|
Пример работы с постстрессовым состоянием методом эмоционально-образной терапииАвтор статьи: Ивлюшкина (Жарова) Татьяна Ивановна
Рискну разместить здесь свой первый случай работы методом эмоционально-образной терапии. Заметьте, это была моя первая серьезная работа после получения диплома психолога. Я работала с собственным сыном. Знаю, что со знакомыми и родственниками это не рекомендуется. Но это был экстренный и исключительный случай. Работа была успешна. С тех пор прошло уже около 6 лет. Я имею возможность видеть сына каждый день, и сомнений в стойкости результата у меня нет. Согласие на публикацию этой информации у клиента получено. Вот описание: Клиент - подросток, возраст 14 лет, далее – П. Он пришел домой, находясь в стрессовом состоянии. Был крайне напуган. Руки тряслись, лицо было бледным, отмечалось учащенное сердцебиение. С трудом говоря, сын сбивчиво объяснил мне, что его еще час назад преследовали двое мужчин. Когда он сидел в кафе, они заметили в руках у подростка новый мобильный телефон и последовали за мальчиком с явной целью отобрать телефон. Преследование длилось довольно долго, П. не смог скрыться от них ни в метро, ни в толпе людей. Ему чудом удалось оторваться от агрессивно настроенных мужчин благодаря тому, что водитель трамвая, услышав просьбу мальчика скорее закрыть двери, вовремя успел это сделать. Возвращаясь к состоянию сына на момент начала сеанса, хочу отметить, что он испытывал сильное возбуждение, беспокойство, руки его тряслись, и он настойчиво требовал дать ему успокоительное. Я предложила П. поработать методом эмоционально-образной терапии. Сначала я поинтересовалась, какие чувства он испытывает. По его словам, это было сильное чувство страха, которое локализовалась в центре груди, где находится солнечное сплетение. Чувство было описано, как боль в груди.
П. в течение нескольких минут выполнял предложенное задание, солнышко незначительно увеличилось в размерах, но дальше процесс не пошел. Мне пришла в голову мысль направить энергию страха на рост солнышка. Этот метод "конверсии энергии" заключается в том, что клиенту предлагается перенаправить изначально негативную энергию, например, гнева или страха, на поддержку, рост и развитие слабой части личности. Тогда солнышко стало большим, а образ страха из черного облака превратился в маленькую лужицу белого цвета. Я предложила П. принять это уже большое солнышко в свое тело. Когда он сделал это, то почувствовал, что солнышко вошло ему в самый центр груди, как раз туда, где он до этого испытывал боль. Мальчик сразу заметил, что в груди стало тепло, боль стала проходить, напряжение спало. Его руки уже не тряслись, речь стала ровной и спокойной.
Далее мы продолжили работать с образом страха, который на тот момент выглядел, как небольшая белая лужица. П. уже не испытывал возбуждения и был достаточно спокойным. Я приняла решение больше не трансформировать имеющийся образ страха. Сын уже чувствовал себя спокойно. Я была убеждена, что этого в данный момент не следует делать, поскольку эмоция страха необходима человеку в должной мере, чтобы он мог регулировать свое поведение, не подвергая себя необдуманному риску и избегая опасности в нужный момент. Поэтому я предложила ему оставить этот образ и принять его как необходимый для выживания и адаптации инстинкт самосохранения. На этом работа еще не была закончена. Я попросила П. представить себя сильным и большим и дать отпор обидчикам в своем воображении. Этот метод в ЭОТ называется «дать отпор преследователю». Сын стал рассказывать, как он – уже сильный и большой - сбивает с ног мощным ударом одного преследователя, а второй, видя это, в ужасе убегает. П., на мой взгляд, еще не был удовлетворен собой, и мне пришла идея использовать юмор. Я напомнила ему, как прямо перед носом у преследовавших его мужчин закрылись двери трамвая, а они тщетно пытались открыть ее. На их лицах было выражение досады, беспомощности и недоумения, что какой-то мальчишка сумел обвести их вокруг пальца. Сын уже развеселился. Но несмотря на то, что его состояние уже было позитивным, он стал ругать себя за то, что попал в такую ситуацию.
На следующее утро я поинтересовалась, как П. себя чувствует. Он был в приподнятом настроении и вполне доволен собой. Я решила для закрепления результата предложить ему представить образ того зла, которое ему причинили обидчики. Он увидел образ черного пятна. Тогда я сказала, чтобы он «упаковал» это пятно в красивую подарочную коробочку и вернул адресатам (это одно из наших ноу-хау в эмоционально-образной терапии – «метод возвращения зла», данный метод используется в случаях реально причиненного зла или ущерба). Когда это было проделано, я спросила, что бы П. теперь почувствовал, если бы снова встретил тех мужчин. Он, смеясь, произнес: «Они выглядят такими смешными! Здорово они обломались, когда прямо перед ними захлопнулась дверь!» (Это была проверка на воображаемой критической ситуации.) На этом работа была завершена. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|