Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.

 Коррекционно-развивающая

ПРОГРАММА  

содействие гармоничному  развитию психических процессов, участвующих в учебной и познавательной деятельности детей, содействия мотивационной готовности обучения детей в школе  

Составитель:психолог Минеев Г.Е.

 

Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей  сирот С примерами упражнений

 

Пояснительная записка.

 

Необходимость разработки коррекционно-развивающей программы для воспитанников детского дома, ее востребованность, как в полном возрастном интервале, так, в частности, для воспитанников средних классов школы особенно ясна при проведении качественного анализа мотивации учебной и познавательной деятельности (снижение успеваемости, проблемы посещаемости, низкие  познавательные потребности и т.п.).

Различная величина, происхождение и структура интеллектуального дефекта не освобождает воспитанника детского дома от выполнения общих, требований учебной деятельности в школе.

Актуальность коррекционно-развивающих программ заключается в соответствии образовательных требований школы развитию психических процессов, участвующих в образовательной и познавательной деятельности у детей детского дома. Данное соответствие или не соответствие во многом определяет мотивацию и мотивационную устойчивость учебной деятельности в школе.

Проблемы мотивации учебной деятельности воспитанников детского дома в школе определяют заказ педагогического коллектива школы и педагогического коллектива детского дома на создание программы, способствующей развитию учебной деятельности.

Словом, фактическое качество мотивации учебной деятельности, слабое развитие психических процессов, участвующих в учебной деятельности, напрямую ведет к тому, что ребенок не желает выполнять требования учителя.

Так как типичной, в этом отношении, является ситуация того, что операциональная сторона мышления ребенка незрела относительно возраста и школьных требований.

Таким образом, содержание коррекционно-развивающего направления работы психолога в детском доме определяются педагогическим заказом и индивидуальными особенностями ребенка. Откуда следуют цели и задачи коррекционно-развивающего курса, предполагаемый результат, система контроля и тематический план, отражающий данное направление (раскрывающий содержание коррекционно-развивающей работы психолога, соответственно целям и задачам).

 

Программа предполагает систему последовательно решаемых коррекционно-развивающих задач, следовательно может иметь поступательную вариативность содержательной части (несколько последовательных тематических планов) и коррекционных  курсов. (т.е. задачи прилагаются к новому плану).

 

Психолог работающий в детском доме, - «не панацея» от всех проблем и противоречий, существующих объективно, т.е. вне зависимости от его присутствия.

Поэтому представляется целесообразным создание «Модели орагнизационно-развивающей работы в детском доме»

   Целью которой является оптимизация коррекционно-развивающей работы в детском доме.

Психолог в детском доме встречается с рядом трудностей в организации деятельности по коррекции и развитии психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения и др.

  • Существенную роль в (дефектах) развитии этих процессов,

участвующих в познавательной и учебной деятельности ребенка» «играют» такие факторы, как педагогическая запущенность и особенности формирования восприятия в ранние периоды развития ребенка, социально-бытовая, эмоциональная и др. виды деприваций, наследственность особенности физического развития.

Контингент с точки зрения уровня развития психических процессов таков, что количество нуждающихся в коррекции значительно превышает возможности психолога выполнения коррекционно-развивающей работы непосредственно (индивидуально).

  • Невысокая пропускная способность кабинета психолога,

ограничение его деятельности в продолжительности рабочего времени. Это факторы, которые объективно обуславливают невозможность постоянного личного контакта психолога с детьми, нуждающихся в содействии развитию психических процессов.

  • Групповая форма ведения занятий (коррекционно-развивающих) – приемлема, но требует сложного дифференцированного подхода в организации таких занятий:

-         по возрасту;

-         по уровню развития того или иного процесса;

-         по подбору дидактического материала индивидуально-соответствующего зоне ближайшего развития психического процесса ребенка;

-         по согласованию с индивидуальным планом занятий ребенка, режимом учреждения (гибким) в этот день.

 

Таким образом определяется основная проблема вовлечения в организацию коррекционно-развивающей работы детей и сотрудников в детском доме.

Необходимость индивидуального подхода в коррекции и развитии психических процессов детей, и невозможность осуществлению индивидуального подхода по колличественно-временным характеристикам работы психолога.

Этим определяется необходимость участия воспитателя в коррекционно-воспитательной, развивающей работе с ребенком.

Еще одна трудность заключается в том, что воспитатель, зачастую не специалист в подборе  дидактического материала  для организации (целевого) развивающего занятия, следовательно его функции сводятся к следующему:

 

 

Функции воспитателя:

 

  1. Мотивационно-организующая функция (при проведении

коррекционно-развивающих заданий и управлений, назначенных психологом).

  1. Контролирующая (количественный контроль выполнения

заданий и упражнений  ребенком).

