ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СЕБЯ Формирование Идеального образа
В середине 30-х годов прошлого века в психоанализе стало складываться новое направление, которое отличалось от классической теории Фрейда – «неофрейдизм». Одной из наиболее ярких фигур этого направления является Карен Хорни. Каждая работа К. Хорни — это заметный вклад в науку, но главной сегодня остается «Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию». Главная задача, которую ставила перед собой К. Хорни: «вернуть человеку его самого, помочь ему вновь обрести свою непосредственность и найти свой центр тяжести в себе самом».
Она проводит различия между здоровым развитием, при котором личность реализует свой потенциал, и невротическим развитием, при котором формируется «идеальное Я» и происходит отчуждение от «реального Я». Сначала мы познакомимся с таким термином в её теории, как Идеальный образ себя. Мы узнаем, что такое Идеальный образ, когда и как он формируется, зачем он нужен человеку, и какое влияние на него оказывает. Идеальное Я - это чисто вымышленный образ себя, который человек формирует в детстве. Он совершенно не соответствует нашему реальному Я.
Наше подлинное реальное Я – это сила, которая дана нам от рождения. Сила, которая является источником нашего роста. Что включает в себя реальное Я? Это наша наследственность – наш темперамент, наши способности, склонности и дарования. Это центральная внутренняя сила, которая дана каждому из нас, и каждый из нас должен расти по направлению к самому себе, чтобы реализовать именно себя. Это направление к самореализации Хорни называет реальным Я - глубинным источником нашего роста. Но для того, чтобы человек мог реализовать себя, ему, как и любому живому организму, нужны благоприятные условия. При чем, с детства. Ребенок полностью зависим от взрослых, нуждается в их заботе, любви и внимании. Самое главное, что он должен чувствовать – это то, что его принимают, и оказывают поддержку. Взрослые должны обучить ребенка общению с другими людьми, выявить заложенные в нем природные способности и помочь развить их. И самое главное - общаясь с взрослыми, ребенок должен чувствовать себя в безопасности, ощущать внутреннюю свободу. Ощущение такой внутренней безопасности может дать «теплая атмосфера». Только в атмосфере полного приятия ребенок сможет выражать именно себя, именно свои мысли, именно свои чувства.
Но рай детства — это не больше чем иллюзия, которой любят тешить себя взрослые. Для ребенка этот рай населен целым роем опасных чудовищ. Взрослые часто слишком погружены в свои собственные проблемы. Они не всегда умеют любить ребенка, думать о нем, как об отдельной, особенной личности. Их отношение к ребенку и реакции на него часто зависит от собственных неудовлетворенных потребностей. На ребенка могут давить, или запугивать, или слишком опекать его. В зависимости от настроения, на него могут раздражаться, придираться, быть равнодушным, несправедливым. Все это не только не способствует развитию ребенка, но тормозит его рост.
Одна из величайших ценностей в жизни – это чувство, что тебя любят, и даже больше – что тебя можно любить. Чувство, что тебя нельзя полюбить, становится для ребенка источником глубокого страдания. Дети вынужденно занимают второе место в отношениях между родителями. Они не могут дать выход своей ярости, не могут осмыслить свои переживания и понять, что происходит. Таким образом, гнев и агрессия запираются внутри ребенка и принимают форму причудливых фантазий. Ребенок не способен понять природу бушующих в нем страстей, и поэтому чувствует угрозу от взрослых. В этом корни детской тревоги, от которой ни один ребенок не свободен полностью.
Хорни называет её базальной тревожностью. Детский страх перед отцом или матерью, чувство изоляции и беспомощности, заставляет ребенка занять позицию обороны. Он не может относиться к ним спонтанно, в соответствии со своими реальными чувствами, и вынужден искать такой путь поведения, который смягчит тревогу. Пытаясь справиться с чувством «меня никто не любит», с ощущением своей незащищенности и ненужности, которые порождают тревогу, ребенок принимает одно из трех решений: добиться любви во чтобы то ни стало (решение о смирении или движение К людям); убедить себя, что полюбить его невозможно, он не создан для любви (агрессивное решение или движение ПРОТИВ людей); погрузиться в свой собственный мир, где у него будет все, и никто ему не нужен (решение об отчуждении или движение ОТ людей).
Нужно отметить, что здоровому человеку свойственны все три стратегии. Подчинение, борьба и бегство - это защитные механизмы человеческого инстинкта Здоровый человек может идти к людям, раскрываться, уступать своим чувствам, дарить людям привязанность, и принимать эту привязанность от них. Он может пойти против людей, умеет бороться, оттаивать свои интересы, постоять за себя. И, наконец, здоровому человеку нужно иногда остаться наедине с самим собой, проникнуть в свой духовный внутренний мир. Все три стратегии необходимы для налаживания хороших отношений. Эти пути не исключают друг друга, а дополняют, действуют совместно, создают гармоничное целое. Здоровый человек может быть гибким и избирать направление своего движения в зависимости от обстоятельств. Проблема ребенка состоит в том, что его влечет сразу во всех направлениях. Но он не знает, как ему поступать, что ему чувствовать к другим. Эти противоречия внутри ребенка (смириться, возмутиться или уйти) образуют базальный конфликт с другими.
Ребенок, который выбирает стратегию двигаться к людям, признает свою беспомощность и пытается завоевать любовь взрослых, опереться на них. Только таким образом он может чувствовать себя в безопасности с ними. Если между членами семьи существуют разногласия, то он примкнет к наиболее могущественному лицу. Подчиняясь взрослым, он чувствует свою принадлежность и поддержку. Это помогает ему чувствовать себя менее слабым, и менее изолированным.
Когда ребенок движется против людей он принимает как должное, что окружающие по отношению к нему враждебны, и бессознательно решается на борьбу. Он не доверяет другим, хочет быть сильнее, чем они.
Когда ребенок движется от людей, он не хочет ни принадлежать, ни бороться. Он держится в стороне, отстраняется от людей. Он чувствует, что у него с ними мало общего, что они нисколько не понимают его. Он строит свой собственный мир с помощью природы, своих кукол, книг, грез.
Первая попытка решения внутреннего конфликта влияет на то, в каком русле дальше пойдет невротическое развитие: каким будет отношение к себе, к другим людям, и к жизни в целом. В зависимости от выбора решения (к, против, от) у человека будут развиваться определенные потребности, запреты, жизненные цели, особая чувствительность, начинают формироваться моральные, нравственные ценности. Формируется «личная религия», «личная философия» жизни. Это своеобразное ядро, динамический центр, из которого берет свое начало невротическое развитие.
Какие потребности будут развиваться у ребенка, который выбрал решение смириться, и завоевать любовь? Потребность подчиняться. Чтобы другие не отвергли его, он будет стараться быть добрым, неэгоистичным. В дальнейшем эта стратегия приведет к чувству беспомощности.
У ребенка, который решил бороться, будут другие потребности. Он будет агрессивным и будет ценить уже совершенно другие качества: силу, выносливость, способность к борьбе. Эта стратегия (против) – вызывает враждебность (ребенок постоянно рвется в бой независимо от ситуации).
У ребенка, который решил отстраниться, закрыть свою внутреннюю жизнь от других, будет развиваться потребность ни в ком не нуждаться. Такая стратегия вызывает чувство изоляции (ребенок постоянно уходит прочь).
В следующих статьях мы подробнее опишем каждый тип личности.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.