|
Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.Автор статьи: Лукичева Светлана Владимировна
Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей. В разном возрасте дошкольного детства детям необходима - Игра. Всем известно, что игра в дошкольном возрасте, является ведущим видом деятельности. Дети могут быть разными: тревожными и с ровным эмоциональным фоном; инвалиды в различных областях или с нормой развития; капризные и не очень; дети - фантазеры; тихие и застенчивые; гиперактивные, агрессивные и многие другие, но у всех у них есть общая потребность, всем детям нужно играть. Все дети хотят играть. Через игру дети познают мир, учатся общаться, взаимодействуют друг с другом и взрослыми, развиваются и т.д. Большинство родителей это прекрасно понимают. В своей практике я часто сталкиваюсь с проблемой, в совместной деятельности со своим любимым ребенком, родители частенько просто не умеют играть с ним. Родители выполняют непоследовательные действия, простые манипуляции с игрушками, но предложить правильную постановку целей, задач, выбор игры по возрасту, они не могут (возможно, потому, что они не до конца понимают особенности данной возрастной категории, возможно, с ними в детстве мало играли, возможно, от неопытности). Учитывая данный факт и опираясь на свой опыт, я бы хотела, кратко предложить некоторые психологические игры и упражнения для совместной деятельности родителей со своим ребенком, осветить возрастные особенности детей разной возрастной категории, порекомендовать литературу по данной теме, которая возможно поможет родителям в выборе игр и упражнений, для успешного развития их ребенка. Возрастные особенности детей 2 лет. Ребенок двух лет в основном выполняет действия с предметами: собирает и разбирает матрешку, пирамидку и т.д. выполняет однотипные действия. Родитель должен ему в этом помочь, показать, как стучит молоточек и рассказать зачем; как в совочек набирают песок, чтобы сделать куличик; как купают куклу и зачем; как нужно правильно кушать и почему… В этом возрасте у ребенка неустойчиво внимание, если он увидел яркую игрушку, он сразу бросит, например, машинку в которую играл только что, увидел яркий мячик, бросил игрушку и т.д. Запас действий с предметами в этом возрасте ограничен. У детей в два года ограничен словарный запас, поэтому, когда малыши играют друг с другом, они часто ссорятся из-за игрушек, они не могут выразить словами, что им надо, поэтому просто отбирают игрушки друг у друга. Дети второго года жизни быстро утомляемы, поэтому виды деятельности нужно чередовать: если ребенку на занятии нужно сконцентрироваться на чем-то, то далее должно быть занятие, например: на звукоподражание и т.д. Родители, привлекайте своих детей к посильной деятельности, например: ухаживать за своими игрушками, ставить их на место, если ребенок не справляется сам, помогите ему. И не считайте это насилием над личностью, это обычное правильное отношение к своим вещам. Сначала ребенок учится этому на своих игрушках, а потом он перенесет все эти знания и умения во взрослый мир. Возрастные особенности детей 3 лет. У детей трех лет действия с предметами становятся более осмысленными. Они заменяют незначительные предметы образами: кубики вместо мыла, маленькие камешки вместо витаминов или лекарства, палочка вместо расчески и т.д. Ребенок понимает смысл речи взрослого, понимает, чего от него хотят и требуют, сам ведет диалог. У детей совершенствуется память, внимание, речь. С ребенком в три года можно говорить о прошлом и будущем: куда пойти в выходные или как прошла поездка, которая была ранее. Родители с помощью речи могут управлять развитием поведения ребенка, формировать у него понятия, направлять действия, изменять его настроение и т.д. Речь при этом должна быть выразительной и правильной, краткой и конкретной, без усложняющих дополнений (ребенку будет сложно понять длинную конструкцию вашей фразы). Дети становятся более активны, любознательны, подвижны и менее утомляемы. В играх можно использовать музыкальное сопровождение, дети начинают слушать и слышать музыку, их движения становятся более осмысленными для сюжета игры. Под влиянием музыки у детей формируется координация движений и развивается восприятие мира (через ритм и мелодию). В этом возрасте у детей еще сохраняется предметная деятельность поэтому, детям необходимо предлагать сюжетные игры, чтобы дети учились выступать в разных ролях. Естественно родители или педагоги должны им в этом помогать и направлять. Возрастные особенности детей 4 лет. Дети данного возраста уже могут самостоятельно играть в несложные дидактические игры. В этом возрасте необходимо использовать игры на развитие глазомера, знаний простейших форм и цветов, для развития внимания, мелкой моторики, координации и т.