|
Как должен вести себя правильный ребенок?Автор статьи: Афанасьева Мария Александровна
Как должен вести себя правильный ребенок? А как должен себя вести правильный взрослый? А как должен выглядеть правильный цветок? А как должна себя вести правильная радуга? Практически этот вопрос уместно переформулировать... Как должен вести себя подавленный ребенок? А еще точнее: как подавить моего ребенка - чтобы он стал правильным... А ведь это хороший вопрос. Знать, как это сделать, действительно важно, потому что обладая таким знанием, мы сможем избежать вредоносных действий. Зачем делать "правильным" родного ребенка? Помните, как в том анекдоте. До школы были все разные. После нее стали все одинаковые... Вряд ли кто-то хочет сделать своему сыну или дочке что-нибудь плохое. В основном-то бывает наоборот! Родители, как правило, желают детям добра и счастья. О тех отцах и матерях, которые в самом деле замышляют нечто ужасное против своих детей, мы говорить не будем, это уже, как говорится, вопрос к специалистам другого профиля. При этом, желая детям добра и только добра, родители часто совершенно неосознанно причиняют им вред, и немалый. Неосознанно и необдуманно причиняют. Это возможно, понятное дело, только в ситуации незнания-непонимания – когда человек просто не в курсе, к чему может привести его слово или поступок, чем они могут отозваться в жизни его любимого малыша через пять, десять, тридцать лет. Мы говорим о разного рода подавлении детей. Что значит подавить ребенка? И как – простите – это обычно делается? В некоторых кругах бытует занятное такое мнение: хороший ребенок – тихий ребенок. Слегка напоминает американскую пословицу времен освоения Дикого Запада: хороший индеец – мертвый индеец... Известны также и другие воспитательные девизы: ни в коем случае нельзя идти у ребенка на поводу; если он не слушается, надо все равно заставить его подчиниться, любой ценой. Но вот беда: немногие понимают, что эту цену придется заплатить всем, как родителям, так и их детям. Всемирно известные способы зафиксировать у ребенка положительное поведение и избавиться от негативного, нежелательного поведения – выдрать его ремнем или поставить в угол. Кто-то практикует даже методы, от которых подозрительно попахивает Средневековьем, например, поставить коленями на горох или еще что-нибудь в этом роде. А все эти «воспитательные приемы», которые, по-хорошему, и язык-то не поворачивается так назвать, разве что в кавычках, проистекают из одной-единственной пагубной идеи. Формулируется она примерно так: чтобы ребенок вел себя хорошо, ему должно быть плохо. А где логика, спрашивается? Разве взрослый, которому больно и плохо, ведет себя «хорошо»? И окружающим так уж приятно с ним общаться? И делает то, что делает, он по высшему разряду? В общем, в таком случае ребенка могут наказывать физически, долго его стыдить (про стыд поговорим отдельно) или вызывать у него чувство вины. Понятное дело, под давлением такого рода методов воспитания ребенок принимает массу негативных детских решений (которые, вытесняясь в область бессознательного, потом и напрямую, и косвенно влияют на всю его последующую жизнь): решает он, что его не любят, что он никому не нужен, что он плохой, недостойный, ничего не умеет, все делает из рук вон плохо, так что вообще уже лучше ни за что не браться… и т.д. и т.п. Убеждение, что ребенку должно быть плохо для того, чтобы он вел себя хорошо, – один из самых мощных факторов подавления наших детей. Кто-то, например, не кричит на детей и не наказывает их физически, но при этом устраивает им так называемые «холодные скандалы», которые точно также детей угнетают. Некоторые даже этим гордятся: «Я вот никогда не повышаю голос на сына. Просто если он нашалил, я не разговариваю с ним несколько дней. Потом он сам, как миленький, извиняется и долго ходит тише воды ниже травы». Очень популярен «прием» типа «если ты сейчас же не сделаешь так, как я говорю, я тебя брошу и уйду» (применяется чаще всего на прогулке, на улице). Одного такого «воспитательного акта» достаточно, чтобы нанести ребенку психологическую травму. Кстати говоря, ребенок, который в детстве подвергался такому воздействию, в будущем очень легко впадает в зависимые отношения: он патологически боится, что его «бросят и уйдут», и стремится создать связь настолько прочную, чтоб уж точно никто от него никуда не делся. Плюс к тому им потом часто манипулируют: ведь он, опять-таки, на все готов, лишь бы не быть «брошенным». Удивительно, да? А казалось бы, такой пустяк, подумаешь… А беда в том, что все же хотят, как лучше... А лучше, конечно, иметь другие убеждения, значительно более эффективные. Как то:если ребенок чувствует себя хорошо, он и ведет себя хорошо. Т.е. наказывая ребенка тем или иным способом (ругая его, стыдя, ставя в угол, лишая десерта – все это формы наказания, ни больше ни меньше), мы вместо того, чтобы сподвигнуть его на «хорошее» поведение (проще говоря, поведение приятное для нас и для нас же приемлемое), только усугубляем ситуацию. Наказанные ребенок чувствует себя отвратительно – и это «отвратительно» проявляет в своем дальнейшем поведении вовне. И конечно, все, что было сказано о негативных детстких решениях (неподдерживающих убеждениях), остается в силе. Стоит ли некая «традиция» наказания детей таких последствий? Важно осознавать: для маленького ребенка родители – это огромные, почти всемогущие существа, на которых он равняется и изо всех сил стремится стать похожим. Он тонко чувствует их одобрение или неодобрение и очень нуждается в их поддержке. Да-да, в поддержке. На кого же еще опереться такому маленькому, неопытному существу, как не на папу и маму? Ребенок растет и развивается, и все последующие взрослые поступки он будет выводить из своих первых детских опытов. Поэтому так важно в детстве оказывать ребенку поддержку во всех его начинаниях. Даже если он, двухлетний, в первый раз «убираясь», сложил игрушки вперемешку с котлетой и кашей... И в этой ситуации тоже надо его поддержать. Наверное, недальновидно ожидать, что малыш, едва научившийся ходить, будет делать все аккуратно, точно и ловко. Словно он взрослый…..
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|