Опасные игры
Когда я только начинала водить машину, то был период времени, что-то около месяца, когда на одном участке дороги надо было ехать очень медленно. Там дети играли в «перебеги перед машиной».
Эта игра есть и сейчас. Она из тех игр, которые про опасность для здоровья и жизни.
Перебежать перед машиной
Пройти по краю крыши высотного дома
На крыше сапсана доехать до Питера или до Москвы
таких игр много, они были всегда и будут всегда. Моя мама рассказывала, что еще в ее детстве играли в подобное.
Я расскажу, почему и зачем дети и подростки это могут делать.
1. У них нет опыта смерти
Они сами не были на грани жизни и смерти, их окружение (друзья, одноклассники) не попадали в подобные ситуации. Поэтому такие игры воспринимаются именно как игры, как будто с ними ничего не случится. А если случится, то это просто падение, будет царапина и все.
Решение: можно в рамках благотворительности отвести их в больницы к тем, кто пострадал в авариях, в таких же играх, получил травмы. Таким образом, ребенок увидит последствия и начнет понимать, к чем приводят те или иные игры.
Конечно, искореженные трупы не показывать.
2. Все в их руках
Это тоже такая игра в Бога, когда человек верит, что он все рассчитал, все в его руках, он умнее всех на свете.
Исследования мозга говорят о том, что полноценный качественный просчет последствий можно сделать тогда, когда сформируются лобные доли головного мозга. Именно они отвечают за планирование, просчет, понимание возможных рисков.
Решение: не требуя от них взрослых решений, помогать видеть, что в их зоне контроля, что нет. Для этого взрослый сам должно отлично владеть этим материалом и показывать свое умение брать ответственность на себя, при этом разделяя, где ответственность других людей или высших сил.
И здесь же при планировании чего-либо помогать видеть возможные риски и находить разные решения. Таким образом. формируется понимание причинно-следственной связи. Это решение схоже с п.1
3. Подавление эмоций
Бывает так, что родители по каким-то своим причинам не разрешают детям испытывать сильные эмоции. Например, страх.
Они могут сказать, что мальчик ведет себя как девочка, потому что боится. Страх – это естественная эмоция для нас, благодаря страху человечество выжило. Если запрещать испытывать страх, тогда он будет искать свой выход. Кто-то смотрит фильмы ужасов, с удовольствием вздрагивая. Кто-то катается на крыше в Питер.
Решение: если родитель выдерживает собственные негативные эмоции, собственный страх, то он может научить этому и ребенка. Начиная контейнировать страх ребенка, помогая ему учиться взаимодействовать с такими эмоциями, обходиться с ними.
4. внимание и признание
В нынешнее время свои подвиги дети и подростки снимают на видео, делают фото и выкладывают их в соцсетях, чтобы… чтобы что? Чтобы показать, что «вот какой я смелый, вот какой я герой! Где мои лайки?!»
Это говорит о том, что сильные стороны ребенка не признаются, его достижения обесцениваются или что на него не обращают внимание.
Когда это происходит постоянно, ребенок вынужден доказывать, что он герой, что он может, каким-то другим способом. И так же привлекать внимание тем, что точно не оставит равнодушным к нему.
Решение: Каждое достижение ребенка учитывать, показывать его значимость. Для этого нужно показывать, что родитель ценит собственные достижения.
Так же лучше полчаса качественно провести с ребенком время, чем 2 часа ни о чем.
5. а тебе слабо?!
Ребенок, находясь среди своих сверстников, нуждается в хороших с ними отношениях. Хорошие отношения, бывает, путаются с испытаниями и одобрением. При этом мало , кто может выдержать насмешки. Доказать, что имеешь право на то, чтобы быть среди своих на равных.
Решение: создавать и поддерживать надежную связь (не путать с гипер-контролем). Такая связь помогает выстраивать уверенность в том, что ребенок любимый, даже если слабо. Книга Людмилы Петрановской "Тайная Опора" в этом поможет.
Так же можно использовать так называемый контролируемый риск на благо. Что слабо делать многим людям и что можно сделать? Например, прыжки с парашютом или соревнования в каком-то спорте, или выступить с докладом перед большой аудиторией.
6. инициация
Во многих культурах инициация во взрослую жизнь начинается через опасные для жизни испытания.
Например, проплыть через реку, полную крокодилов. Проплыл? Вот твой пропуск во взрослую жизнь.
Решение: придумать свой ритуал
7. скучно и нечем заняться.
Да-да, бывают и такие ответы.
Есть еще разные причины, поэтому в каждом случае надо разбираться отдельно. Так же есть еще много решений, и вы в комментариях можете поделиться своими:)
и сам репортаж на эту тему:)
https://www.youtube.com/watch?v=m6cWDxpQ4k0&feature=youtu.be