  1. Диагностирующая   (общее наблюдение за развитием).

 

 

Функция психолога.

 

  1. Анализ уровня развития психических процессов (конкретного ребенка):

-         Анализ документов.

-         Диагностика.

-         Планирование.

 

  1. Регулятивная функция в обеспечении дидактическим материалом, направленная на профессиональный отбор и чередование заданий и упражнений для зоны актуальной и ближайшего развития ребенка.
  2. Контроль:

-         Количественный (количество выполненных заданий детьми).

-         Качественный (определение уровня затруднений при выполнении заданий при выполнении заданий и упражнений);

-         Коррекция подбора дидактического материала ребенку в соответствии с зоной его ближайшего развития и качественными характеристиками затруднений.

  1. Анализ уровня развития психических процессов (конкретного ребенка)

-         Мониторинг (ведется совместно с воспитателями)

-         Психолог определяет  те минимальные изменения в формировании психики, которые ребенок демонстрирует на занятии.

-         Индивидуальная диагностика (с применением стандартизированных методик психологом).

  1. Психолог методически и дидактически обеспечивает коррекционную работу в группах-семьях. Вместе с воспитателем систематически пополняет и контролирует выполнение заданий детьми (тетрадь для коррекционно-развивающей работы).

 

Психолог ведет журнал, отмечает присутствие ребенка. Помимо этого  ведется мониторинг «Личная карта наблюдения за развитием психических процессов ребенка»; и личная карта отслеживания направлений работы:

Цель:

  1. Содействовать гармонизации развития психических процессов, участвующих в учебной деятельности.
  2. Проводить целенаправленную коррекцию психических процессов, которые определяют должность учебной и познавательной деятельности ребенка.

Задачи:

  1. Формирование отвлеченных форм мыслительной деятельности.
  2. Планомерно осуществляет переход от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического мышления и рассуждающему и предполагающему мышлению.
  3. Формирование предпосылок абстрактного мышления (Развитие умений действовать в уме – во внутреннем плане действий).
  4. Эмоциональная рефлексия

 

Личная карта наблюдения за развитием психических процессов, и направлении коррекционной работы.

 

ФИО:

 

Дата рождения:                           Диагноз:                           Группа:

 

 

 

 Сильные стороны ребенка

 

Слабые стороны ребенка

 

1

Осведом

ленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Внима

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Восприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Память

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Работоспособность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеча

ния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

  1. 3.     Предлагаемый результат.

 

Системная работа психолога, опосредованная деятельностью воспитателя, дает возможность осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, нуждающемуся в психокоррекции. А количественный показатель дидактического обеспечения коррекционной работы в детском доме при условии системности определит качество содействия развитию психических процессов.

 

  1. 4.     Возрастной состав.

 

7-9 класс – ЗПР.

5-6 класс – Норма.

 

Форма работы

-         Групповая

-         Индивидуальная

 

Сроки реализации программы:

 

30 недель из расчета  1 занятие в неделю

15 недель из расчета 2 занятия в неделю

 

Эффективность:

Определяется положительной и отрицательной динамикой развития психических процессов стандартизизированных методиках исследования учителей или воспитателей.

Важно, чтобы при выборе какой-то формы определения эффективности, она соблюдалась на всем протяжении ведения курса коррекционно-развивающих занятий, давая, тем самым  выполнять сравнительный анализ результатов.

Совокупность же перечисленных методов даст более полную «картину» эффективности применения данной программы к детям-воспитанникам детского дома.

 

Примечание:

 

Показатель прохождения программы детьми в данном случае не делится на этапы, группы, возраста, в связи с тем, что каждое занятие является не только продолжением другого, но и, отчасти, самодостаточным.

Осуществляет программу психолог.

 

 

Ориентировочная структура занятия.

 

-         Вводная часть (направлена на себя и осознания себя на занятии)

-         Основная часть (в которой предлагаются задания и упражнения в возрастающей степени сложности по прохождению программы, однако, разнообразные в ходе занятия и соответствующие целям и задачам занятия

-         Заключительная часть (Подведение итогов занятия, обсуждения, оценивание).

 

Количество заданий и упражнений основной части занятия может варьироваться по сложности и времени в зависимости от индивидуальных особенностей детей, составляющих группу или особенностей самой групп

Тематический план программы №1.

 

1

 

2

 

3

 

4

 

 

Развиваемые психические процессы

 

Методики и задания

 

Время мин.

 

1

 

-         Рефлексия

собственных личностных качеств

-         Развитие внимания (переключение)

-         Развитие мышления (синтез)

-         Развитие мышления через анализ и синтез

 

-         Говорящая надпись

-         Называйте и считайте

 

-         Три слова

 

-         Составляйте слова

 

 

20

30

 

2

 

-         Рефлексия чувств

-         Развитие пространственных представлений

-         Развитие мышления (гибкость)

 

-         Какие мы разные;

-         Представьте клуб;

-         Замените цифры символами;

-         Отгадайте слова

 

20

 ⁄

30

 

3

 

-         Рефлексия личностных качеств

-         Развитие внутреннего плана действий

-         Развитие мышления (абстрагирование)

-          Развитие мышления (вербальный анализ)

 

-         Я узнаю себя

 

-         Муха

 

-         Говорим по Марсиански

 

-         Объясните греческие слова

 

20

30

 

4

 

-         Рефлексия личностных качеств

-         Развитие пространственных представлений

-         Развитие мышления (установление закономерностей)

-         Развитие мышления (гибкость)

 

-         Я – ромашка;

 

-         Необычные фигуры

 

 

-         Забавные омонимы

 

20

 ⁄

30

 

5

 

-         Рефлексия личностных качеств

-         Развитие внимания (в условиях коллективной деятельности)

-         Развитие мышления (гибкость)

-         Установление сходства и противоположности

 

 

-         Что я могу сказать о себе хорошего

-         Делаем вместе

 

 

-   Способы применения предмета

-         Выбираем синонимы и антонимы

 

 

20

30

 

6

 

-         Развитие пространственных представлений 

-         Развитие вербального мышления

-         Развитие, умение дифференцировать чувства

 

-         Слово в зеркале

 

 

-         Подберите синонимы и анонимы

-         Отгадай чувство

 

20

 ⁄

30

 

7

 

-         Рефлексия собственных чувств

-         Развитие мышления (установление закономерностей)

-         Развитие мышления (установление сходств, различий, противоположностей)

 

-         Что я чувствую?

 

-         Найди фигуру?

 

 

-         Одинаковые?

-         Противоположные?

-         Разные?

 

20

 ⁄

30

 

8

 

-         Развитие пространственных представлений.

-         Развитие вербального мышления (выделение существенных признаков)

-         Развитие умения различать эмоциональное состояние

 

-         Ошибки в изображениях.

 

 

-         Существенные и несущественные признаки.

 

-         Такие разные лица.

 

20

 ⁄

30

 

9

 

-         Различать виды вербальных реакций;

-         Развитие мышления (устойчивость);

-         Развитие мышления (гибкость);

-         Развитие вербального мышления

 

-         Какие слова легче?

 

-         Стенографы

 

-         Замените символы цифрами

-         Объясните поговорки

 

 

 

 

20

 ⁄

30

 

10

 

-         Развитие мышления (установление закономерностей)

-         Развитие вербального мышления

-         Развитие памяти мышления

-         Развитие умения различать виды поведения

 

-         Найдите фигуры

 

 

-         Понимание пословиц

 

-         Запоминание по признаку

-         Какое бывает поведение

 

 

 

 

20

 ⁄

30

 

11

 

-         Развитие пространственных представлений

-         Развитие вербального мышления

-         Познание своего поведения (способы запоминания)

-         Развитие объема кратко ременной памяти

 

-         Вид комнаты сверху

 

 

-         Понимание пословиц

 

-         «Я узнаю себя»

 

 

-         «Имена обладателей НЛО»

 

 

20

 ⁄

30

 

12

 

-         Развитие объема памяти

-         Развитие вербального мышления (преобразование предложений без изменения смысла)

-         Развитие умения различать различные виды поведения

 

-         Выразите своими словами

-         Кто это?

 

 

 

 

-         От слова – к рассказу

 

20

 ⁄

30

 

13

 

-         Развитие внимания (устойчивость в условиях коллективной деятельности)

-         Развитие вербального мышления (определение понятий)

-         Развитие умения различать различные формы поведения

 

-         Делаем вместе

 

 

 

-         Какое это понятие?

 

 

-         Как попросить и отказать?

 

20

30

 

14

 

-         Развитие памяти (операциональная сторона)

-         Развитие логического мышления (сравнение понятий)

-         Развитие умения различать формы поведения

 

-         «От слова к рассказу»

 

 

-         Сравниваем понятия

 

 

-         Вылепите фигуру

 

 

 

20

 ⁄

30

 

15

 

-         Развитие внутреннего плана действия

-         Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями)

-         Развитие эмоциональной сферы

 

-         «Муха»

 

-         Сравниваем понятия

 

 

 

 

-         Как преодолеть плохое настроение?

 

 

20

30

 

16

 

-         Развитие объема памяти (способы запоминания)

-         Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями)

 

-         Каждое слово что-то означает

 

-         Сравниваем понятия

-         Какое бывает поведение

 

 

 

20

 ⁄

30

 

17

 

-         Развиваем внимание (устойчивость)

-         Развитие памяти (способы запоминания)

-         Развитие логического мышления

-         Установление отношений между понятиями

 

-         Стенографы

 

-         Каждое слово что-то значит

-         Сравниваем понятия

 

-         Какое бывает поведение

 

20

30

 

18

 

-         Развитие воображения

-         Развитие логического мышления (деление понятий)

-         Рефлексия собственных личностных качеств

 

-         Придумайте предметы

-         Разделите понятия

 

 

-         «Говорящая надпись»

 

 

20

 ⁄

30

 

19

 

-         Развитие пространственных представлений

-         Развитие логического мышления (деление понятий)

-         Развитие умения различать различные формы поведения

 

-         Перекресток

 

 

-         Деление понятий

 

 

-         Выделите фигуру

 

20

 ⁄

30

 

20

 

-         Развитие воображения

-         Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений)

-         Рефлексия личностных качеств

 

-         «Рисуем» в уме

-         Определите вид суждения?

 

 

 

-         Что я могу сказать о себе хорошее?

 

20

 ⁄

30

 

21

 

-         Развитие памяти (способы запоминания)

-         Развитие мышления (установление закономерностей)

-         Развитие логических форм вербального мышления

- Развитие перспективной  

эмоциональной сферы

 

-         Измените форму, не меняя содержания

-         Угадайте выражение лица «От слова к образцу»

 

20

 ⁄

30

 

22

 

-         Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез)

-         Развитие логических форм вербального мышления

-         Развитие перспективно-эмоциональной сферы

 

-         Замените цифры буквами

 

 

-         Измените форму не меняя содержания

 

-         Угадайте выражение лица

 

20

 ⁄

30

 

23

 

-         Развитие перспективно-эмоциональной сферы

-         Развитие пространственных представлений

-         Развитие логических форм вербального мышления

 

-         Учимся различать эмоции

 

-         Переворот фигур

 

 

-         Изменим форму не меняя содержания

 

20

 ⁄

30

 

24

 

-         Развитие воображения

-         Развитие перспективно-эмоциональной сферы

-         Развитие логических форм вербального мышления

 

-         Соедините точки

-         Учимся различать эмоции

 

-         Измените форму не меняя содержания

 

20

 ⁄

30

 

25

 

-         Развитие внимания

-         Развитие логических форм вербального мышления

-         Тренинг поведения в конфликтных ситуациях

 

-         Называйте и считайте

-         Учимся рассуждать

 

 

-         А что сказал бы ты?

 

20

 ⁄

30

 

26

 

-         Развитие памяти (скорость запоминания)

-         Развитие логических форм вербального мышления

-         Тренинг поведения в конфликтной ситуации

 

-         От образца к слову

 

-         Учимся рассуждать

 

 

-         А что сказал бы ты?

 

20

 ⁄

30

 

27

 

-         Развитие пространственных представлений

-         Развитие логических форм вербального мышления

-         Тренинг поведения в конфликтной ситуации 

 

-         Поворот фигур

 

 

-         Учимся рассуждать

 

 

-         А что сказал бы ты?

 

 

20

 ⁄

30

 

28

 

-         Рефлексия собственных личностных качеств

-         Развитие мышления (гибкость)

-         Развитие логических форм вербального мышления

 

-         Я – ромашка

 

 

-         Замените буквы цифрами

 

-         Учимся рассуждать

 

20

 ⁄

30

 

29

 

-         Развитие памяти (смысловая память мерностей)

-         Развитие логических форм вербального мышления

-         Рефлексия личностных качеств

 

-         «Числовые ряды»

 

 

-         Учимся рассуждать

 

 

-         Что я могу сказать о себе хорошее?

 

 

20

 ⁄

30

 

30

 

-         Развитие пространственных представлений

-         Развитие логических форм вербального мышления

-         Рефлексия собственных личностных качеств

 

-         Развертка с буквами

 

 

-         Учимся рассуждать

 

 

-         Говорящая надпись

 

20

 ⁄

30

 

 

 

Исчисление в минутах

 

Итого:

 

600 мин.

 

900

 

 

 

Академических часах

 

Часов:

 

15 ч.

 

22,5

 

Инструкция психолога: Контингент воспитанников детского дома, их психо-физическое состояние таково, что ведущий обязан ориентироваться на интересе воспитанников, или наоборот – утомление.

Каждое из занятий рассчитано для подростка по времени 20-30 мин. В зависимости от его особенностей и особенностей группы.

 

 

Номера занятий и заданий, которые направлены на развитие соответствующих психических процессов и подростков воспитанников детского дома.

(Интегративные компоненты занятий)

 

 

 

1

 

2

 

 

 

Психические процессы, подлежащие развитию у подростков 6-7 кл..

