|
Родитель, Ребенок или Взрослый?Автор статьи: Мураховская Маргарита
Андрей и Ника познакомились на отдыхе. Когда вернулись, домой поняли, эта поездка запомниться на всю жизнь. Вскоре Андрей сделал Нике предложение, и они поженились. Шел второй месяц их супружеской жизни. Ника начала замечать, что Андрей пытается полностью управлять ее жизнью. Что и как ей делать, как поступать. Если вначале их отношений Ника мягко уступала возлюбленному, то сейчас ей уже не хотелось чувствовать себя в роли ребенка. Она взрослый человек и вправе сама принимать решения. Андрею это не нравилось и, выражая свое недовольство, он часами доставал Нику своими поучениями. Молодая супруга подолгу выслушивала нотации мужа, не в состоянии что-то возразить. А Андрей никак не мог понять, что случилось с его женой, такой послушной и мягкой. Ведь ему так хотелось опекать Нику, как маленькую девочку, контролировать ее. (Откуда ей знать, как правильно поступать, вот ему-то человеку зрелому, известно и только он знает, как действовать правильно). Комментарии Маргариты Мураховской: Андрей находится в родительской позиции. Ему сложно воспринимать жену как взрослого человека. Это требует от него, снятие контроля и доверия. Намного легче контролировать поучать, диктовать. Ника вначале подыгрывала Андрею, будучи в позиции ребенка, подчинялась, уступала. Но потом поняла, так дальше продолжаться не может и, сменила стратегию. Нике нужно держать взрослую позицию, защищать свои личностные границы, искренне говорить о своих чувствах, желаниях. И вместе с тем с теплотой и заботой относиться к мужу. Вероятно он не получил безусловной любви в детстве. Выбрав способ психологической защиты - контроль, он, таким образом, оберегает себя от внутренней боли, которую ни раз переживал. Ему нужно научиться осознавать свои чувства и действия. Доверять супруге, относиться к ней как к партнеру. Доверие жизненно важно для истинно любовных отношений. Без него человек становиться подозрительным, тревожным и полным опасений, а другой чувствует себя в эмоциональной ловушке, ему кажется, что ему не дают свободно дышать. Если мы любим кого-то, нужно позволить ему быть свободным. Свободным принимать собственные решения, свободным жить так, как он хочет, а не так, как хотим мы. Каждому из нас нужно наше личное пространство. Потому, что иначе мы чувствуют себя в ловушке и любовь уходит. Недоверие противоречит природе любви. Как утверждает известный американский психолог Э. Берн, существуют три эго-состояния, в которых все мы периодически пребываем. Это эго-состояния "Ребенка", "Родителя" и "Взрослого". "Ребенок" - это спонтанность, искренность, творчество, уязвимость, отсутствие ответственности. Когда мы находимся в состоянии "Ребенка", то с одной стороны - это потребность придумывать, что-то самому, творить. Это игривость, желание пошалить. Это состояние восторга, когда что-то получается и хочется "прыгать до неба". Это юмор и искренний смех. С другой стороны - это беспомощность и обидчивость, нерешительность и страх, отсутствие ответственности за свои действия. В общении с другими это или подчинение под страхом обвинения или стремление сделать все наоборот. "Родитель" - это нравоучения, указания, приказы, контроль, гиперопека, гиперзабота, а также передача собственного опыта, ненавязчивая забота, безусловная любовь. Когда мы в позиции "Родителя", то нам кажется, что мы всегда правы и не способны ошибаться. Перефразирую известную пословицу. "1. Родитель всегда прав, 2. Если не прав - смотри пункт первый". "Родитель" отдает приказы, как в армии, они, как известно не подлежат обсуждению. Манипулирует, пользуясь авторитетом, физической силой, возрастным опытом. Взывает к долгу и чувству вины. Контролирует, беря на себя не свою ответственность. Принимает решение за других, полагая, что имеет право. (Ведь, добра желает). Позиция "Родителя" нужна нам для передачи опыта ученикам, детям. Лучше использовать эту способность будучи в позиции конструктивного "Родителя". Он присутствует рядом, но не вторгается. Передает ответственность, доверяет. Использует демократический стиль в общении. Уважает личность другого человека, даже если этому человеку 2 года от роду. "Взрослый" - несет ответственность за себя и свои действия, умеет защищать свои личностные границы, способен конструктивно общаться, строить партнерские отношения. Позиция "Взрослого" предполагает выполнение обещаний, надежность, стабильность. "Взрослый" уверен в себе и умеет отстаивать свои личностные границы, в балансе использует свой разум и свою интуицию. Умеет достичь поставленных целей. Дисциплинирует себя, используя силу воли. Умеет контролировать свои желания. Знает, чего хочет от себя и от жизни. Главное, все 3 эго- состояния не могут в нас существовать по одному. Мы гармоничная личность, только когда все 3 состояния присутствуют в нас в равной степени. Как показывает профессиональный опыт чаще всего, преобладает состояние "Ребенка" и "Родителя". В семейных отношениях это приводит к тому, что произошло с нашими героями. Если у вас похожая ситуация, то, что же делать, спросите вы? Если преобладает состояние "Ребенка" нужно брать ответственность за свои действия на себя. При преобладающем "Родителе" - больше доверять, снимать контроль и отдавать ответственность за другого человека ему самому. Лексика "Ребенка" Лексика "Родителя" Лексика "Взрослого" Дорогие читатели, осознавайте свои эго-состояния, управляйте ими. Живите в любви и в гармонии с самим собой и с другими. Успехов вам во всем.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|