|
Что делать, если подросток не хочет учиться, а сидит в гаджетах?Автор статьи: Сергей Гаркави
Говоря о возрастных особенностях, в первую очередь надо понимать, что подростковый возраст характеризуется наиболее чувствительной перестройкой психических структур ребенка, сопровождающейся в том числе и физиологическими изменениями. Не даром кризис подросткового возраста называют «третьим рождением» человека. Он характеризуется образованием комплекса взрослости и переживанием ряда внутренних противоречий: с одной стороны, подросток хочет большей самостоятельности и автономности, оформляются зачатки его самоидентификации; с другой – окружающий мир требует от него большего соответствия принятым общественным нормам и правилам, редко предоставляя шанс и поддерживая его уникальность. Так как обучение в школе занимает практически все пространство его деятельности, логично, что именно в этом поле проявляются все внутренние проблемы. Что касается современных вызовов, то главным фактором нужно назвать те глобальные и быстрые изменения, которые произошли и происходят в информационном пространстве мира. Современные технологии, в первую очередь интернет, оказали несравнимое ни с чем в истории влияние на образ деятельности человечества: широта этого влияния наблюдается как вообще в современной культуре, так и в структурных изменениях в развитии психики представителей новых поколений. Говоря просто, надо понимать, что современный подросток воспринимает окружающий мир совершенно по-другому, нежели его воспринимали несколько поколений до него. Это характеризуется и объемами и скоростью переработки информации, формирования картины мира, и, как следствие, его мотивационной сферой. Возвращаясь к вопросу о мотивации, стоит упомянуть разработанную психологами формулу «оптимального» соотношения внутренней и внешней мотивации: М (внутр.) > М (внешн.+) > М (внешн.−) Где М (внутр.) – это внутренняя мотивация, выражающаяся прежде всего в интересе к определенной деятельности или сфере знаний, сопутствующим любопытством и повышенным уровнем инициативности и самостоятельности в поведении. Проще говоря, это то, чем подросток склонен заниматься сам, без указаний со стороны взрослого. Учитывая сказанное ранее, а также одну из самых распространенных жалоб родителей («ребенок постоянно сидит в интернете/играет в видеоигры»), необходимо понимать, что такого рода деятельность – это тоже познание подростком реальности в широком смысле этого слова, с помощью адекватных сегодняшнему дню инструментов. Как и любая другая деятельность, она может быть направлена и в положительное, и в отрицательное русло. Она даже может оказаться способом жизненной и профессиональной реализации подростка, чему сегодня есть много подтверждений. Поэтому для эффективного выстраивания этого элемента нужно стараться понять, чем интересуется подросток в данной среде, но не нарушая его личные границы. Сделать это можно с помощью доверительного диалога с ним. Вторая переменная – внешняя «положительная» мотивация. Сюда относится полезность и/или выгодность учебы, которую доносят до ребенка взрослые (родители, учителя и общество в целом). Чтобы выстроить этот элемент, нужно помочь подростку осознать желаемый им «образ будущего». При этом он должен быть адекватен тому, что тот реально видит вокруг себя: какие виды деятельности востребованы в современном обществе, как зарабатываются деньги и т.д. Третий элемент – внешняя «отрицательная» мотивация. Это элемент обязанностей и правил, которые неизбежно накладываются на ту или иную роль человека. В случае подростка речь идет о некой «позиции школьника», которую тот должен так или иначе реализовать в рамках той социальной системы, в которой он существует. В данной формуле необходимо обратить внимание на то, что каждый элемент должен присутствовать. То есть если будет только высокая внутренняя мотивация, то это чревато отсутствием дисциплины и направленности в деятельности. Отсутствие последнего элемента из перечисленных может отразиться в виде проблем с социальной адаптацией в дальнейшей жизни. Но если он будет превышать предыдущие элементы, то это даст обратный эффект – сопротивление и, как следствие, полное отсутствие мотивации к обучению. Подводя итог, предлагаем ряд рекомендаций для того, как помочь подростку включить учебную деятельность в сферу своих интересов:
Конечно, этим не исчерпывается круг возможных причин отсутствия мотивации к обучению. Дополнительным негативно влияющим фактором может быть социальный аспект – стремление к принадлежности к определенной группе сверстников, у которой может быть групповое негативное отношение к учебе. Но учитывая, что на окружение повлиять значительно сложнее, чем на конкретного ребенка, важно понимать и следующее: стремление к принадлежности имеет скорее защитную функцию, чем ценную саму по себе. Поэтому можно предположить, что хорошо проведенная работа с внутренним миром подростка, повышение уровня его самопонимания в тех аспектах, которые описаны выше, могут положительно сказаться на его самостоятельности и осознанности в выборе того или иного окружения. Кроме того, повышаются волевые механизмы, необходимые для совладания и автономности в своем поведении и отстаивании своих ценностей и жизненных позиций. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|