Пример работы с постстрессовым состоянием методом эмоционально-образной терапии

Рискну разместить здесь свой первый случай работы методом эмоционально-образной терапии. Заметьте, это была моя первая серьезная работа после получения диплома психолога. Я работала с собственным сыном. Знаю, что со знакомыми и родственниками это не рекомендуется. Но это был экстренный и исключительный случай. Работа была успешна. С тех пор прошло уже около 6 лет. Я имею возможность видеть сына каждый день, и сомнений в стойкости результата у меня нет. Согласие на публикацию этой информации у клиента получено.

Вот описание: Клиент - подросток, возраст 14 лет, далее – П. Он пришел домой, находясь в стрессовом состоянии. Был крайне напуган. Руки тряслись, лицо было бледным, отмечалось учащенное сердцебиение. С трудом говоря, сын сбивчиво объяснил мне, что его еще час назад преследовали двое мужчин. Когда он сидел в кафе, они заметили в руках у подростка новый мобильный телефон и последовали за мальчиком с явной целью отобрать телефон. Преследование длилось довольно долго, П. не смог скрыться от них ни в метро, ни в толпе людей. Ему чудом удалось оторваться от агрессивно настроенных мужчин благодаря тому, что водитель трамвая, услышав просьбу мальчика скорее закрыть двери, вовремя успел это сделать.

Возвращаясь к состоянию сына на момент начала сеанса, хочу отметить, что он испытывал сильное возбуждение, беспокойство, руки его тряслись, и он настойчиво требовал дать ему успокоительное.

Я предложила П. поработать методом эмоционально-образной терапии. Сначала я поинтересовалась, какие чувства он испытывает. По его словам, это было сильное чувство страха, которое локализовалась в центре груди, где находится солнечное сплетение. Чувство было описано, как боль в груди.


Я предложила сыну представить на стуле образ страха, и он увидел бесформенное облако черного цвета. На мой вопрос, что говорит тебе это облако, он ответил, что оно хочет сделать ему больно. Тогда на другом стуле я попросила  представить ту часть его личности, которой черное облако хочет сделать больно. П. сказал, что видит маленькое солнышко. Мне стало понятно, что это образ его Внутреннего Ребенка. Я предложила, чтобы сын дал солнышку много энергии. (Этот прием в ЭОТ называется "энергетизация образа").

П. в течение нескольких минут выполнял предложенное задание, солнышко незначительно увеличилось в размерах, но дальше процесс не пошел. Мне пришла в голову мысль направить энергию страха на рост солнышка. Этот метод "конверсии энергии" заключается в том, что клиенту предлагается перенаправить изначально негативную энергию, например, гнева или страха, на поддержку, рост и развитие слабой части личности.

Тогда солнышко стало большим, а образ страха из черного облака превратился в маленькую лужицу белого цвета. Я предложила П. принять это уже большое солнышко в свое тело. Когда он сделал это, то почувствовал, что солнышко вошло ему в самый центр груди, как раз туда, где он до этого испытывал боль. Мальчик сразу заметил, что в груди стало тепло, боль стала проходить, напряжение спало. Его руки уже не тряслись, речь стала ровной и спокойной.

 

Далее мы продолжили работать с образом страха, который на тот момент выглядел, как небольшая белая лужица. П. уже не испытывал возбуждения и был достаточно спокойным. Я приняла решение больше не трансформировать имеющийся образ страха. Сын уже чувствовал себя спокойно. Я была убеждена, что этого в данный момент не следует делать, поскольку эмоция страха необходима человеку в должной мере, чтобы он мог регулировать свое поведение, не подвергая себя необдуманному риску и избегая опасности в нужный момент. Поэтому я предложила ему оставить этот образ и принять его как необходимый для выживания и адаптации инстинкт самосохранения. 

На этом работа еще не была закончена. Я попросила П. представить себя сильным и большим и дать отпор обидчикам в своем воображении. Этот метод в ЭОТ называется «дать отпор преследователю». Сын стал рассказывать, как он – уже сильный и большой - сбивает с ног мощным ударом одного преследователя, а второй, видя это, в ужасе убегает. 

П., на мой взгляд, еще не был удовлетворен собой, и мне пришла идея использовать юмор. Я напомнила ему, как прямо перед носом у преследовавших его мужчин закрылись двери трамвая, а они тщетно пытались открыть ее. На их лицах было выражение досады, беспомощности и недоумения, что какой-то мальчишка сумел обвести их вокруг пальца. Сын уже развеселился. Но несмотря на то, что его состояние уже было позитивным, он стал ругать себя за то, что попал в такую ситуацию.


Я мягко остановила его, сказав, что он ни в чем не виноват, и предложила похвалить себя за то, что он разумно повел себя в такой опасной ситуации, сумел обмануть преследователей и спасти свою жизнь и здоровье, да и мобильный телефон тоже.Сын был доволен. Симптомы стресса полностью исчезли. Сеанс занял около 20 минут.

На следующее утро я поинтересовалась, как П. себя чувствует. Он был в приподнятом настроении и вполне доволен собой. Я решила для закрепления результата предложить ему представить образ того зла, которое ему причинили обидчики. Он увидел образ черного пятна. Тогда я сказала, чтобы он «упаковал» это пятно в красивую подарочную коробочку и вернул адресатам (это одно из наших ноу-хау в эмоционально-образной терапии – «метод возвращения зла», данный метод используется в случаях реально причиненного зла или ущерба).

Когда это было проделано, я спросила, что бы П. теперь почувствовал, если бы снова встретил тех мужчин. Он, смеясь, произнес: «Они выглядят такими смешными! Здорово они обломались, когда прямо перед ними захлопнулась дверь!» (Это была проверка на воображаемой критической ситуации.)

На этом работа была завершена.



Просмотров: 596
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Метод эмоционально-образной терапии
  • Метод эмоционально-образной терапии в судебной практике
  • Клиентский случай в практике эмоционально-образной терапии.
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • "Говорящие" образы в эмоционально-образной терапии
  • Образы в эмоционально-образной терапии
  • Как проходит сессия в эмоционально-образной терапии
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • Возможности и горизонты развития эмоционально-образной терапии
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • От страха потерять и "Я убегу или брошу первая, чтобы меня не опередили" к взаимоНезависимости
  • Какой была бы жизнь, если бы Вы себя по-настоящему любили?
  • Лицо агрессии. Работа через зеркальный образ "я".
  • Я больше не чувствую страха перед пауками. На этом всё?
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • "Образ женщины. Образ мамы. Почему не ладится с мужчинами"
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Работа со страхом. Консультирование с МАК. Техника "Зона страха".
  • Как найти свой образ или познать себя (для женщин)
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Работа с лишним весом в образной терапии
  • У мужчин страха нет
  • Идеальный образ себя
  • Как изменить образ себя?
  • Трансгенерационный метод работы с лишним весом или в кого я ем, когда я ем как в не себя
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • Как принять свою маму, если было так больно.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь