Что делать, если подросток не хочет учиться, а сидит в гаджетах?

Автор статьи: Сергей Гаркави

Говоря о возрастных особенностях, в первую очередь надо понимать, что подростковый возраст характеризуется наиболее чувствительной перестройкой психических структур ребенка, сопровождающейся в том числе и физиологическими изменениями. Не даром кризис подросткового возраста называют «третьим рождением» человека. Он характеризуется образованием комплекса взрослости и переживанием ряда внутренних противоречий: с одной стороны, подросток хочет большей самостоятельности и автономности, оформляются зачатки его самоидентификации; с другой – окружающий мир требует от него большего соответствия принятым общественным нормам и правилам, редко предоставляя шанс и поддерживая его уникальность. Так как обучение в школе занимает практически все пространство его деятельности, логично, что именно в этом поле проявляются все внутренние проблемы.

Что касается современных вызовов, то главным фактором нужно назвать те глобальные и быстрые изменения, которые произошли и происходят в информационном пространстве мира. Современные технологии, в первую очередь интернет, оказали несравнимое ни с чем в истории влияние на образ деятельности человечества: широта этого влияния наблюдается как вообще в современной культуре, так и в структурных изменениях в развитии психики представителей новых поколений. Говоря просто, надо понимать, что современный подросток воспринимает окружающий мир совершенно по-другому, нежели его воспринимали несколько поколений до него. Это характеризуется и объемами и скоростью переработки информации, формирования картины мира, и, как следствие, его мотивационной сферой.

Возвращаясь к вопросу о мотивации, стоит упомянуть разработанную психологами формулу «оптимального» соотношения внутренней и внешней мотивации:

М (внутр.) > М (внешн.+) > М (внешн.−)

Где М (внутр.) – это внутренняя мотивация, выражающаяся прежде всего в интересе к определенной деятельности или сфере знаний, сопутствующим любопытством и повышенным уровнем инициативности и самостоятельности в поведении. Проще говоря, это то, чем подросток склонен заниматься сам, без указаний со стороны взрослого. Учитывая сказанное ранее, а также одну из самых распространенных жалоб родителей («ребенок постоянно сидит в интернете/играет в видеоигры»), необходимо понимать, что такого рода деятельность – это тоже познание подростком реальности в широком смысле этого слова, с помощью адекватных сегодняшнему дню инструментов. Как и любая другая деятельность, она может быть направлена и в положительное, и в отрицательное русло. Она даже может оказаться способом жизненной и профессиональной реализации подростка, чему сегодня есть много подтверждений. Поэтому для эффективного выстраивания этого элемента нужно стараться понять, чем интересуется подросток в данной среде, но не нарушая его личные границы. Сделать это можно с помощью доверительного диалога с ним.

Вторая переменная – внешняя «положительная» мотивация. Сюда относится полезность и/или выгодность учебы, которую доносят до ребенка взрослые (родители, учителя и общество в целом). Чтобы выстроить этот элемент, нужно помочь подростку осознать желаемый им «образ будущего». При этом он должен быть адекватен тому, что тот реально видит вокруг себя: какие виды деятельности востребованы в современном обществе, как зарабатываются деньги и т.д.

Третий элемент – внешняя «отрицательная» мотивация. Это элемент обязанностей и правил, которые неизбежно накладываются на ту или иную роль человека. В случае подростка речь идет о некой «позиции школьника», которую тот должен так или иначе реализовать в рамках той социальной системы, в которой он существует.

В данной формуле необходимо обратить внимание на то, что каждый элемент должен присутствовать. То есть если будет только высокая внутренняя мотивация, то это чревато отсутствием дисциплины и направленности в деятельности. Отсутствие последнего элемента из перечисленных может отразиться в виде проблем с социальной адаптацией в дальнейшей жизни. Но если он будет превышать предыдущие элементы, то это даст обратный эффект – сопротивление и, как следствие, полное отсутствие мотивации к обучению.

Подводя итог, предлагаем ряд рекомендаций для того, как помочь подростку включить учебную деятельность в сферу своих интересов:

  1. Выясните, чего НЕ хочет ребенок: учиться или саморазвиваться? Если он не хочет именно саморазвития (как бы он это не понимал), то это может сигнализировать об инфантилизме, корни которого могут быть в невыработанной в 3 года автономности. В этом случае лучше поработать с профессиональным психологом.
  2. Если он хочет развиваться, но не хочет учиться, необходимо выяснить его «образ будущего». Вполне может оказаться, что просто этот образ не увязывается с самой учебной деятельностью. Частный вариант такого «разрыва» – представление, что все знания и навыки, связанные с желаемой профессией, будут получены в ВУЗе, а школу надо просто пережить.
  3. В этом случае можно подробнее разобраться, какие компетенции и умения пригодятся ему в профессии (речь скорее об общих умениях, таких как коммуникативные навыки, самопрезентация, работа с информацией и т.п.).
  4. После этого совместно найти в той деятельности, в которую включен ребенок в школе, те самые умения и навыки, которыми он может овладеть уже сейчас. Так они будут более личностно значимы для подростка уже сейчас, поскольку будут приближать его к тому образу, в котором он себя видит в будущем.

Конечно, этим не исчерпывается круг возможных причин отсутствия мотивации к обучению. Дополнительным негативно влияющим фактором может быть социальный аспект – стремление к принадлежности к определенной группе сверстников, у которой может быть групповое негативное отношение к учебе. Но учитывая, что на окружение повлиять значительно сложнее, чем на конкретного ребенка, важно понимать и следующее: стремление к принадлежности имеет скорее защитную функцию, чем ценную саму по себе. Поэтому можно предположить, что хорошо проведенная работа с внутренним миром подростка, повышение уровня его самопонимания в тех аспектах, которые описаны выше, могут положительно сказаться на его самостоятельности и осознанности в выборе того или иного окружения. Кроме того, повышаются волевые механизмы, необходимые для совладания и автономности в своем поведении и отстаивании своих ценностей и жизненных позиций.



Просмотров: 676
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Если подросток не хочет учиться
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Ребёнок не хочет учиться! Или не может?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Подросток не хочет учиться. При чем тут родители?
  • Внутренний подросток.... Может быть, пусть остаётся?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Неизменное стремление к удовольствию: для тех кто хочет, но не может
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Чего хочет современный подросток, или есть ли на самом деле разрыв ценностей между поколениями?
  • Что делать, если подросток не хочет идти к психологу?
  • Этого не может быть!
  • Если ваш ребенок не хочет учиться
  • Если ребенок не хочет учиться…
  • Почему подросток не хочет учиться?!
  • Если он хочет быть с Вами - он будет
  • Подросток не хочет учиться. Зачем это семье?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Ребенок не хочет учиться, не хочет убираться, не хочет...
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь