренне переживается как диалог назидающего родителя с внутренним ребенком. Сдерживает эмоции и следует сценарию жизни, «записанному» от родителей: когда мы думаем и действуем, подобно тому, как это делали наши родители.

Эго-состояние «Взрослый». Зрелая, мудрая, развитая часть нашей личности и при этом не зависит от возраста. Объективно воспринимает текущую реальность и собирает информацию. Живет в моменте «здесь и сейчас». Эта часть нашего «Я» является организованной, хорошо приспособленной и реально оценивающей свои возможности. Является посредником между эго-состояниями «Родитель» и «Ребенок» и позволяет им проявляться по мере необходимости. Выражается в ответственности и автономности, способности создавать свой «жизненный сценарий». Осознает свои эмоции и проявляет их экологичным способом. Использует свои ресурсы в полной мере и может самостоятельно решать любые свои проблемы.

Когда вы определите, какая из частей у Вас доминирует, вы сможете ответить себе на вопрос, почему вы получаете ту или иную ответную реакцию от собеседника и как это сказывается на вашей коммуникации. Общаясь из позиции Ребенка, вы, скорее всего, получите ответ Родителя. Разговаривая из эго-состояния Родителя, вы стимулируете Детскую позицию другого. А обращаясь из состояния Взрослый, можно рассчитывать на реакцию такого же Взрослого. Только проанализировав структуру своей личности и осознав ведущую часть себя, можно активировать эго-состояние Взрослый и получить эффективное взаимодействие с окружающим миром.

Как и весь процесс эволюции, изменения происходят постепенно. Сначала нужно дорастить своего внутреннего Ребенка до состояния «Золотой ребенок», потом адаптировать Родителя до состояния «Поддерживающий родитель». Только после этого получиться отдать «пальму первенства» Взрослой и мудрой части вашего Я и пройти свою эволюцию: Ребенок - Родитель – Взрослый.

Ваш позитивный психолог, Обухова Ольга



Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Родитель, Взрослый, Ребенок в сексуальной жизни
  • Ребенок, Родитель, Взрослый
  • Родитель, Ребенок или Взрослый?
  • Взрослый, родитель, ребенок
  • Ребенок, родитель, взрослый.
  • Мой ребенок. Мой родитель. Мой взрослый.
  • Взрослый-ребенок. Грани личности
  • Ребенок, Родитель и, наконец-то,...Взрослый.
  • Работа с МАК. Техника «Я-родитель? Я-взрослый? Я-ребенок?»
  • Жизненные роли: Взрослый-Родитель-Ребенок
  • Внутренний драматический треугольник: Родитель, Ребенок, Взрослый.
  • Взрослый-Ребенок-Родитель - как эти трое уживаются внутри нас
  • Э. Берн - Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования.
  • Как проявляется в нас трехглавый дракон - Родитель, Взрослый и Дитя?
  • Творцы судьбы - Внутренние Дитя, Родитель и Взрослый
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Тренинг по теории Эрика Берна трансактный анализ, из книги «Игры в которые играют люди».
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Я-Ребёнок, Я-Родитель, Я-Взрослый
  • Тренировка эго-состояния Взрослый
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Притча про то, как Родитель, Дитя и Взрослый в "Поле Чудес" играли
  • Работа с МАК, техника Внутренний ребёнок,родитель и взрослый.(клиентский случай)
  • Пограничное расстройство личности (ПРЛ) ( мои интерпретации внутреннего состояния)
  • Игры разума или Взрослый ребенок.
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь