Развитие мышления о другом человеке в процессе использования методов групповой психотерапии в обучении

     В статье рассматривается возможность использования методов групповой психотерапии как совместной мыслительной деятельности в процессе обучения. Автор анализирует особенности личностных оценок в процессе мышления о другом человеке. Оценка понимается как проявление оценочного компонента мышления о другом. Описан процесс вписывания оценки в сознание человека. Представлено несколько видов перестройки деятельности под влиянием оценок других участников, которые происходят в процессе групповой психотерапии. Ключевые слова: оценка, мышление о другом человеке, совместная мыслительная деятельность, перестройка индивидуальной деятельности, групповая психотерапия.

           В современной социальной ситуации, когда происходит реформирование и модернизация образования, в процессы обучения внедряются методы, Ассимилированные из других областей и сфер деятельности. Так, например, из социальной практики пришли методы «мозгового штурма», «синектики», первоначально рассчитанные на усиление эффективности группового решения задач в производственной деятельности. Такую же историю имеют некоторые методы групповой психотерапии, которые оказались включенными в процессы обучения. Использование методов групповой психотерапии в обучении связано, прежде всего, с коррекционной работой, необходимостью осуществлять психологическое сопровождение обучаемых на разных этапах образовательного процесса.

        В этой связи интерес представляет анализ психологических изменений, происходящих с обучаемыми как участниками групповой психотерапии. При этом обсуждение личностных проблем и нахождение вариантов их решения, в психологическом, содержательном плане, представляет собой вариант совместной мыслительной деятельности, предметом которой выступают личностные и внутриличностные проблемы и конфликты участников. Одним из мало разработанных направлений в этой области является изучениединамики оценок о другом человеке, формируемых участниками в процессах групповой психотерапии.

       Анализ изменения оценок участников групповой психотерапии как результат совместной мыслительной деятельности считаем целесообразным рассматривать в рамках теории психологических систем. В данной теории человек рассматривается как центр психологической системы. Человек понимается как психологическая система, включающая его самого и ту часть мира, которая ему соответствует (В.Е.Клочко, 2000). Таким образом, данные представления вполне соответствует тому обстоятельству, что отношения, которые человек имеет в жизненных ситуациях, он переносит на отношения с участниками группы.

           В групповое взаимодействие каждый участник группы приходит со своей частью мира, центром которой является он сам. Таким образом, в групповом пространстве взаимодействуют не только участники группы, а участники группы с принадлежащей им частью мира, и каждый участник взаимодействует не только с отдельным человеком, но и с той частью мира, которая ему принадлежит.

         В рамках данной теории В.Е. Клочко и его ученики (А.К.Белоусова, Э.В. Гaлaжинский, О.М.Краснорядцева и др.), утверждают, что в ходе взаимодействия человека с миром порождаются новые системные качества, которые в последствии служат жизненным ориентиром и побуждают индивида к самодвижению (В.Е.Клочко, 2000).

          В том случае, если жизненные ориентиры, сформировавшиеся у человека в течение его жизни, мешают самодвижению и самореализации, встаёт необходимость коррекции этих изменений, что предполагает осуществление психокоррекции или психотерапевтического воздействия. В психотерапевтической группе, которая в определенный момент встраивается в жизненный мир личности, становится частью системы каждого участника, есть возможность изменить негативный опыт человека.

  В психотерапевтической группе, где человек взаимодействует спсихотерапевтическим пространством и с другими участниками, формируются новообразования, с помощью которых человек становится способным изменить или корректировать свои жизненные ориентиры, приобретает способности, которые помогают решать конфликтные ситуации и преодолевать жизненные кризисы. В ходе психотерапевтической группы участники взаимодействуют друг с другом в соответствии с уровнями своей системной организации, оценивая, друг в друге различные системные качества. В ходе взаимодействия участники группы узнают друг друга. Специально организованное психотерапевтическое пространство создает условия доверия и безопасности. Попадая в эти условия, участники быстро адаптируются друг к другу, что способствует эмоциональной открытости. У участников группы появляется возможность оценить смыслы, модели поведения и ценности друг друга.

     Но посредством чего один участник познает другого и как эти оценки попадают в сознание человека? Отвечая на этот вопрос, можно согласиться с А.К Белоусовой, которая в своей работе описывает, как оценочные суждения людей друг о друге попадают в сознание и становятся включенными в его психологическую систему. Именно эмоции, пишет А. К. Белоусова, опираясь на исследования В.Е.Клочко, презентируют сознанию оценки системных качеств участников группы друг другу. Эмоции, оценивая психологические качества, соответствующие актуализирующейся деятельности, имеют возможность трансформировать исходную деятельность. Итак, оцененные с помощью эмоций системные качества других участников группы попадают в сознание человека. С момента попадания этой информации в сознание она рефлексируется человеком в ее предметности, необходимости и возможности действовать с ней. Рефлексируемые участником группы значения, смыслы и ценности других участников вербализуется и презентируется другим участникам группы и самому себе в вербальных оценках. Поэтому вербальные оценки несут в себе информацию, какие именно смыслы, ценности и модели поведения человек хотел бы использовать в своей жизни;какие системные качества других участников группы он приемлет, и какие новообразования он хотел бы иметь в своей психологической системе. То есть посредством оценки, идущей от других участников психотерапевтической группы, у человека происходит трансформация новообразований. В результате чего происходят изменения деятельности человека, его оценок себя и других за счет функционирования индивидуальных и общего эмоционально-установочных комплексов, которые приводят к преобразованиям совместной мыслительной деятельности (А.К. Белоусова, 2002).

       А.К. Белоусова представляет совместную мыслительную деятельность, как особую психологическую систему, в которую включены два и более человек. Таким образом, в процессе групповой психотерапии любой человек, включенный в этот процесс, участвует в совместной мыслительной деятельности. Трансформация новообразований, приобретение новых смыслов происходит за счет передачи участниками группы друг другу индивидуальных смыслов, А.К. Белоусова определяет это как смыслопередачу. Смыслопередача - это процесс передачи смыслов другим участникам группы вербальными и невербальными оценками и направлена на образование общих смыслов, целей. Смыслопередача направлена на формирование общей психологической ситуации внутри психотерапевтической группы, которая объединяет участки индивидуальных психологических ситуаций каждого участника совместной мыслительной деятельности (А.К. Белоусова, 2002). По определению А.К. Белоусовой, совместная мыслительная деятельность участников (а значит, и участников групповой психотерапии) создается, когда имеются их сходные мотивы и смыслы, которые предполагают общую, совмещённую психологическую систему. В этом случае, пишет А.К. Белоусова, можно утверждать, что совместность мыслительной деятельности начинается с создания участниками общей психологической ситуации. Таким образом, в процессе групповой психотерапии имеет место совместная мыслительнаядеятельность, так как каждый участник группы участвует в формировании общих для совместной мыслительной деятельности новообразований: смыслов предметов, психологических ситуаций, оценок, мотивов, эмоционально-установочных комплексов (А.К. Белоусова, 2002).

   В процессе групповой психотерапии посредством оценок меняется избирательность мышления участников, что приводит к перестройке их внутригрупповой деятельности и индивидуальной деятельности, вне группы. Под перестройкой деятельности, мы вслед за А.К. Белоусовой, понимаем изменения ее направленности, связанные со сменой целей, гипотез, которые, однако, не приводят к ее переходу в другой вид деятельности. Этот процесс свидетельствует о самоорганизации мыслительной деятельности. Итак, посредством оценок и оценивания меняется деятельность. В своей работе А.К.Белоусова описывает несколько видов перестройки деятельности под влиянием оценок других участников, которые происходят в процессе групповой психотерапии.

    Первый вид, который выделяет автор, кооперативная перестройка. Происходит под влиянием оценок других участников, в результате чего меняется ценностно-смысловая структура психологической ситуации, приводя в движения мыслительную деятельность другого участника. В этом виде автор выделяет два варианта. По отношению к психотерапевтической группе можно говорить о следующих особенностях. Сначала происходит временная перестройка, когда под влиянием участников группы и психотерапевтического пространства у человека меняется мыслительная деятельность, но практически сразу же возвращается в исходную ценностно- смысловую структуру психологической ситуации, и человек возвращается к прежней направленности деятельности. Но модель новой мыслительной деятельности остается в сознании. У человека появляется возможность уже на осознанном уровне использовать новую модель в группе, в безопасном для себя пространстве. У участника группы есть возможности при помощи группового взаимодействия опробовать для себя актуальность новыхсмыслов. Если он утверждается, что именно эти смыслы ему не подходят, человек отказывается от них, они исчезают, и участник имеет возможность тем же способом найти для себя желаемые смыслы и установки, которые вошли бы в его ценностно-смысловую структуру. Если же человек полностью принимает полученные новообразования, происходит постоянная перестройка. Когда при вербальном и не вербальном оценивании других участников до человека доносятся новые смыслы, под влиянием которых происходят изменения мыслительной деятельности, и человек начинает действовать в соответствии с приобретенной ценностно-смысловой структурой. Таким образом, оценки и деятельность участников психотерапевтической группы, изменяя избирательность мыслительной деятельности друг друга, приводят к перестройке деятельности и самоорганизации совместной мыслительной деятельности каждого участника (А.К. Белоусова, 2002).

        Второй вид изменения деятельности в результате оценивания участниками группы друг друга, это индивидуальная перестройка. Она происходит в том случае, когда в психотерапевтической группе происходят процессы, в результате которых меняется ценностно-смысловая структура одного из участников за счет открытия новых ценностей и смыслов, меняя его актуальную мыслительную деятельность. В тоже время, актуальная мыслительная деятельность других участников, не смотря на влияние участника с изменившейся мыслительной деятельностью, продолжает оставаться в неизменном виде (А.К. Белоусова, 2002). Если один из участников группы начинает отражать новые ценности и смыслы, формируя новую психологическую ситуацию, и проявляет ее в группе, то другие участники могут своими оценками критиковать данную перестройку, давая обратную связь по поводу приобретенного новообразования. Получив негативные оценки со стороны других участников, человек через некоторое время переключается в прежнюю психологическую ситуацию. То есть, впсихотерапевтической группе есть возможность, как бы примерить на себя новые стратегии поведения в соответствии с новыми смыслами и ценностями. Человек это делает смело, так как не боится получить негативные оценки в безопасной психотерапевтической группе в отличие от социальной группы за пределами психотерапевтической группы. В таком случае психотерапевтическая группа выступает неким тренажером для поиска наиболее актуальных и успешных для человека новообразований, которые ведут к изменению деятельности человека. Таким образом, второй вид перестройки деятельности у участников психотерапевтической группы наблюдается в случае, когда в силу изменения психологической ситуации одного участника или участников меняется их актуальная мыслительная деятельность, но другие участники, влияя на психологическую ситуацию первых своими оценками, возвращают их к прежним смыслам, прежней психологической ситуации и к исходной деятельности.                    

     Третий вид изменения деятельности, который описывает А.К.Белоусова, и применимый к групповой психотерапии, - это параллельная перестройка. После изменения ценностно-смысловой структуры психологической ситуации у одного участника психотерапевтической группы соответственно изменяется его мыслительная деятельность. Данные изменения участник презентирует в качестве ценностей, оценок и смыслов другим участникам, при этом другие участники сохраняют направленность в прежней мыслительной деятельности и ценностно-смысловой структуре своей психологической ситуации (А.К. Белоусова, 2002). 

    В совместно организованном групповом психотерапевтическом пространстве посредством оценивания участниками группы друг друга происходит смыслопередача. Передавая оценки и смыслы друг другу, каждый участник способствует формированию новообразований в группе. Образование новых смыслов и ценностей ведет к переоценке участниками группы друг друга, их личности и личностных качеств. Переоценка несет в себе новообразования, которые встраиваются в психологическую ситуациюкаждого участника. В ходе совместной мыслительной деятельности происходит дальнейшее развитие действительности, ее предметного и ценностно-смыслового содержания. Новые смыслы и ценности, образовавшиеся в результате оценивания, ведут к перестройки деятельности, и участники начинают взаимодействовать между собой уже по-иному, в соответствии с приобретенными смыслами.

