|
Разница в формировании процессов у детей с доминирующим правым полушариемАвтор статьи: Хвингия Ирина Сергеевна
Сенсомоторная коррекция является одним из распространенных направлений в нейропсихологии. Нейропсихологический подход раскрывает взаимосвязи между созревающими структурами мозга и развивающимися на их основе психическими функциями. Наиболее сложные психические функции – психические процессы. Психические познавательные процессы – это процессы, происходящие в психике человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Прежде всего, в восприятиях, ощущении, речи, воображении, мышлении, памяти и др. Согласно учениям, разрабатываемым в рамках нейропсихологии А.Р. Лурия, любая психическая деятельность человека является сложной функциональной системой, реализация которой обеспечивается комплексом совместно работающих отделов головного мозга, где каждый вносит свой специфический вклад в ее обеспечение. Процесс формирования познавательных процессов в онтогенезе ребенка происходит в результате последовательного гетерохронного созревания мозговых структур и связей между ними, в ходе которого формируются функциональные системы, являющиеся анатомической и физиологической основой психических функций. Надо отметить, что для каждого этапа формирования познавательных процессов ребенка необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Опыт ученых, работающих в области сенсомоторной коррекции детей с особыми образовательными потребностями, доказал адекватность и информативность такого подхода к данному контингенту (А.В. Семенович, Ж.М. Глозман). Целью работы было исследование, направленное на выявление разницы в формировании познавательных процессов у детей с интеллектуальным недоразвитием в сенсомоторной коррекции с доминирующим правым полушарием. Решались задачи выявления разницы в формировании познавательных процессов в сенсомоторной коррекции у детей с доминирующим правым полушарием Испытуемые и методика исследования В исследовании приняли участие 58 детей из дошкольных образовательных организаций в возрасте пяти лет. Из них 32 мальчика и 26 девочек. Дети имели психиатрические и неврологические диагнозы (в соответствии с данными медицинской карты). Проводилось индивидуальное обследование каждого ребенка с помощью психологических методик. В диагностике учитывалось нейрофизиологическое развитие детей. Одной из нейрофизиологических особенностей развития детей является доминирование одного из полушарий – левого или правого. Это определяется мозговой организацией психической деятельности. Левосторонняя асимметрия выражается в преобладании левой части мозга над правой в совместном функционировании парных органов и отвечает за это доминирующее правое полушарие мозга. Правосторонняя асимметрия отражается в преобладании правой части над левой, и это говорит о доминировании левого полушария мозга. Соответственно, правополушарные и левополушарные дети имеют разные способности в восприятии и переработке информации, имеют разные пути развития мышления, речи, памяти, внимания. В исследованиях А.Л. Сиротюк определено, что левополушарное мышление обрабатывает любой материал через упорядоченную систему связей и отношений. Правополушарное мышление создает основу для творческого процесса. Поэтому в процессе психологической диагностики и сенсомоторной коррекции с дошкольниками, имеющими интеллектуальное недоразвитие, была намечена задача выявления взаимосвязи между латеральной организацией ребенка (его ведущим полушарием) и способностью к формированию познавательных процессов в сенсомоторной коррекции. Методы определения типа функциональной асимметрии полушарий: тест И.П. Павлова; «свободный рисунок»; наблюдение (включенное и научное). По результатам диагностики было выявлено: у 36 детей доминирующим являлось левое полушарие и у 22 двух доминировало правое полушарие. Применяемые методы сенсомоторной коррекции. 1.Дыхательные упражнения. «Соломинка и боб». Психолог предлагает детям переместить боб или фасоль в определенную точку, обозначенную на листе бумаги при помощи трубочки для коктейля, дуя в нее с такой силой, чтобы она точно попала в определенное место. Это упражнение решает одновременно несколько коррекционных задач: развитие зрительно-моторной координации; обучение четырехфазным дыхательным упражнениям; формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. «Дыхательная ритмика». Это упражнение корректирует дыхание ребенка, которое будет оптимизировать кровообращение и газообмен в легких, осуществляет массаж органов брюшной полости, таким образом, способствуя общему оздоровлению. Упражнение достаточно простое. Детям предлагается дуть на воздушный шарик, держа его за нитку. При этом задается определенный ритм дыхания (короткий, диафрагмальный, прерывистый). «Дыхательная зарядка». Упражнения выполняются в положении лежа. Это упражнение также решает как минимум две корригирующие задачи: концентрация зрительного внимания (ребенок следит за тем, как поднимается его живот при вдохе и опускается при выдохе) и снижение общего напряжения. 2. Глазодвигательные упражнения. «Птица на дереве». Задача состоит в мысленном перемещении птицы ходами вверх по веткам – вниз по веткам, вправо по веткам – влево по веткам. Дети делают последовательно по одному ходу. Очень важно зрительно следить за птицей и делать правильные ходы (челночный ход запрещен). Упражнение усиливает концентрацию зрительного внимания и тренирует зрительно-моторную координацию, развивает мыслительные способности и память. «Глазодвигательная гимнастика». По заданию психолога дети отслеживают глазами предмет на разных уровнях и по пяти направлениям: вправо, влево, вверх, вниз и к переносице. Это упражнения является энергетизирующим, так как повышает энергетический потенциал и насыщает мозг. Ядра глазодвигательных нервов находятся в структурах, которые отвечают за общую энергетику мозга. Глазодвигательная гимнастика помогает расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияет на развитие других функций. 3. Упражнения на оптимизацию тонуса (гипо- или гипертонус). «Холодно – жарко». Упражнение на попеременное напряжение и расслабление всего тела. Когда психолог говорит «холодно», дети должны интенсивно двигаться, чтобы «согреться», а по команде «жарко» остановиться и замереть в позе, в какой застала их команда. При этом они должны до предела напрягать все тело. Подобная игра «Море волнуется…». Развивается слуховое внимание. «Неваляшки». Упражнение выполняется лежа на спине. Дети обхватывает колени руками, и катаются на спине из стороны в сторону. Упражнение способствует преодолению у детей мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных мышечных установок. А также оптимизирует мышечный тонус и повышает уровень психической активности. 4. Упражнения на формирование базовых сенсомоторных взаимодействий. «Реципрокная координация». Упражнение заключается в одновременном распрямленной ладони одной руки в кулак и разжимании другой руки из кулака в ладонь. Это упражнение корректирует межполушарное взаимодействие. «Кот и мышка». Психолог предлагает ребенку в ответ на показ игрушки «кот» поднять правую руку, а на показ игрушки «лиса» - левую. Затем повторить это упражнение с заданием для ног в такой же последовательности. Упражнением определяется состояние фактора регуляции за протеканием психической деятельности. «Муравьи». Упражнение, включающее взаимодействие рук и ног. По команде психолога, дети ползают вперед, назад, к игрушке, от игрушки, вправо, влево и т.д. На завершающем этапе сенсомоторной коррекции, это упражнение выполняется в усложненном виде «муравьи с перекрещенными лапками» (правая рука заходит за левую руку, а левая за правую руку). По окончании сенсомоторной коррекции, которая длилась с 1 октября 2015 года по 24 марта 2016 года, был проведен мониторинговый срез на определение уровня развития познавательных процессов у детей, принявших участие в эксперименте. С этой целью были использованы методики. 1.«Корректурная проба» (создал Б.Бурдон в 1895 г), в которой хаотично были нарисованы смайлики улыбающиеся и плачущие. Необходимо было зачеркнуть плачущих смайликов за определенное время. Оценивались параметры внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение). 2. «Графический тест». Задание заключалось в рисовании узора, составленного из двух сменяющихся звеньев. Тест выявляет состояние кинетического фактора мозговой деятельности. 3. «Аналогии». Исследование словесно-логического мышления. 4. «10 слов». Методика позволяющая оценить слуховую память ребенка. 5. «Веселые картинки». Методика Д. Векслера (1945 г). Детям предлагались четыре картинки с несложным сюжетом. На каждую картинку разрешалось смотреть 20 секунд (для детей с отсутствием аномалий в развитии норма 10 секунд). После этого ребенку предлагалось нарисовать изображение одной из картинок. 6. «Сказка наоборот». Упражнение состоит из двух частей: в первой диагностируется активный и пассивный словарный запас; во второй – понимание предложенных конструкций. 7.«Рассказ по картинкам». Цель – диагностика речевых навыков. Детям предлагаются сюжетные картинки, хаотично разложенные на столе (было предложено 4 картинки). Необходимо разложить их в соответствующем порядке и составить рассказ. Результаты и их обсуждение Сравнительный анализ формирования познавательных процессов в сенсомоторной коррекции у детей с доминирующим правым полушарием После завершения корригирующего эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов формирования познавательных процессов у детей с доминирующим правым полушарием в сравнении с детьми, у которых доминирует левое полушарие. По каждому параметру диагностики находился коэффициент успешности. Для этого полученный ребенком балл делился на максимальный балл, который мог быть заработан по данному упражнению. Общая успешность выполнения варьировалась от 0 до 1, где 1 означает максимальную успешность при выполнении психологического задания. Данные исследования формирования познавательных процессов приведены в таблице. Правополушарные дети – R, левополушарные – L. Сравнительный анализ формирования познавательных процессов у детей с доминирующим правым полушарием (Психологические диагностики) Таблица 1.
Как видно из таблицы 1, имеется достоверное различие в развитии познавательных процессов у детей с доминирующим правым полушарием и доминирующим левым полушарием. Правополушарные дети более успешны там, где требуется творческий подход к решению задачи. У правополушарных детей ниже уровень концентрации зрительного внимания. Это видно из корректурной пробы. Однако, они более успешны в выполнении проб, где нет четких граней в задании. Незначительные разногласия в развитии логического мышления, мышления в целом. Полученный результат также согласуется с нейрофизиологическими данными, в соответствии с которыми правополушарные дети испытывают речевые трудности. Обращают на себя внимание результаты теста «Веселые картинки». И правополушарные, и левополушарные дети выполнили задание с одинаковым результатом. Это говорит о способности ребенка «включать» и «действовать» каждым из полушарий. Эта способность имеет наследственный признак, и ширина диапазона также зависит от наследственности. Результаты теста «Рассказ по картинкам» противоречит общепринятым представлениям о речевых способностях правополушарных детей. Однако, это задание предполагает свободный рассказ, без ограничений в грамматических конструкциях. Возможно поэтому, правополушарные дети выполнили задание с лучшим результатом. Полученные результаты по этому тесту могут свидетельствовать о длительном формировании импрессивной речи, начиная со старшего дошкольного возраста и на протяжении младшего школьного возраста. У детей с интеллектуальным недоразвитием процесс формирования речи может происходить в течение более длительного времени. Сравнительный анализ формирования познавательных процессов в сенсомоторной коррекции у детей с доминирующим правым полушарием Таблица 2.
Таким образом, полученные данные сравнительного анализа говорят о различиях в успешности выполнения заданий сенсомоторной коррекции. Эти данные позволяют сделать предположение о неравномерном развитии детей с доминирующим правым полушарием и детей с доминирующим левым полушарием. Обнаруженное достоверное влияние сенсомоторной коррекции на развитие познавательных процессов у детей с доминирующим правым полушарием. Результаты проб и упражнений улучшались с частотой их использования. Результаты также улучшались и у детей с доминирующим левым полушарием. Из данных таблицы видно, что по упражнениям «Муравьи», «Неваляшки», «Жарко – холодно», «Дыхательная ритмика», дети имеют равные результаты. Но по другим упражнениям, трудности испытывали дети с доминирующим правым полушарием. Возможно, это связано с тем, что во время проведения занятий, дети с доминирующим правым полушарием не сразу понимали суть задания, не всегда быстро включались в выполнение задания. Заключение. Проведенное исследование показало, что сенсомоторная коррекция компенсирует нарушения психического развития ребенка. Использованные методы сенсомоторной коррекции помогают восстанавливать баланс между сенсорной и моторной сферой. Успешное развитие обеих сфер является результатом сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно развитие познавательных процессов. Полученные экспериментальные данные позволяют конкретизировать принцип гетерохромного созревания мозговых структур для возраста старшего дошкольника. Несмотря на то, что этот возраст является критическим для развития различных образований, обеспечивающих высшие психические функции, полученные результаты позволяют предположить, что в период пятилетнего возраста наиболее высокие темпы наблюдаются в созревании фактора межполушарного взаимодействия в работе мозга. Это также дает основание предположить, что у детей с правополушарным доминированием при помощи использования сенсомоторной коррекции можно добиться более высоких показателей в развитии познавательных процессов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|