Пример работы с постстрессовым состоянием методом эмоционально-образной терапии

Рискну разместить здесь свой первый случай работы методом эмоционально-образной терапии. Заметьте, это была моя первая серьезная работа после получения диплома психолога. Я работала с собственным сыном. Знаю, что со знакомыми и родственниками это не рекомендуется. Но это был экстренный и исключительный случай. Работа была успешна. С тех пор прошло уже около 6 лет. Я имею возможность видеть сына каждый день, и сомнений в стойкости результата у меня нет. Согласие на публикацию этой информации у клиента получено.

Вот описание: Клиент - подросток, возраст 14 лет, далее – П. Он пришел домой, находясь в стрессовом состоянии. Был крайне напуган. Руки тряслись, лицо было бледным, отмечалось учащенное сердцебиение. С трудом говоря, сын сбивчиво объяснил мне, что его еще час назад преследовали двое мужчин. Когда он сидел в кафе, они заметили в руках у подростка новый мобильный телефон и последовали за мальчиком с явной целью отобрать телефон. Преследование длилось довольно долго, П. не смог скрыться от них ни в метро, ни в толпе людей. Ему чудом удалось оторваться от агрессивно настроенных мужчин благодаря тому, что водитель трамвая, услышав просьбу мальчика скорее закрыть двери, вовремя успел это сделать.

Возвращаясь к состоянию сына на момент начала сеанса, хочу отметить, что он испытывал сильное возбуждение, беспокойство, руки его тряслись, и он настойчиво требовал дать ему успокоительное.

Я предложила П. поработать методом эмоционально-образной терапии. Сначала я поинтересовалась, какие чувства он испытывает. По его словам, это было сильное чувство страха, которое локализовалась в центре груди, где находится солнечное сплетение. Чувство было описано, как боль в груди.


Я предложила сыну представить на стуле образ страха, и он увидел бесформенное облако черного цвета. На мой вопрос, что говорит тебе это облако, он ответил, что оно хочет сделать ему больно. Тогда на другом стуле я попросила  представить ту часть его личности, которой черное облако хочет сделать больно. П. сказал, что видит маленькое солнышко. Мне стало понятно, что это образ его Внутреннего Ребенка. Я предложила, чтобы сын дал солнышку много энергии. (Этот прием в ЭОТ называется "энергетизация образа").

П. в течение нескольких минут выполнял предложенное задание, солнышко незначительно увеличилось в размерах, но дальше процесс не пошел. Мне пришла в голову мысль направить энергию страха на рост солнышка. Этот метод "конверсии энергии" заключается в том, что клиенту предлагается перенаправить изначально негативную энергию, например, гнева или страха, на поддержку, рост и развитие слабой части личности.

Тогда солнышко стало большим, а образ страха из черного облака превратился в маленькую лужицу белого цвета. Я предложила П. принять это уже большое солнышко в свое тело. Когда он сделал это, то почувствовал, что солнышко вошло ему в самый центр груди, как раз туда, где он до этого испытывал боль. Мальчик сразу заметил, что в груди стало тепло, боль стала проходить, напряжение спало. Его руки уже не тряслись, речь стала ровной и спокойной.

 

Далее мы продолжили работать с образом страха, который на тот момент выглядел, как небольшая белая лужица. П. уже не испытывал возбуждения и был достаточно спокойным. Я приняла решение больше не трансформировать имеющийся образ страха. Сын уже чувствовал себя спокойно. Я была убеждена, что этого в данный момент не следует делать, поскольку эмоция страха необходима человеку в должной мере, чтобы он мог регулировать свое поведение, не подвергая себя необдуманному риску и избегая опасности в нужный момент. Поэтому я предложила ему оставить этот образ и принять его как необходимый для выживания и адаптации инстинкт самосохранения. 

На этом работа еще не была закончена. Я попросила П. представить себя сильным и большим и дать отпор обидчикам в своем воображении. Этот метод в ЭОТ называется «дать отпор преследователю». Сын стал рассказывать, как он – уже сильный и большой - сбивает с ног мощным ударом одного преследователя, а второй, видя это, в ужасе убегает. 

П., на мой взгляд, еще не был удовлетворен собой, и мне пришла идея использовать юмор. Я напомнила ему, как прямо перед носом у преследовавших его мужчин закрылись двери трамвая, а они тщетно пытались открыть ее. На их лицах было выражение досады, беспомощности и недоумения, что какой-то мальчишка сумел обвести их вокруг пальца. Сын уже развеселился. Но несмотря на то, что его состояние уже было позитивным, он стал ругать себя за то, что попал в такую ситуацию.


Я мягко остановила его, сказав, что он ни в чем не виноват, и предложила похвалить себя за то, что он разумно повел себя в такой опасной ситуации, сумел обмануть преследователей и спасти свою жизнь и здоровье, да и мобильный телефон тоже.Сын был доволен. Симптомы стресса полностью исчезли. Сеанс занял около 20 минут.

На следующее утро я поинтересовалась, как П. себя чувствует. Он был в приподнятом настроении и вполне доволен собой. Я решила для закрепления результата предложить ему представить образ того зла, которое ему причинили обидчики. Он увидел образ черного пятна. Тогда я сказала, чтобы он «упаковал» это пятно в красивую подарочную коробочку и вернул адресатам (это одно из наших ноу-хау в эмоционально-образной терапии – «метод возвращения зла», данный метод используется в случаях реально причиненного зла или ущерба).

Когда это было проделано, я спросила, что бы П. теперь почувствовал, если бы снова встретил тех мужчин. Он, смеясь, произнес: «Они выглядят такими смешными! Здорово они обломались, когда прямо перед ними захлопнулась дверь!» (Это была проверка на воображаемой критической ситуации.)

На этом работа была завершена.



Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Избавление от негатива и страха: найти у себя в голове то, что мешает и убрать это раз и навсегда
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Как отцу пережить, что его сын носит платье
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • Когда вы поняли, что ваши чувства уже угасли… Когда равнодушие партнера уже сделало свое...
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь