|
Ребенок плохо себя ведёт. В чём причина?Автор статьи: Калараш Марина Ильинична
Дублирую здесь статью в журнале NetWorker, для которого я регулярно пишу. Под «плохим поведением» обычно понимаются такие действия и поступки как непослушание, вспышки гнева, истерики и капризы, сквернословие, дерзость, неспособность или нежелание соблюдать социально приемлемые нормы в общественных местах, негативное отношение к окружающим и своим обязанностям перед другими, враждебность к правилам, лживость, пассивность, слепое следование мнению большинства и т.д. Конечно же родители прилагают все усилия, чтобы ребенок такое поведение прекратил. Но ни разговоры, ни наказания не приводят к желаемому. Почему? Здесь нам поможет положение о том, что в поведении ребенка всегда есть смысл, он таким образом, пусть и бессознательно, но преследует какую-то цель. Если понять, какая цель стоит за плохим поведением, то мы узнаем причину и тогда сможем способствовать его изменению. Хотите это понять? Тогда давайте разбираться. Людям жизненно необходимо чувствовать свою причастность, принадлежность группе, прежде всего семье (затем это может быть группа детского сада, значимых сверстников, производственного коллектива и др.). Это одна из основных потребностей каждого человека. А если какая-то жизненно важная потребность не удовлетворяется, то человек будет всячески пытаться её удовлетворить. Так и для любого ребёнка. Если в семье всё складывается благополучно, ребёнок чувствует себя её частью, принимая участие в жизни семейной системы, если у него в ней есть свое понятное место, он чувствует себя уверенно в этой позиции, если высоко оценивает свои возможности добиться успеха позитивными путями, то его поведение не вызывает особых проблем. Но если что-то идет не так, ребёнок не получает или перестал получать необходимую поддержку и одобрение со стороны родителей, если почувствовал себя ненадежно, то его ощущение принадлежности становится шатким, а может и вовсе исчезнуть. Что он тогда вынужден будет делать? Верно – от будет искать пути удовлетворения этой потребности. Ребенок не просто будет искать свое место, он просто обязан его найти. И тогда вместо полезного участия в семье ребёнок будет пробовать различные негативные виды поведения, ошибочно полагая, что оно поможет добиться одобрения значимых людей и занять среди них подобающее место. Считается, что в основе неправильного поведения детей лежат четыре основные причины. Борьба за внимание – это первая и самая распространённая причина. Конечно, каждый ребёнок нуждается во внимании, причем эта потребность столь же велика, как потребность в еде и отдыхе. Если ребёнок когда-то решил, что он значим только тогда, когда является центром внимания, он будет проявлять завидную изобретательность в придумывании способов его привлечения. Ребёнок может быть очаровательным, остроумным, скромным, застенчивым. Если такие «милые» средства достижения внимания не работают, то придётся прибегнуть к менее приятным. Он может ныть, канючить, «тянуть резину», рисовать на стенах, стучать дверью, или испробовать еще тысячи других, вызывающих внимание, приёмов. Родители немедленно отвлекутся от своих дел и начнут «воспитывать». Тогда ребёнок точно понимает, что они его замечают, он существует! Вторая причина — борьба за власть. Обычно такое происходит, когда уставшие родители уступают требованиям ребенка. В таком случае ребёнок решает для себя, что он будет использовать власть, чтобы одержать победу над родителями и становится всё более решительным в этом намерении. Он торжествует, отказываясь делать то, что от него требуют, добивается своего любой ценой. Ему кажется, что если он подчинится взрослому, то тем самым потеряет чувство собственной значимости. Проявления такого противостояния сил можно наблюдать в любой семье в ситуациях утреннего подъема, одевания, еды, приготовления уроков, отхода ко сну, в сценах в супермаркете. Третья причина негативного поведения детей – желание отомстить, которое может возникнуть при усилении борьбы за власть. Если взрослый и ребёнок сражаются за доминирование, то в случае победы взрослого ребёнок мечтает о реванше, который необходим ему для возвращения утерянного чувства значимости и важности. Взрослый своей победой показал ему, что он не имеет никакой власти, а значит не может быть любим. И тогда, чтобы почувствовать себя значимым, он может причинять боль другим. Ребёнок становится злобным, может начать воровать, разрушать и т.п. Причинами детской мести могут быть также обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание, несправедливое наказание и многое другое. Четвертой причиной является потеря веры в собственный успех. Ребенок, не получая необходимой поддержки, понимания, падает духом. Он чувствует, что не имеет шанса преуспеть в чём-либо и быть полезным. Пытаясь показать свою полную несостоятельность, он демонстрирует беспомощность, неспособность справиться с каким-либо заданием, будь то в учебе, в помощи по дому, либо в сфере отношений со своими сверстниками. Ребенок, избравший такой путь, преувеличивает свой реальный или воображаемый недостаток, избегает любого задания. Мы разобрались с причинами, объясняющими плохое поведение ребёнка. Но как выявить истинную причину негативных проявлений именно вашего ребёнка? Психологические знания помогут нам в этом. Прежде всего родителям нужно обратить внимание на собственные чувства. Да-да, на СВОИ чувства. Если это раздражение, то, скорее всего целью ребёнка является привлечение внимания. В таком случае родителям важно не заглядывать в глаза, ничего не говоря дать ребенку понять, что его любят. Делать это нужно сразу, как только ребёнок начнет вас раздражать. Научите вашего ребенка привлекать к себе приемлемым для вас способом. Если вы чувствуете злость, значит вы столкнулись притязанием ребёнка на доминирование. Необходимо предоставлять право на выбор, не приказывая. Не нужно вступать в состязание или ввязываться в ссору, но и не уступайте. Необходимо научить ребёнка достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными. Важно также ослабить свой контроль за действиями ребенка, не делать того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность иногда совершать ошибки, самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Когда причиной плохого поведения ребенка является месть, то родитель в ответ может заметить у себя обиду. Не стоит вымещать обиду. Постарайтесь восстановить взаимоотношения, установив тесный дружеский контакт. Поняв причину мести, постарайтесь её устранить, но не потакайте прихотям. Научите своего ребёнка не вымещать своё чувство обиды на других. При потере ребёнка веры в себя родители попадают во власть чувства отчаяния. Здесь важно не уговаривать, не показывать жалости. Ничего не делать за ребёнка. Вести к успеху постепенно. Найти ситуацию, где тот ощутит свое достоинство, помочь открыть свои истинные способности. Научите ребёнка доводить любое дело до конца и преодолевать трудности. Успехов вам в устранении причин плохого поведения детей, и пусть общение с ними приносит побольше радости!!!
Если вам откликнулась статья, буду благодарна за выражение одобрения этой публикации или обратной связи. Уважаемые читатели, вы можете также обратиться ко мне за консультацией очно в городе Липецк или по Skype/WhatsApp Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|