       В процессе взаимодействия участников группы происходит переключения партнеров друг на друга, в ценностно-смысловую структуру психологической ситуации каждого, на деятельность и действительность друг друга. Это как раз доказывает факт самоорганизации совместной мыслительной деятельности в плане ее регуляции и координации. Совместная мыслительная деятельность в процессе группового взаимодействия - это постоянный процесс, сочетается с активностью каждого из участников группы. Активность каждого из участников выражается в том, что, уходя из области общей психологической ситуации, из группового взаимодействия, каждый участник осуществляет индивидуальную мыслительную деятельность, чтобы вернуться в групповое взаимодействие и повести за собой участника группы, нуждающегося в этом, к новой деятельности. Вслед за А.К. Белоусовой можно согласиться, что самоорганизация совместной мыслительной деятельности в процессе групповой психотерапии - это ритмичный, пролонгированный во времени процесс. Этот процесс активируется и организуется за счет индивидуальной мыслительной деятельности, усилий каждого участника, которые своими смыслами и ценностями посредством вербальных и невербальных оценок, мотивируют других участников группы переоценить прежние смыслы и ценности, своё поведение и деятельность, себя как личность в соответствии с новыми, вновь полученными оценками (А.К. Белоусова, 2002).

        В таком случае взаимодействие участников психотерапевтической группы можно понимать как совместную деятельности, в ходе которой устанавливается степень соответствия партнеров через вербальные иневербальные оценки действительности, т.е. жизненного мира, поведения и деятельности личности, самой личности, её личностных проблем и личностных качеств. Оценки, которые участники группы получают друг от друга, индивидуальны и различны, они являются основой для формирования совместной мыслительной деятельности, которая, в свою очередь, ведет к развитию собственных оценок, переоцениванию проблем, себя, других с помощью индивидуальной мыслительной деятельности. Результаты переоценки, за которыми стоят иные смыслы и ценности, человек приносит в группу, и группа оценивает его новые действия, построенные в соответствии с новыми смыслами и ценностями.

     И тогда изменения оценок в процессе групповой психотерапии можно расценивать, как результат совместной мыслительной деятельности, в ходе которой осуществляется переоценка смыслов и ценностей каждым участником. В таком проявлении совместная мыслительная деятельность ведет к интеграции в более сложную структуру – общую психологическую систему, участвуя в развитии и самоорганизации каждого участника психотерапевтической группы.

    Таким образом, совместная мыслительная деятельность в процессе групповой психотерапии влияет на формирование индивидуальных оценочных процессов, направленных не столько на внешний мир, сколько на себя и других участников. Всё это свидетельствует о том, что в групповой психотерапии в результате совместной мыслительной деятельности развивается особый вид мышления, предметом которого выступает другой человек (или сам субъект познания). Этот вид мышления направлен на решение человеком своих личностных проблем и личностных проблем других участников, в содержание этого вида мышления также входит сам человек и другие участники в их взаимоотношениях с миром, с другими людьми. Этот вид мышления в исследованиях А.К. Белоусовой и М.А.Вышквыркиной был назван мышлением о другом человеке (А.К. Белоусова, 1998; 2003; М.А.Вышквыркина, 2009). Данный вид мышленияосуществляется в форме оценочной деятельности и оценок других и самого себя, которые выступают в качестве одного из компонентов мышления о другом человеке.

Литература:

1. Батурин Н. А. Оценочная функция психики. – М.: Изд-во ИП РАН, 1997.

2. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов – на – Дону, 2005.

3. Белоусова А.К., Вышквыркина М.А. Особенности мышления о другом человеке.// Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов – на – Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009. № 8. С.149-158.

4. Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М, 1991.

5. Лейтц Г. Психодрамма: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено / Пер. с нем. – Издание 2-е, испр. и доп. – М., «Когито-Центер», 2007. – 380с.

6. Морено Я. Психодрама / Пер. с англ. Г. Примочкиной, Е. Рачковой. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 528с



Просмотров: 549
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Про важность совместной деятельности полушарий мозга.
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • О лицензировании психологической деятельности
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Особенности личностных смыслов у участников групп экзистенциального опыта
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Перинатальный психолог и область его деятельности
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Что важно при выборе любимой деятельности?
  • Метод необоснованных оценок. Индивидуальный прием в присутствии группы
  • Построение коммунизма при помощи теории трудовой деятельности
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Как улучшить результаты вашей деятельности?
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Перинатальная психология как область деятельности при профессиональном самоопределении психолога
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь