|
Компьютерные игры: добро или зло?Автор статьи: Леонид Батура
Виртуальный мир завоёвывает всё большее пространство в жизни человека. Для многих он даже отодвинул на второй план мир сновидений. Ведь спим мы около восьми часов в сутки, а в Интернете, зачастую, проводим гораздо больше времени. Для некоторых индивидуумов виртуальный мир стал занимать большее место, чем мир реальный. Хотя, что считать реальным, а что нереальным – большой вопрос. Какая разница, каким образом информация попадает в наш мозг: через уши, глаза из повседневного бытия или из виртуального пространства? В любом случае будет работать восприятие, память, мышление и другие процессы центральной нервной системы. Родительские «ужастики» виртуального мираБольшое количество родителей озабочены проблемой своих подростков, которые «зависают» и Интернете, часами напролёт общаются в соцсетях и играют в «агрессивные игры». Проведя обширный опрос, автор выявил три фактора, которые наиболее сильно беспокоят родителей, чьи дети подолгу сидят за компьютерами. Вот результаты.
Зрение и осанкаПроблема не нова. Когда в ХХ веке, да и раньше дети учились в школе, то не было никаких компьютеров. Однако зрение портилось, осанка оставляла желать лучшего. Правда, так происходило не у всех. Автор задавал вопрос: «А вот если бы Ваш ребёнок запоем читал книги, просиживал бы часами в читальном зале библиотеки. Вы бы также беспокоились за его зрение и осанку? Почему-то чтение книг (особенно Толстого, Чехова и Достоевского) не вызывает стольких опасений. Как будто глаза от этих текстов устают меньше. Рекомендации по физиологическим аспектам просты. Независимо от того, сидит ли человек за компьютером, читает ли книги или мастерит модели катеров – необходим отдых. Желательно через каждый час делать перерыв хотя бы на 15 минут. Надо размять мышцы, сделать несколько приседаний, помахать руками (как в младших классах: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали»). Также стоит дать отдых глазам. Необходимо посмотреть несколько минут вдаль. Вращать глаза по кругу. А ещё лучше прикладывать компресс из ватки с тёплым чаем. Вывод. Компьютер в данном аспекте наносит не больший вред, чем книга или любая рутинная работа. Польза и вред агрессивных игрСреди психологических направлений нет единого мнения. Судите сами. С точки зрения психоанализа, игра в виртуальные агрессивные игры выплёскивает накопившуюся агрессию из подсознания. Человек в реале будет более спокойным и адекватным. А вот теория социального научения говорит об обратном. Подросток, убивая виртуальных врагов, приобретает навык агрессии, учится быть жестоким и в реальной жизни начнёт вести себя так же. Кто прав? Скорее всего, истина где-то посередине. Так ли уж страшны агрессивные игры, и могут ли они сделать из порядочного человека монстра или терминатора? В моём детстве не было компьютеров, но «агрессивные» игры были. Мы целыми днями играли в «войнушку», стреляли друг в друга из деревянных или пластмассовых пистолетов, автоматов. Брали в плен, «пытали». Но потом я встречал многих моих взрослых друзей, выросших в нашем дворе. Вполне порядочные люди. Те, кто были в детстве изначально агрессивными, такими и остались. А остальные не стали от игры в «войнушку» более жестокими. Возможно, приобрели навыки быстро принимать решения, улучшилась реакция, как при занятиях спортом. Кстати, большинство сюжетов сказок и мультфильмов построены на агрессии. У Братьев Гримм в каждой сказке кому-то отрубают голову, кого-то съедают. Если опасаться, что дети вырастут агрессивными, то надо запретить всех этих кащеев, змеев-горынычей, бабущек Яг… Кстати, не так давно почти все совершеннолетние парни шли в армию. И автор, в том числе два года отдал родине. Да, нас учили убивать. Но вряд ли в нашем поколении из-за этих игр стало больше агрессивных людей. Ни у меня, ни у моих бывших сослуживцев никогда не возникало желания выйти на улицу с автоматом и «спасать мир от…». Ну, а если у человека уже есть склонность к агрессии, то спусковым механизмом может быть всё, что угодно. Даже роман Достоевского «Преступление и наказание». Не говоря уже о «Евгении Онегине». «Дуэль, месть – вот путь к решению моих проблем.» - подумает такой индивид. Другое дело, какие чувства испытывает подросток, играя в такие игры. Если он понимает, что это «понарошку» и просто «щёлкает» своих врагов из гранатомёта, как орешки, то это не больше, чем, если бы он ходил в тир стрелять по мишеням или тарелочкам. Спрашиваю у родителей: «Если бы Ваш ребёнок занимался биатлоном, стендовой стрельбой или боксом. Опасались бы Вы за развитие у него агрессии?». А вот если у ребёнка проявляются садистские наклонности, вот тут надо бить тревогу. И надо благодарить компьютерные игры, что они помогли диагностировать это на ранних стадиях. Увлечение или зависимостьКак отличить увлечение от зависимости. Некоторых детей родители буквально из-под палки заставляли ходить, скажем, в музыкальную школу и учиться играть на фортепьяно или скрипке. Каждый день по много часов. И почему-то никто из взрослых не опасался, что у их чада разовьётся «музыкальная зависимость». А вот если бы родители мечтали, что их любимый ребёнок станет врачом или инженером, а он бы часами «пилил» гаммы, вот тогда бы папа и мама забеспокоились. С ребёнком что-то не так. Успехов в спорте, музыке, живописи, да и в любом другом деле достигают лишь увлечённые люди. Их иногда называют одержимыми. Но как отличить их от зависимых личностей? Человек по своей природе зависим. Мы зависим от воды, воздуха, еды, других людей, обстоятельств, потребностей, привычек, традиций и многого, многого другого. И это жизнь, это нормальна. Так как не нарушает структуру личности. Тревогу надо бить тогда, когда подросток (неважно, чем увлечённый – виртуальными играми или другими занятиями) изменился, как личность. У него появилось неадекватное поведение, неадекватные мысли, неадекватные чувства. Ведь если человек просто увлечён, скажем музыкой, то он, естественно, в момент творческого подъёма становится другим, входит в образ, творит, парит над суетой. Но в обычной жизни он такой же, как и все – со всеми позитивными и негативными качествами. Зависимый же человек не выходит из «образа». И вот тут необходима помощь психолога. А иногда и психиатра. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|