 

Номера занятий

 

1

 

Внимание

 

1,5,9,13,17,25

 

2

 

 Мышление

-         Вербальный синтез

-         Вербальный анализ через синтез

-         Гибкость

-         Абстрагирование

-         Установление закономерностей

-         Выделение существенных признаков

-         Логическое мышления

-         Логически формы вербального мышления

 

 

1

1,2,3,22

2,4,5,9,22,28

3

4,7,21,26,29

8

14,15,16,17,18,19

20,21,22,23,24,25,27,28,29,30

 

3

Пространственные представления

 

2,4,6,8,11,17,19,21,23,27,30

4

Внутренний план действий

 

3,15

5

Воображение

 

18,20,24

6

Рефлексия личностных качеств

 

1,3,4,4,18,20,28,29,30

7

Рефлексия чувств

 

2,6,7

8

Развитие эмоциональной сферы

 

8,15,21,22,23,24

9

Развитие умения различать виды поведения

 

9,10,11,12,13,14,16,17,19,25,26

10

Память

 

10,11,12,14,16,17,21,26

 

Библиографический список.

 

  1. Айзен Х., Эдварс Д. «Проверьте способности вашего ребенка» М. АСТ, 1998 г.
  2. Баттерфорт Дж.,   Харрис М., «Принципы психологии развития» М., Центр 2000 г.
  3. Блонский П.П. Развитие мышления школьника (под ред. А.В. Петровского) М. Педагогика 1979 г.
  4. Гиппиус С. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники М-Л, 1969 г.
  5. Доналдсон М. «Мыслительная деятельность детей» М. Педагогика, 1985 г.
  6. Зак А.З. «Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. Учительское методическое пособие для учителей. М., Интерпаркс, 1994 г.
  7. Ильин М.И. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. С-П. Дельта 1999 г.
  8. Локалова Н.П.   «120 уроков психологических школьников». Книга для учителя младших классов. М. Педагогическое общество России. 200.
  9. Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка, М.,  г. Воронеж, 1998 г.
  10. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. Под ред. Дубронивой. М. Педагогика, 1998 г.
  11. Практическая психология образования. Под. ред. Дубровиной И.В., М. Сфера 1997 г.     

 

 

 

 

 

Дидактический материал. 

Занятие №1.

 

Задачи:

-         Рефлексия собственно-личностных качеств.

-         Развитие внимания (переключение).

-         Развитие мышления (анализ через синтез).

 

Вводная часть:

Создаем хорошее настроение. Упражнение «Улыбнитесь», «Скажите добрые слова друг другу». Выполняем упражнения мозговой гимнастики для улучшения внимания, понимания при чтении.

Обращая внимание на осанку, причем необходимо выполнить упражнения (физические) так же требующие внимания.

 

Основная часть:

Задание №1.

«Говорящая надпись».

 Детям прилагается в течение 5-7 минут придумать надпись на обложку своего дневника (или кровати), которая кратко и емко охарактеризовала бы то, что каждый хочет сообщить о себе окружающим.

Затем надписи  по-очереди зачитываются (критический разбор не допускается) и обсуждается: что же каждый хочет сообщить о себе? Зачитывается надпись, сделанная психологом.

 

Задание №2.

«Называйте и считайте».

 Детям прилагается называть буквы алфавита, которые переметаются счетом: А-1; Б-2; В-3 и т.д. Для усложнения задания можно счет начинать с любого числа, например А-25, Б-26 или называть только четные и нечетные числа, например А-2; Б-4; В-6 …

 

Задание №3.

«Три слова» 

Детям прилагается три слова не связанные между собой по смыслу. Нужно составить как можно больше предложений, включающих эти слова. Можно менять падежи и добавлять другие слова.

Примерные «тройки» слов для предъявления:

Парта, небо, яблоко;

Друг, задача, настроение;

Терпение книга, характер.

Задание №4.

«Составьте слова»

Задается какое-нибудь длинное слово (например, «электростанция», «перерегистрация»,  «корреспонденция» и т.п.).

Нужно составить как можно больше слов из букв, входящих в заданное слово. Добавлять другие буквы запрещается. Побеждает тот, кто составил больше всего слов.

 

Заключительная часть (поведение итогов занятия, рефлексия, оценивание, обсуждение).

 

 

Занятие №2.

 

Задачи:

Рефлексия чувств.

Развитие пространственных представлений.

Развитие мышления (гибкость).

Развитие мышления (анализ через синтез).

 

Вводная часть:

Создаем хорошее настроение «Улыбнитесь», «Скажите добрые слова друг другу» Выполняем упражнения «мозговой» гимнастики. «Качание икр» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, понимание при чтении).

Упражнение:

Возьмитесь за спинку стула впереди себя, поставьте вперед правую ногу и немного согните ее в колене. Левая нога сзади вытянута. Одновременно с наклоном вперед и выдохом мягко прижмите, находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пятку и сделайте глубокий вдох (повторить 3-4 раза).

 

Основная часть:

Задание №1.

«Какие мы разные»

Детям предлагается на отдельных листках бумаги сделать рисунок на темы: «Счастье»; «Грусть», «Обида» (3-4 минуты на рисунок). Рисунки не подписываются. По окончании работы рисунки переворачиваются нарисованной стороной вниз. Ведущий группы переменивает рисунки. Затем рисунки рассматриваются. Обращается внимание на различие в понимании и переживании данных чувств разными людьми.

По желанию дети сами могут объяснять свои рисунки.

 

 

Задание №2.

«Представьте клуб»

На большом листе бумаги изображены 4 куба А, В, В, Г.

 

Но существуют еще и части круга. Необходимо определить, мысленно весь куб, какому изображению соответствует каждый чертеж. (Правильные ответы 1-В; 2-Г; 3-Б; 4-А; 5-В; 6-А; 7-Б; 8-В; 9-Г.

 

Задание №3.

«Замените цифры символами»

На карточках детям предлагается «ключ»:

 

 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

&

 

*

 

Ź

 

©

 

±

 

Θ

 

 

 

 

 

 

 

Детям  предлагается быстро и точно записать ряды цифр:

 

А) 520 72 49

Б) 539 186 4

В) 706 527 3

Г) 1847029

Д) 4204936

 

Задание №4.

«Отгадайте слова»

Ведущий на листе бумаги или на доске записывает слова с переставленными буквами (анаграммы). Нужно отгадать слово

-         Примерные наборы слов:

-         Рулжан (журнал) 

-         Некосир (керосин)

-         Апорид (Родина)

-         Термасинт (сентябрь)

-         Куринос (рисунок)

-         Упегах (чепуха)

-         Ситяоиор (история)

-         Дкватр (квадрат)

-         Мадзук (музыка)

-         Сорвлип (правило)

-         Ядрпоко (порядок)

 

Заключительная часть:

Подтверждение  итогов занятия (Рефлексия, оценка, что удается или не удается отдельно каждому ребенку и т.п.).

 

Занятие №3.

 

Задачи

-         Рефлексия личностных качеств.

-         Развитие внутреннего плана действий.

-         Развитие мышления (абстрагирование).

-         Развитие мышления (вербальный анализ).

 

Вводная часть.

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь»; «Скажите друг другу хорошие слова» (можно варьировать упражнения сохраняя цель). Выполняем упражнения мозговой гимнастикой «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Для расслабления мышц шеи и плеч.

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при покачивании при помощи дыхания уходят напряжения, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию нагрузки по мере расслабления шеи. После этого голос ребенка звучит гораздо более уверенно.

 

Основная часть.

 

Задание №1.

«Я узнаю себя»

Детям предлагается закончить следующие предложения:

-         Я обижаюсь, когда …

-         Я огорчаюсь, когда …

-         Я, боюсь, когда …

-         Я уважаю себя за то, что …

Детям предлагается письменно выполнить задание. Ответы,

затем обсуждаются. Обращается внимание на то, что все отвечают по-разному.

 

Задание №2.

«Муха»

Материал к заданию: большой квадрат, разделенный на 25 клеточек (10х10 см.). В центральном квадрате нарисована муха.

Детям сообщается, что муха может совершать движения по квадрату вверх или вниз, вправо или влево. Начало всегда в центре.

Ведущий называет направление перемещения мухи, а дети должны, глядя на квадрат, мысленно следить за ее перемещением и ответить в каком квадрате оказалась муха в результате нескольких перемещений.

Например: «Вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Где муха?

(Сложность перемещений, естественно варьируется). Так же можно регулировать и скорость высказываний.

 

Задание №.3

«Говорим по марсиански» Материалы к заданию: плакат с изображением птиц (схема к занятию готовят качественный и достаточно большой плакат).

 

Ученикам говорится, что в «марсинанском» языке название птицы состоит из трех слогов, обозначающих голову, хвост и ноги. Например, известно, что такая птица, как 2, называется «ку-дас-ни», а такая как 8, называется «пам-ва-чак».  Задаются вопросы:

-         Как называются ноги у птицы 9? (дас);

-         Как называется голова у птицы №4? (ну);

-         Как называется голова у птицы №6? (пам);

-         Как называется хвост птицы №7? (ну);

-         Как называется хвост птицы №3? (чак);

-         Как называется птица №4? (ку-ва-чак);

-         Как называется птица №6 (пам-ва-ни).

 

Задание №4?

«Объясните греческие слова»

На отдельных карточках записываются греческие корни, суффиксы и префиксы. Нужно брать карточки по-одной и определять значение написанного, а затем назвать производные слова с теми-же буквосочетаниями.

 

Примерные слова:

-         ФОН – звук, голос – фонетика, граммофон, симфония, магнитофон, фонограмма и др.

-         ХРОН – время – хроника, хронометр, синхронный …

-         ГИПЕР – над, сверх – гипертония – гиперактивность, гиперопека и др.;

-         ТЕЛЕ – вдаль, далеко – телефон, телевизор, телеграф, телепатия, телескоп;

-         СКОП – смотреть – калейдоскоп, телескоп, перископ, микроскоп;

-         ТЕКА – вместилище, хранилище – библиотека, фонотека, аптека, картотека, игротека …

-         АВИ – птица-авиация, авиамотор …

-         АКВ – вода – аквариум, акваланг, акварель, акватория …

-         ВИТ – жизнь – витамин, авитаминоз, витальный, Виталий …

-         НЕЙТР – среднее – нейтральный, нейтралитет, нейтрон.

Заключительная часть (обсуждения рефлексии, оценка положительных моментов занятия и т.п.).

 

Занятие №4.

 

Задачи:

Рефлексия личностных качеств.

Развитие пространств, представлений.

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие мышления (гибкость).

 

Вводная часть:

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь», «Скажите добрые слова друг другу» (варианты).

Выполняем упражнения мозговой гимнастики «Точки пространства» (улучшает мыслительную деятельность).  Дотроньтесь средним пальцем до кончика носа с закрытыми глазами, положите правую руку на левый край стола и т.п.

 

Основная часть:

Задание №1:

 «Я – ромашка»

Детям раздаются листы бумаги и их просят нарисовать большую ромашку с 10-12 лепестками. Затем нужно написать на каждом лепестке любые свои качества и особенности. Подсчитать, каких качеств больше получилось, положительных или отрицательных. Затем выписать их в 2 столбика:

 

Положительные

 

 

Отрицательные

 

 

 

Проанализировать. Обсудить с детьми вопрос о том, что надо сделать, чтобы преодолеть отрицательные качества.

 

Задание №2

«Необычные ножницы»

Материал к заданию: плакат с изображением необычных ножниц. Детям предлагается рассмотреть и отгадать, сближать или раздвигать ножницы с кольцами, чтобы сближать режущие части (резать бумагу).

Правильные ответы: сближать 6,7,9.

 

Задание №3

«Найдите фигуры»

Детям предлагается рассмотреть рисунок. Ведущий отмечает, что в рисунке две части – верхняя и нижняя. В верхней части пишется девять клеток, в каждой клетке по две фигуры. В нижней части во всех клетках так же имеются по две фигурки и каждая пара имеет свой номер: 1,2,3,4,5,6. Ведущий говорит «Сейчас я закрою одну клетку в верхней части (закрывает картонным квадратом правый нижний угол). Скажите, какая пара фигурок в нижней части с номером может быть нарисована в этой клетке? (№4). После этого ведущий закрывает центральную клетку в верхней части рисунка, затем несколько других клеток. Ответы обсуждаются.

 

Задание №4

«Забавные  омонимы»

На доске или листе бумаги в столбик записываются следующие слова:

 

КОК (голландск.)

КОК (франц.)

ЛАМА (испан.)

ЛАМА (тибет.)

РЕЙД (голланд.)

РЕЙД (англ.)

ГРИФ (греч.)

ГРИФ (нем.)

ГРИФ (фрнанц.)

БАК (франц.)

БАК (голланд.)

ГАЗЕЛЬ (арабск.)

ГАЗЕЛЬ (франц.)

 

   В арсенале психолога (ведущего) на столе произвольно лежат 13 квадратиков текстом вниз.

Текст на квадратиках:

Повар на судне (голланд.)

Вид прически (франц.)

Животное из семейства верблюдов (испан.)

Монах, священник (тибет.)

Место стоянки судов (голланд.)

Налет на территорию противника (англ.)

Крупная хищная птица (греч.)

Деталь структурных музыкальных инструментов (нем.)

Клеймо, штемпель (франц.)

Сосуд для жидкости (франц.)

Носовая часть судная (голланд.)

Особая двустишная строфа (араб.)

Животное из семейства антилоп (франц.)

 

Дети должны по-очереди подходить к столу и брать по одному квадратику. Затем указывают на слово из написанных на доске или листе, которое соответствует тексту на выбранном квадратике. Ответы обсуждаются.

 

Заключительная часть:

Подведение итогов занятия. Рефлексия успехов группы и отдельных ее членов.

 

 

 

Занятие №5.

 

Задачи:

-         Рефлексия личностных качеств;

-         Развитие внимания (в условиях коллективной деятельности);

-         Развитие мышления (гибкость)

-         Развитие мышления (установление сходства – противоположности).

 

Вводная часть:

Создаем хорошее настроение: (тренинги)

«Улыбнитесь»; «Скажите добрые слова друг другу»;

Выполняем упражнения мозговой гимнастики:

«Качание головой» (см. занятие 3).

 

Основная часть

Задание №1

«Что я могу сказать о себе хорошего?»

Ведущий просит детей нарисовать не листе бумаги круг и отходящие от него в разные стороны лучи. В центре круга нужно написать свое имя, а вдоль лучей, - все хорошее, что ребенок может о себе сказать. Нужно постараться, чтобы лучей было как можно больше.

 

Задание №2

«Делаем вместе»

Материалы к заданию: индивидуальные бланки с геометрическими фигурами, карандаш, метроном (секундомер).

 

Ведущий поясняет: «В верхней части бланка над чертой нарисованы фигуры, внутри которых поставлены значки. По сигналу «Начали», вы будете  внимательно, по строчкам, слева на право рассматривать фигурки и ставить внутри них значки так, как показано на образце. Каждую фигуру заполнять только под удар метроножа или мой счет (ведущий может руководствоваться часами или секундомером).

В зависимости от контингента аудитории можно увеличивать или сокращать время заполнения, добивались, чтобы каждый свою работу довел до конца.

 

Задание №3   

«Способы применения предметов»

Называется какой-нибудь предмет. Нужно придумать как можно больше способов его применения.

-         Примерные слова:

Сушка, цветок, бутылка, лента, магнит …

Задание №4

«Выберите синонимы и антонимы»

На доске или листе бумаги записаны два выбора слов – «А» и «Б»

«А» детям прилагается выбрать из правового и левого столбиков слова,  имеющие сходные значения (синонимы)

«Б» детям прилагается выбрать из правого и левого столбиков слова имеющие противоположные значения (антонимы)

 

                              «А»

Бережно

Какой-то

Бросать

Кинокартина

Думать

Удачливый

Одинаковый

Осторожно

Сопротивление

Любой

Всякий

Кидать

Некоторый

Размышлять

Счастливый

Такой-же

Фальшивый

Отпор

Фильм

Подложный

 

 

                              «Б»

Сухой

Зло

Холодно

Ложь

Старый

Короткий

Утро

Право

Белый

Мокрый

Добро

Тупой

Острый

Новый

Лево

Вечер

Правда

Черный

Длинный

Горячо

 

 

(пишется на доске или оформляется на листе бумаги)

 

Заключительная часть:

 

Подведение итогов занятия. Что удалось, - не удалось; акцент делается на успехах индивидуально и группы в целом.

 

Занятие №6.

 

Задачи:

-         Развитие пространственных представлений

-         Развитие вербального мышления

-         Развитие умения дифференцировать чувства

 

Вводная часть:

Создаем хорошее настроение (тренинги) «Улыбнитесь»; «Скажите  добрые слова друг другу»

Выполняем упражнения мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизация обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний).

Движение желательно выполнить под ритмичную музыку: одновременно с правой ногой двигается левая рука и наоборот. Передвигать можно вперед, назад и в бок. Одновременно двигаются глаза в различные глаза в различные стороны. Это позволяет «перечень» среднюю линию, т.е. активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.

    г. В Уфалей-         2007 г.-



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние сексуального любопытства ребенка на развитие детского мышления и интеллекта.
  • Развитие критического мышления у детей
  • Иной взгляд на жизнь или то к чему приводит развитие мышления
  • Развитие творческого мышления
  • Развитие понятийного мышления в дошкольном возрасте
  • Влияние визуальной информации на развитие мышления
  • Развитие мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Арт-терапия. Развитие свободного художественного мышления.
  • Развитие мышления о другом человеке в процессе использования методов групповой психотерапии в обучении
  • Будущее интернета, как влияет интернет на развитие информационного поля земли и развитие личности
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Развитие человека и развитие человечества (продолжение)
  • Развитие человека и развитие человечества
  • Развитие ребенка: установление ограничений
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Раннее развитие психологических процессов
  • Развитие навыков коммуникации у воспитанников детского дома
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Ответы детского психолога. Развитие мотивации
  • Мульттерапия. Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка.
  • Сексуальное развитие? Что это? Продолжение, часть 2.
  • Раннее развитие за и против. Раннее развитие до года.
  • Развитие представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста
  • Развитие эмоциональной сферы детей
  • Ни слова о невежестве или развитие разума и незыблемая вечность "нового"
  • Как предупредить развитие эмоциональной нестабильности у ребенка.
  • Развитие волевых процессов в среде Монтессори. Умение делать выбор и ждать
  • Развитие ключевых качеств отца



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь