Компьютерные игры детям - разрешать или запрещать? Влияние игр на IQ ребенка.

Зайдя в комнату к ребенку, Вы обнаруживаете его за компьютерной игрой. Какая ваша первая реакция? Да и вообще отношение к этому увлечению вашим ребенком? Если проводить время за этим занятием сутки на пролет, то мало вероятно, что это принесет пользу. А если отнестись к этому проактивно и попробовать взглянуть с другой стороны? Может ли уровень IQ ребенка быть как-то связан с компьютерными играми? На этот вопрос постараюсь ответить в данной статье.

В прошлой статье я проводил анализ связи предпочтений в выборе профессий и играми. В этот раз исследование направлено на поиск связи между играми и уровнем интеллекта ребенка. В качестве методики использовался тест для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков (Тест ИПА), который разработали д. м. наук, профессор Л.И. Вассерман, к. психол.н., ст. н. с., Т.В. Чередникова, к. психол.н., ст. н. с., О.Ю. Щелкова, к. психол. н., ст.н.с. Е.Е.Малкова, психолог Е.И. Ананьева в НИПНИ им. В.М. Бехтерева (звания и должности авторов могут сейчас отличаться - данные взяты из пособия для врачей и медицинских психологов от 2008г.). Этот тест предназначен для определения уровня IQ у детей и подростков школьного возраста (7-16 лет). Состоит из 33 вопросов (+дополнительный вопрос про возраст для расчета IQ). Испытуемому предлагается ряд картинок, расположенных с какой-то закономерностью и в конце ряда пустое место, в которое нужно выбрать картинку, которая продолжила бы ряд. После теста мы добавили 3 вопроса, необходимых для нашего исследования:

  • Ваш пол: (мужской, женский)
  • Если Вы играете в компьютерные игры, то какой жанр предпочитаете больше всего: Я не играю в компьютерные игры, Экшны (стрелялки, драки), Симуляторы (спортивные, экономические, жизни), Гонки, Стратегии (пошаговые, RTS), Логические игры (квесты, головоломки, шахматы и т.д.), Онлайн MMORPG, Карточные, Другой жанр, Играю во всё)
  • Если Вы играете в компьютерные игры, как много вы играете? (Я не играю в компьютерные игры, Менее 1 раза в неделю, 2-3 раза в неделю, Каждый день менее 1 часа, Каждый день 2-3 часа, Каждый день более 3-х часов)

После отсеивания невалидных результатов (повторные прохождения одним и тем же человеком, ответы проставленые на угад за короткое время) в исследовании приняли участие 6101 школьник.

Компьютерные игры детям  разрешать или запрещать Влияние игр на IQ ребенка
Итого: 2403 мальчика (39,4%) и 3699 девочек (60,6%). Распределение по годам примерно одинаковое, но с преобладанием старшего возраста.

Что же касается предпочитаемых жанров игры и времени, затрачиваемого на это – данные незначительно изменились относительно прошлого исследования. Теперь не играющих среди опрошенных - 30%.


Перейдем к более интересным моментам – уровень IQ современных детей и подростков. Стоит отметить сразу – все IQ тесты создаются по принципу нормального распределения результатов. Что это значит? Среднее значение IQ должно быть 100, а на диапазон 90-110 должно приходиться 50% выборки, оставшиеся 50% делятся поровну на значения выше 110 и нижу 90 (подробнее можете найти на Википедии).


Что же получилось у нас? Данных выше 137 у нас нет, т.к. данная методика на такие значения не рассчитана. И все равно кривая распределения показывает пик на 110 вместо 100. Может за десять лет с момента создания методики молодежь стала умнее? Тогда стоит с некоторой периодичностью корректировать данные в расчетах тестов на IQ. Или это какая-то специфика онлайн тестирования? Оставляйте ваши мысли по этому поводу в комментариях.

Перейдем непосредственно к поиску связи игр и IQ.


Среди мальчиков, независимо от возраста, у предпочитающих логические игры уровень интеллекта выше.


У девочек чуть больше разнообразие – более высокий IQ у тех кто предпочитает симуляторы, логические игры, какой-то другой жанр, неуказанный в опросе, либо играющие во все подряд без явных предпочтений.

И как же часто стоит играть детям?


Как и во многом в нашей жизни полезна «золотая середина», по крайней мере для мальчиков. Те мальчики, которые не играют совсем в компьютерные игры, либо, наоборот проводят больше 3-х часов ежедневно за этим занятием показывают более низкий уровень интеллекта.


А вот у девочек несколько иначе – те кто играет, не зависимо от затрачиваемого времени показывают более высокие результаты, чем «неиграющие».

Выводы.

Играть в компьютерные игры детям все-таки стоит. Только подходить к этому нужно грамотно, не жертвуя классическим образованием, физической активностью и другими не мало важными сферами развития ребенка. При этом стоит учитывать ряд полученных результатов в зависимости от пола:

  • мальчикам стоит выбирать логические игры и проводить не более 3-х часов в день за этим занятием.
  • девочкам подойдут симуляторы и логические игры. По времени игры у них хоть и нет различий, для более всестороннего развития все таки не стоит уделять этому слишком много времени.

Данные для исследования предоставлены сайтом https://testometrika.com. Использовался дисперсионный анализ ANOVA, нормальное распределение и графическое представление из пакета STATISTICA. Конструктивная критика и сотрудничество приветствуется. Также можете оставлять идеи для еще какого-нибудь исследования.



Просмотров: 1090
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Ребенок играет в компьютерные игры. Стоит ли бить тревогу?
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.3: Исследования]
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • Как "кошмарят" детей и подростков компьютерные игры. Родителям на заметку
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.1: Нейрофизиология]
  • Такие страшно забавные компьютерные игры
  • Компьютерные игры: добро или зло?
  • Во всем виноваты компьютерные игры?
  • Развивающие компьютерные игры: за и против
  • Так ли страшны компьютерные игры, как их малюют?
  • Соцсети, компьютерные игры и дофаминовая петля
  • Планшет и компьютерные игры, как остатки детского всемогущества
  • Почему многие мужчины так любят компьютерные игры?
  • Мультфильмы и компьютерные игры: как они влияют на психику ребёнка
  • Профориентация молодежи. Влияют ли компьютерные игры на выбор профессии?
  • Игры Vislinsky – коммуникативные развивающие онлайн игры
  • Метафорические карты и Т-игры (стенограмма одной игры)
  • Опасные игры или стоит ли быть медиумом. Страх смерти*(заметки психотерапевта)
  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Игры разума или стереотипы и догмы, которые стоит искоренить
  • опасные игры детей и подростков
  • «Заплатила много денег, и потратила много времени, и ничего» или игры в психотерапию
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: игры с предметами
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: пальчиковые игры
  • Роль игры в жизни ребенка
  • Правда усыновленного ребенка. Игры бессознательного. Анализ детских случаев.
  • Братик, я тебя люблю (игры для адаптации старшего ребенка к малышу).
  • Игры, которые помогут сформировать адекватную самооценку у ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь