"Прогулка на огород"
Покажите ребенку, где и как растут репка, морковка, капуста, картошка, помидоры и др. Во время прогулки показывайте на тот или иной овощ, называя его (тщательно проговаривая слоги), и просите ребенка повторять за вами название несколько раз. Возвратившись домой, разложите овощи на столе и попросите ребенка назвать их самостоятельно. Затем попробуйте составить вместе с ребенком рассказ о том, как вы ходили на огород, а затем попросите, чтобы малыш рассказал его кому-нибудь из близких, при этом помогайте ему вспоминать нужные слова, направляйте ход его мыслей.
Например, рассказ может выглядеть следующим образом: "Оля ходила вместе с мамой в огород. Там росла... (ответы: морковь, репка, картошка). Сама репка в земле сидит, а на грядке только зеленые... Что? - Листики. Оля потянула за листик и вытянула... Что? - Репку. Репка была какая? - Большая и желтая. Оля отнесла ее... Кому? - Бабушке".
"Отгадай и назови" Возьмите набор игрушек и предметов: мяч, корзинку, разноцветные карандаши, погремушку, ленточку, кисточку, зверушку и т. д.
Сядьте вместе с ребенком на стулья за небольшим столиком, на котором разложите все вышеуказанные предметы. Затем, показывая на определенный предмет, спрашивайте: "Что это?" Ребенок отвечает: "Корзина". Далее следует другой вопрос:
- Для чего она нужна?
- Собирать ягоды.
После этого необходимо подтвердить правильный ответ ребенка более обширным ответом:
- Да, корзина нужна, чтобы собирать в лесу ягоды и грибы.
В случае, если ребенок не смог назвать показанный предмет, вы называете его сами и объясняете его назначение. Например:
- Это - кисточка. Она нужна, чтобы рисовать на бумаге разные картинки (так же, как карандашом). В отличие от карандаша, который пишет сам, кисточку нужно макать в цветные краски, а потом уже подносить к бумаге и водить по ней.
Каждый раз, когда вы рассматриваете какой-то предмет, его необходимо брать в руки, а затем ставить обратно на стол. Когда все предметы и игрушки будут рассмотрены, попросите малыша дать вам определенный предмет, не называя его, а только рассказывая о его функции. Например: "Принеси мне, пожалуйста, то, что надо взять с собой в лес, чтобы собирать ягоды и грибы" или "Дай мне то, чем нужно рисовать на бумаге" и т. д.
"Наша посуда"
Мама спрашивает у ребенка, хочет ли он посмотреть, какая на кухне есть посуда. Затем ведет его на кухню, сажает за стол, выкладывает перед ним тарелку, чашку, кастрюлю, ложку и т. д. и спрашивает:
- Что это?
Ребенок отвечает:
- Тарелка.
- А какая эта тарелка: большая (глубокая) или маленькая? Для чего нужна эта тарелка?
После каждого ответа ребенка мама задает следующие вопросы, например: "Что едят из этой большой тарелки, а что - из маленькой?"
После того как ребенок назовет всю показанную посуду, можно давать ему разные поручения, вроде "Принеси мне большую красную кружку"; "Поставь рядом две тарелки, положи ложку в тарелку" или "Покажи, чем наливают суп" и т. д.
Затем уберите всю посуду в шкаф и попросите, чтобы ребенок назвал предметы по памяти, задавая соответствующие вопросы: "Из чего ты кушаешь кашу?", "В чем я ее варю?", "Чем ты кушаешь суп?", "Из чего ты пьешь сок?" и т. д.
"Геометрия для маленьких Как и в предыдущих играх, посадите ребенка за стол либо разместитесь вместе с ним на полу и выложите перед ним все геометрические формочки. Указывая на тот или иной предмет, спрашивайте у ребенка: "Что это?" - либо уточняйте: "Это кубик?"
Если ребенок путает кубик с кирпичиком, вам следует объяснить, что кирпичик длиннее кубика и на него можно поставить два кубика. А кубик выше кирпичика, он - как маленький домик.
Рассуждая на эту тему, заставляйте работать воображение ребенка, вызывая при помощи фигур различные ассоциации, например: "Кубик - это домик, а кирпичик - дорожка к домику". Затем разложите на полу несколько фигур разной формы и предложите ребенку подать вам два кубика, один шарик, один треугольник и т. д. После того как ребенок принес предметы, попросите его правильно назвать их самому, а потом спросите, какого цвета каждая из формочек либо что за формочка того или иного цвета.
"Экскурсия по комнате"
Родители водят ребенка по комнате (например, по залу) и разговаривают с ним, обращая его внимание на различные предметы мебели в комнате, называют потолок, окно, пол и т. д. Слова, которые следует произносить при этом, примерно такие: "Что это?" - "Это потолок". - "Покажи, где ковер?" - "Очень красивый у нас ковер. А на чем он лежит?" - "На полу". - "Покажи, где у нас пол" и т. д.
"Нарисуй дом"
Для проверки того, как ребенок усвоил соответствующую группу слов в предыдущей игре, можно провести игру-беседу "Нарисуй дом". Мама рисует цветными мелками дом, ребенок называет детали рисунка: например, мама нарисовала стену и спрашивает: "Что это?" Ребенок отвечает: "Стена". - "А это что? Правильно - тоже стена... А теперь что я нарисовала? Правильно, крышу. Итак, у нашего домика есть стены, крыша, пол, только в домике темно. Чего не хватает? Правильно, окошка. А какое окошко?" - "Большое" и т. д.
"Игра с куклой"
Мама берет любимую куклу или мягкую игрушку ребенка, раскладывает в уголке необходимые вещи и рассуждает, каждый раз после сказанного задавая ребенку наводящие вопросы, на которые тот будет отвечать:
- Это - комната для куклы Маши. Здесь она будет жить. Как тебе, Маша, нравится комната? (Ребенок пытается ответить за куклу.)
- Комната есть, а где Маша будет спать? (Ребенок отвечает: "На кроватке".) Правильно, вот и Машина кроватка. Что же Маша будет делать? (Ребенок говорит Маше "Ложись" и укладывает ее спать.)
- Пусть Маша спит? А вдруг ей станет ночью холодно. Чем ее нужно накрыть? (Ребенок отвечает: "Одеялом".)
- Пока Маша спит, мы устроим ей комнату. Что нужно, чтобы у Маши была комната? (Ребенок отвечает: "Стол".)
- Правильно, стол. А что она будет за ним делать? ("Кушать".)
Правильно, кушать. А на чем же Маша будет сидеть? ("На стуле".) Точно, поставим Маше стул. А чем же Маша будет кушать? и т. д.
"Купание куклы"
Для игры мама берет куклу, игрушечную ванночку, кувшин с водой и дополнительные вещи:
- Сейчас мы будем купать куклу Машу. Что нам для этого нужно взять? Правильно, ванночку и воду. А что нужно сделать с Машей перед тем, как ее купать? ("Раздеть".) Разденем Машу, снимем с нее платье, трусики, башмачки. А куда мы положим одежду? ("Повесим на стул".) Что мы будем мыть Маше вначале? ("Голову".) Помыли Маше голову. А теперь что будем мыть? ("Спинку".) А чем мы будем мыть спинку? ("Мочалкой".) Потрем Маше спинку, ручки, ножки. Помыли Машу, а что будем делать дальше? Смоем мыло чистой водой. А теперь? Вытрем полотенцем и т. д.
Помыли мы Машу, что надо сделать дальше? ("Одеть".) Одели Машу. А теперь что? Правильно, уложим Машу спать.
Из каких коробок выпали предметы? Предварительно разложите предметы для игры в коробки. Животных- в одну коробку, посуду- в другую, машинки - в третью и т.д. до 5-6 коробок. Потом вынимайте из каждой коробки по одному предметы и раскладывайте их на столе. Упражнение начинается со слов: "Из каких коробок выпали эти предметы? Положи их обратно"
Что лишнее? Сделайте карточки, наклеив на картонки картинки, рисунки, фотографии, слова. Чем больше будет карточек - тем интереснее и полезнее будет игра.
Раскладывайте перед ребенком 4 карточки. Три из них объединены тематически, а одна нет (лишняя).
Например: собака, корова, кошка, попугай.
Попросите ребенка назвать что лишнее и почему. В нашем примере лишняя картинка - с попугаем, т.к. он - не животное, а птица.
Собака, корова и кошка - животные. В самом начале желательно давать не больше 2 заданий за один подход.
Классификация Играть - с теми же карточками, что и в игре "Что лишнее?" Раскладывать их по группам. Например:
ЖИВОТНЫЕ
ПОСУДА
ТРАНСПОРТ
ОВОЩИ и т.д.
Одинаковые предметы Приготовить карточки с изображенными на них различными предметами, геометрическими фигурами, овощами и т.д. Перед Ребенком выкладывать 5 карточек и предлагать найти среди них одинаковые, затем увеличивать количество карточек.
Например: машина мяч пирамидка машина кубик груша морковь яблоко арбуз груша и т. д.
Эту же игру можно проводить и без карточек, используя предметы. Например, разложить 5 пуговиц, среди них две одинаковые.