Клиентский случай в практике эмоционально-образной терапии.

Все истории публикую с разрешения клиентов, с изменением имен, возраста и некоторых личных данных. 
----------------------------------------------------------------------------
Молодой парень, 20 лет, назовем его Дима. 
Дима очень собран, сосредоточен и серьезен.

Он приходит и рассказывает о своей большой цели, как ему необходимо заработать на квартиру и он готов долгие годы упорно работать, преодолевая немыслимые гипотетические трудности.

Он спрашивает меня как ему достичь ее лучше, чтобы по пути к ней (а Дима убежден, что путь будет тяжел и не близок, с массой препятствий) не потерять отношения с близкими. Дима ждет совета.

Конечно я не вижу запроса на терапию, но вижу его большую озабоченность.
Отвечаю, что не знаю как ему лучше и вообще не знаю как достичь его цели. К тому же объясняю, что советовать не могу вообще что-то.

Дима понимает, но сникает. 
Молчит. Потом говорит, что постоянно думает, а вдруг не получится, а вдруг он не сможет достичь цели. Выглядит он напряженно.

Я предлагаю представить, что цель достигнута, что он в своей квартире.
Что тогда? Какой ты тогда? Что чувствуешь?

Дима на какое-то время погружается в размышления, а потом говорит, что тогда он наконец будет спокоен.
И чувство такое... Дима ищет слово, а руками показывает так, что я назвала бы опорой, устойчивостью.

Да, да, говорит он. Именно, я буду чувствовать себя устойчиво, уверенно. И смогу гордиться собой.

-А как ты поймешь, что ты наконец спокоен ? Как будет твоему телу тогда? Где в теле ты почувствуешь устойчивость?
- Там будет тепло и как-то светло. Дима показывает на грудь.
-А что сейчас у тебя в груди?
-Сейчас там темнота и пустота.
Он выпалил это так быстро, что я понимаю - это очень знакомое ему чувство.
-Можешь увидеть сейчас эту темноту и пустоту? Что чувствуешь, когда смотришь на нее?
-Страх. Хочется избавиться от нее.
-А сколько лет в тебе эта темнота-пустота?
-10 лет

Мы исследуем некоторое время этот образ, я задаю вопросы, а Дима отвечает самое правильное, то есть первое, что приходит в голову.

В какой-то момент у Димы всплывает картинка.

-Я вижу картинку, как я стою у окна в комнате и смотрю в темноту, а еще периодически там бьет молния.
-Что ты ощущаешь в теле, когда смотришь на эту картинку?
-Холод в груди. Дима ежится.
-Посмотри, сколько лет тебе, тому, который стоит и смотрит в темноту?
-9-10
-Что ты чувствуешь к этому образу?
-Он родной, я люблю его.
-Что чувствует этот мальчик, смотря в темноту?
-Одиночество. Обиду. Предательство.

В этот момент я замечаю, что у Димы скатывается слеза.
Диме хорошо известны переживания этого мальчика. В этом возрасте его отец и дедушка прекратили общение с ним и его сестрой, уйдя из семьи.

Тогда я предлагаю Диме, которому уже 20 лет, пойти к этому мальчику и присесть к нему и обнять. И сказать, что теперь он тот взрослый, тот мужчина, который может позаботится о мальчике, защитит и всегда будет рядом и никогда не оставит.

Это всегда очень трогательный и интимный момент, такие встречи. Я подбираю и предлагаю нужные фразы, мы ищем их вместе и внимательно следим как мальчик реагирует на них. Слышит ли, доверяет ли им, успокаивается ли?

Я спрашиваю у Димы, как он может лучшим образом ему показать свою любовь и заботу, чего бы хотелось мальчику? Мальчик просит погладить его по голове. Дима говорит ему, что он хороший и он гордится им.
А еще мальчик просит конструктор и чтобы с ним поиграли.

Когда все нужные слова сказаны, а потребности удовлетворены, и появляется чувство, что мальчик сейчас в порядке, я предлагаю Диме забрать его с собой, поселить в своем внутреннем мире, ощутить это в теле.

Мальчик сомневается, потом соглашается с условием забрать окно.

-А что мальчик будет делать с окном, у окна?
-Смотреть через него в космос.
-А чей это космос?
Долгая пауза и нет ответа
-У мальчика внутри есть свой космос?
-Да. Дима явно удивлен.
-А у тебя внутри есть космос?
-Да. Еще большее удивление. И место ему в груди.

И тогда мальчик может любоваться своим космосом, а не смотреть на него через окно. И он легко идет к клиенту и соединяется с ним телесно.

А при следующей нашей встрече Дима делится, что снова разговаривал с мальчиком и ему очень хорошо от этого.

-Можешь сейчас посмотреть на образ темноты-пустоты? Что видишь? Что чувствуешь?
-Я вижу звездное небо, там можно рассмотреть космос. Чувствую любопытство и спокойствие.
-А что в теле чувствуешь, в груди?
-Там тепло и светло и как-то спокойно, приятно.

И Дима говорит, что прошла тревога и постоянное беспокойство по поводу достижения цели, нет больше страхов "а вдруг не получится". Это вообще больше не имеет такой важности.

Иногда нам кажется, что купив что-то, достигнув поставленной цели, мы решим свои внутренние проблемы, избавимся от тоски, закроем пустоту, обретем наконец радость, спокойствие итд.

Но так это не работает, и получая желаемое, мы обнаруживаем, что внутри ничего не поменялось.

Мы работали еще с образом мальчика и космоса и брали много ресурса.
Дима обнаружил смелость начинать что-то новое и делать первый шаг, а еще новое для него состояние - хвалить себя и радоваться, когда в чем-то достиг успеха, быть довольным собой.

Если вам кажется, что без достижения цели, приобретения какой-либо вещи, или появления в вашей жизни другого человека счастья не будет; если без чего-то внешнего вы испытываете постоянную тревогу, беспокойство или пустоту и одиночество, а желания становятся навязчивыми, возможно причина кроется глубоко внутри. 

 



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • А что бы вы сказали, если бы мужчина признался, что ему стыдно?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Будущее следствие прошлого. Показывает то, что было, а не то, что будет
  • Как начать что-то, если постоянно устаешь и не хватает на что-то еще мотивации?
  • Что делать ,если чувствуешь, что зависишь от мнения со стороны?
  • Ревность - что это за чувство, и что за собой влечет?
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • Все, что будет, есть сейчас.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • «Делай, что должен, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Остановка на действие. Часть 1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь