Помните ли вы себя ребенком? Что вам нравилось, как вы проводили время? Часто ли вы обижались? Каким вы были: любопытным, веселым, спокойным, застенчивым, бойким, смелым?
А теперь вспомните своих родителей, учителей, тех взрослых, что тогда в детстве были для вас авторитетами. Кто это был? Как вы общались, что говорили? Помните ли вы их фразы и их отношение к вам (требовательное, снисходительное, доброжелательное, уважительное или какое-то другое)?
Сейчас вы уже взрослый человек, который умеет адекватно оценивать реальность, анализировать и мыслить рационально.
В течении жизни вы освоили три разных способа взаимодействия с миром. Ваша личность содержит три компонента, три эго-состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. И они попеременно в вас проявляются. Может, вы замечали взрослых самодостаточных людей, которые могли веселиться как дети, бегая под дождем? Или видели, как серьёзный человек вдруг обижается на какую-то мелочь? Так проявился их внутренний Ребенок.
Вспомните, как вы ругали водителя, который облил вас из лужи, так как не сбавил скорость, проезжая лужу: «Идиот! Ездить не умеешь, так и не садился бы не за руль! Никакого уважения к пешеходам». Так проявился ваш критикующий родитель.
А когда вы последний раз готовили презентацию на работе или продумывали покупку новой машины – в этот момент действовал ваш ответственный Взрослый.
Все три этих состояния очень важны и играют определенную роль. Ребенок радуется, играет, творит; Родитель – помогает адаптироваться в коллективе, заниматься самовоспитанием; а Взрослый – это прекрасный менеджер, который эффективно решает возникшие трудности «здесь и сейчас».
Получается, что, когда вы размышляете действует ваша Взрослая часть, а вот чувствует – Ребенок и оценивает все – Родитель. Ребенок и Родитель – это ваш детский опыт, общение с родителями, учителями, тренерами, вы повторяете свои мысли, чувства и действия, которые были у вас в детстве, а в состоянии Родителя – воспроизводите то, что слышали в свой адрес. Взрослый – это отклик на происходящее сейчас, с учетом недетского опыта и мышления.
Что бывает, когда одна из этих структур берет вверх над остальными, нарушая паритет?
Познакомьтесь, это Игорь. Ему 15 лет. Он очень хорошо помнит, как это быть ребенком, бывает спонтанным, творческий и яркий парень. Его Взрослый пока только формируется, а вот Родителя он в себе не признает. Он категорически против всех правил, считает советы взрослых полной ерундой и любит до всего доходить своей головой и действовать нестандартно. Не приемлет никаких ограничений и не принимает в расчет чужой опыт. Это приводит к тому, что на поиск своего варианта решения возникающих задач у него уходит уйма времени, намного больше, чем если бы он оценил опыт других людей и определил, что из этого полезно для него. Так львиная доля его времени может уйти на «изобретение велосипеда».
Марианне уже 29 лет, она тоже творческий человек. Увлекается искусством и танцами, она талантлива, у нее много друзей, которых привлекает ее веселый нрав. Но в быту она совершенно неприспособленный человек: готовить не умеет, за квартиру ни разу не платила и вообще все бытовые вопросы за нее до сих пор решают родители. Постоянно работы нет, а планировать что-либо она не привыкла. Жить сегодняшним днем и в удовольствие вот ее девиз. У Марианны взял вверх ее Ребенок, а вот функции Взрослого остались не востребованы. Ей сложно принимать решения и нести за них ответственность, она часто принимает неверные решения, не анализирует ситуации, в которые попадает и, по сути, до сих пор зависит от родителей.
Наш последний герой чрезвычайно серьезный молодой человек. Его зовут Александр и ему 26 лет. Он работает в сфере экономики, хочет стать серьезным специалистом. Он всегда старается «держать лицо», редко улыбаться, сохранять серьезный вид – все это, признаки серьезных и успешных людей, для него. Самый большой его страх, что кто-то решит, что он легкомысленный. Его восхищает начальник отдела, который добился больших успехов в фирме. Взрослый Александра буквально подавил Ребенка в нем, поэтому парень производит впечатление неэмоционального, холодного и даже нудного человека. У него нет друзей, ему трудно устанавливать теплые доверительные отношения, он не умеет веселиться и люди его сторонятся, и редко зовут с собой даже на обед.
Жизнь человека, даже без одной составляющей Родителя, Ребенка или Взрослого возможна, но никогда не будет полноценной. А несвоевременное проявление одного из этих состояний может привести к неприятностям: например, вашему Ребенку явно будет скучно на собрании, а Родителю нечего делать на вечеринке с друзьями. Поэтому важно обращать внимание на все три этих структуры и их взаимодействие. В следующих статьях мы ближе познакомимся с Ребенком, Родителем и Взрослым.
Приглашаю вас на онлайн-курс "Самопознание", в рамках которого мы знакомимся со своими эго-состояниями Ребенком, Родителем и Взрослым.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.