д. Родителям важно поддерживать самостоятельный выбор игр детей, рассказывать им правила, и самим участвовать в игре. Дети учатся группировать предметы по их свойствам и направленности, выделяют ведущий признак предмета. В этот возрастной период полезно вводить в игры ребенка сюжет. Например: игра «Семья», важно показать ребенку правильность отношений в семье, уметь передать семейные ценности, привычки, обычаи и др. Целенаправленные действия с игрушками способствуют формированию положительных черт характера ребенка. Предлагать детям выполнять и занимать в играх главные ведущие роли и своевременно обучать правилам. Возрастные особенности детей 5 лет. Ребенок в возрасте пяти лет больше интересуется общественной жизнью своих родителей. Где работает мама, папа? Что они делают на работе? И т.д. Игры должны носить направленный характер (обобщения, профессии, предположения, умозаключения и др.) В играх проявляется характер ребенка, расширяется и обогащается его кругозор. Если ребенок хорошо знает правила многих игр, умеет действовать относительно этих правил, с ним всегда будет интересно играть, и он никогда не будет одинок в игре. Через игру дети научаются дружить, понимать, уступать, помогать другу. В играх, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции. Родителям важно создавать общий устойчивый интерес к какой-либо игре, это способствует объединению его с ребенком, дружеских отношений. Нужно создавать ребенку необходимые условия, материалы, для развития какой-либо игры, учиться договариваться с ним. Возрастные особенности детей 6 и 7 лет. В данном возрасте на первый план выступает сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра и игра-драматизация. Определение предметов по звучанию, признакам, различным качествам. Проводятся игры на ознакомление детей с окружающим миром, математические игры, игры на развитие речи, мышления, внимания и т.д. Чаще ездите со своими детьми в театры, ходите на экскурсии…расширяйте кругозор своего ребенка, словарный запас, образное мышление, фантазию, творчество. Предлагайте детям игры с природным материалом, и с другими предметами быта и материалами. Также полезны подвижные игры на свежем воздухе с использованием различного спортивного инвентаря. В этих играх формируется ловкость, гибкость, меткость, координация движений и др. В данном возрасте, активно развивается воображение, усиливая желание перевоплощаться в разные образы, действовать более целеустремленно. Дети в играх не просто должны играть, например, с куклой, а могут показать целый спектакль, действуя с ней. Психологические игры и упражнения для совместной деятельности. Иргы на выявление Лидерских качеств: -- «Делай раз, делай два»; -- «Считалки»; -- «Кактусы растут в пустыне»; -- «Далеко-далеко, в густом лесу…»; -- «Пожарная команда»… Игры на быстроту реакции: -- «Съедобное – несъедобное»; -- «Расскажи свой секрет»; -- «Сказочники»; -- «Кто быстрее всех?»; -- «Смешные вопросы – быстрые ответы»… Игры на коммуникацию: -- «А у нас в квартире газ, а у вас?»; -- «Ты кирпичик, я кирпичик, а все вместе - общий лом!»; -- «Я самый лучший, а ты?»; -- «По главной улице с оркестром»; -- «Может быть, поговорим?»… Игры на развитие внимания: -- «Кто самый внимательный?»; -- «Мой волшебный сундучок»; -- «Садовник»; -- «Солнышко!», «Камешки!», «Заборчик!»; -- «Телеграмма»… Игры на развитие памяти: -- «Самый талантливый»; -- «Продуктовая база»; -- «Серая кошка, белая мышь»; -- «Кто лучше знает сказки»; -- «Кукольный домик»… Игры на развитие воображения: -- «Сказочные герои»; -- «Цирк, да и только»; -- «Слоник сердится»; -- «Игра без слов (пантомима)»; -- «Ученик феи»… Игры на развитие общения: -- «Давайте споем»; -- «Кто носит очки?»; -- «Пусть я не хорош, зато…»; -- «Таланты и поклонники»; -- «Парикмахерская»… Игры на развитие умений управлять эмоциями: -- «Найди то, не знаю что»; -- «Спокойствие, только спокойствие»; -- «Изображалки»; -- «Я знаю ответ»; -- «Узнай героя»… Что будет полезно почитать родителям и по - возможности приобрести? -- Огромный выбор развивающих игр и упражнений для успешной подготовки ребенка к школе. Издательство «Литера – детям» www.litera.spb.ru -- Для совместных занятий детей и родителей комплект прописей для детей от 3 лет. Серия «Рабочая тетрадь дошкольника» www.strekoza.ru -- Самый полный курс упражнений, который включает в себя основные темы дошкольной программы «Вся дошкольная программа». Издательство «РОСМЭН». -- Развивающие задания и прописи для дошкольников. Издательство «Экзамен». -- Алексеева Е. Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?» СПб.: Речь, 2008 -- Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» М.: АСТ; Астрель, 2007-2008 -- Зажигина М. И. «Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают» М.: Генезис, 2008 -- Ледлофф Ж. В. «Как вырастить ребенка счастливым?» М.: Генезис, 2008 -- Млодик И. Ю. «Книга для Неидеальных родителей» М.: Генезис, 2007 -- Осорина М. В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» СПб.: Питер, 2008 -- Патяева Е. Ю. «От рождения до школы. Первая книга думающего родителя» М.: Смысл, 2007 -- Фопель К. «Игры для детей и детских вечеринок» М.: Генезис, 2008 -- Яничева Т. Г. «Полезная книга для хороших родителей. Ответы психологов на вопросы родителей» СПб.: Речь, 2007 И всегда помните дорогие родители! Вы помогаете своему ребенку расти и развиваться, ощущать себя хорошим и нужным, и при этом, не забывайте учитывать и бережно относится к его нуждам, потребностям и индивидуальным особенностям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|