Родители уже могут подвести итоги успеваемости своих детей. Поставить + или —
Для родителей 10-ти и 11-ти классников начался самый ответственный период - подготовка ребенка к переходу его собственного Рубикона, за которым - новая взрослая жизнь. Как подготовишься к переходу и перейдешь - такой жизнью и будешь жить. Причем, с каждым годом, правила этого жизненного квеста ужесточаются.
ЕГЭ перевернул сознание, развив коллективный когнитивный диссонанс. Когнитивный диссонанс - это состояние дискомфорта, вызванное конфликтующими идеями, например, знанием о том, что должно быть, логикой и той алогичной, реальностью, с которой сталкивается человек.
С одной стороны, память предков пульсирует в сознании родителей и нашептывает о 14-ти летнем Гайдаре, командующем полком, и других юных героях, гениальных поэтах, музыкантах, ученых ... С другой стороны, реалии нашей интернетализированной и социально нестабильной жизни таковы, что виртуальная реальность способствует инфантилизации, социальной безответственности и беспомощности.
Одним словом, некоторым родителям повезло - ребенок учится сам и на отлично. Другие менее везучи - учится не очень. Третьи пребывают в полном ауте - не учится и не собирается учиться. Четвертым вообще все хорошо - ребенок растет как трава, он сам ответственен за свою жизнь, за свой выбор, сам должен решать все свои проблемы. Понятно, что эта градация условна.
При этом, в каждом варианте также можно выделить несколько стилей реагирования родителей. Первый - родители полностью включены в учебу и проблемы ребенка, контролируют каждый его "учебный" шаг (в данном варианте крайней степенью может стать гиперопека). Второй - родители средне включены (подключаются по мере необходимости). Третий - родители дистантны, но не безразличны (могут проконтролировать, если что-то случается, например, ребенок получил двойку, поступил звонок от учителя или что-то еще). Четвертый - полностью безразличны - "будь что будет" (вариант попустительского стиля воспитания).
В 10 и 11 классах даже самые отстраненные родители включаются в учебный процесс. Не все, конечно.
Поговорим о том, что делать, если ребенок (10 и 11 класс) не хочет учиться.
Во-первых, родителям предстоит понять, он не хочет или не может. Это совершенно разные вещи. Не хотеть ребенок может по причине, например, неправильного выбора профиля, проблем в общении со сверстниками, ссор и неурядиц в семье, конфликте с учителем/ями, непонимания СМЫСЛА учебы ("для чего мне это нужно"), неуверенности в себе и низкой самооценки (как причине неуверенности), увлеченности противоположным полом (подростковый возраст - период буйства гормонов и влюбленности). Не мочь - по причине неприученности учиться (когда навык учиться изначально не был развит). Хотя грань между НЕ ХОТЕТЬ и НЕ МОЧЬ бывает диффузной и не столь очевидной.
Во-вторых, поняв причины, придется выработать ПЛАН дальнейших действий.
Зачастую, когда родители "просыпаются" от 9-ти летней "спячки" (бесконтрольной учебы ребенка), в семье наступает полоса страшных испытаний - настоящих военных действий с обвинениями, манипуляцией, со стремлением привлечь на свою сторону как можно больше союзников, созданием коалиций "за" и "против", перекладыванием ответственности, формированием чувства вины ... Начинаются скандалы, сердечные приступы, проявляются др.психосоматические заболевания (простуды, ларингиты, отиты, бронхиты и пр.) ... Все это говорит лишь об одном - родители, как и их ребенок, оказавшись перед лицом реальной проблемы, не знают ЧТО и КАК делать.
Попробуем разобраться в этом. Сейчас не будем погружаться в детали, поговорим о внешней стороне дела. Что необходимо?
1. Без паники! Соберитесь! Дорогу осилит идущий.
2. Прекратите выяснять отношения с ребенком ("а вот ты никогда не учился", "ты тупой", "ты лодырь, бездельник" ...). Это стигматизация (присвоение ярлыков). Как только вы наклеиваете ярлык на ребенка, вы показываете, что не верите в его силы и в то, что положение можно изменить. Тем самым вы отбираете у ребенка веру в свои силы и, как защитную реакцию от вашего неверия и своей несостоятельности, получаете его полное безразличие и пофигизм ("мне пофиг"). Дайте подростку шанс стать лучше. Если "лодырь", говорите, о том, что верите в его трудолюбие, если "тупой", то говорите о том, что он умный, но вот здесь немного не понимает - "с кем ни бывает?!". Ваша вера в ребенка даст ему опору под ногами и крылья для дальнейшего роста.
3. Примите за константу, что перед вами личность. Она может быть другой, не отвечающей вашим ожиданиям, вашим чаяниям и надеждам. Но кто сказал, что она хуже, чем вы себе нарисовали? Все ваше ранее сложившееся представление и все ваши ожидания основаны на вашем личном детском и взрослом опыте, на стереотипах, привитых вам вашими родителями. Пример? Что дети должны много читать классической литературы. Но ведь если дети погрузятся в классику, они напрочь отстанут от научно-технического прогресса. Хотя каждому - свое.
4. Прекратите выяснять отношения между собой (папа-мама, дедушки-бабушки: "а вот только я интересуюсь учебой, а тебе все равно" (к мужу), "тебе на все наплевать" ... ). Перестаньте ждать от мужа/жены то, чего он/она якобы "должен/а делать". Если никогда не делал и не делает, но это необходимо, вам придется научиться договариваться или манипулировать. Помните, что скандалы разрушают психику, отвлекают от уроков, снижают сосредоточенность, внимание, мотивацию, создают ощущение зыбкости и безысходности у ребенка.
5. Ваша задача заинтересовать ребенка. Но это возможно лишь в том случае, если вы сами проявите заинтересованность в его успехах. Начните интересоваться его интересом, жить его жизнью, его мыслями, его смыслами, ценностями, страхами. Помогите ему увидеть проблемы и скажите, что вы можете помочь ему в их решении. Нет непроходимых лесов и непреодолимых препятствий!
6. Сядьте рядом с ребенком и начните делать с ним уроки. Как бы странно это ни прозвучало, но вам придется наверстать упущенный этап воспитания - желание учиться и способность овладевать знаниями это не только генетическая предрасположенность, в большей степени, это еще и навык. Не усидчив - значит, скорее всего, вы упустила этап формирования навыка усидчивости, не интересуется ничем, не хочет сосредотачиваться - скорее всего ему передалось ваше безразличие (вы можете интересоваться чем угодно, только вы не актуализировали интерес ребенка - т.к. то, что нравится вам, совершенно не обязательно должно нравиться ему). Процесс учебы это сложный нейрофизиологический процесс, к которому организм и, в особенности, мозг человека, привыкают постепенно. И этому обучают в школе учителя, а дома - родители. Запомните, что учеба и умение учиться это навык (вспомните Моцарта и его папу - кто был более великим?). В данном контексте я не рассматриваю вариант воспитания ребенка с невротическим синдромом дефицита внимания и геперактивности (СДВГ).
7. Наберитесь терпения. Да, ребенок уже повзрослел, хамит и дерзит, отстаивает свою индивидуальность, пробует родителей на прочность. Но чья в этом вина? Снимите вину со своего ребенка, подумайте о том, заложником чего он стал (подсказка - нехватки ваших времени, желания, интереса, усидчивости в его ранние школьные годы).
8. Составьте ПЛАН-РАСПИСАНИЕ совместной учебы. По дням и по часам: когда пришел/ла из школы что делает первый делом. Приучайте дочь или сына к этому составленному расписанию.
9. Руководствуйтесь принципом "Доверяй, но проверяй" ("я тебе доверяю полностью, но мне необходимо проверить математику/..., чтобы я понимала, что ..."). Проверяйте ВСЕ уроки, сверяйте со школьным заданием. И не забывайте хвалить.
10. Каждый день на рабочем столе ребенка выкладывайте ВСЕ учебники по предметам, которые он должен приготовить к завтрашнему дню. Это необходимо для того, чтобы он видел объем сегодняшней работы и его мозг привыкал к этому.
11. Объясняйте ребенку, как работает память: запоминается осмысленная информация после нескольких раз повторения. Через час остаётся около 60% новой информации, через 10 часов – 35%, через 6 дней - не более 20%. Для наиболее эффективного запоминания информации надо всего лишь (настраивайте ребенка на это "все лишь") перечитать тему сегодняшнего урока прямо сегодня (повторение) и попробовать пересказать (осмысление), а потом повторно перечитать непосредственно за день до урока. Такой метод позволяет, в том числе, развить красноречие (что немаловажно для подростка). Можно рассказать о разных мнемотехниках и т.п. - главное общаться искренне, на равных и говорить полезную научную информацию, - то, что любят и ценят подростки (ведь информацией и красноречием, например, они могут блеснуть перед сверстниками).
12. Откажитесь от иллюзии "я сказал - он услышал"! Примите, как факт, что каждую свою мысль, посыл, фразу вам предстоит повторять по миллиону раз в день. Приняв этот факт, вам будет проще реагировать на необходимость повтора и понимание того, что вас-то не слышат с первого раза. О том, как говорить так, чтобы вас слышали, а не просто слушали - отдельная тема.
13. Делайте устные уроки вместе. Просите читать вслух (так вы точно будете контролировать процесс) или про себя, а потом пересказывать. Тем самым тренируется память и навык риторики. Заинтересуйте развитием этих качеств своего ребенка. Т.о. вы ко всему прочему покажете ощутимую в ближайшей перспективе ПРАКТИЧЕСКУЮ пользу от выполнения уроков.
14. Начните говорить о прикладном значении тех действий, которые вы заставляете ребенка делать ПОШАГОВО: "вот сейчас ты берешь учебники и кладешь на стол это нужно для настроя мозга на работу", "попробуй посидеть 30 мин. за уроками, только 30 мин и отдохнешь, это нужно для формирования навыка сосредоточения, тем самым ты оптимизируешься процесс учебы - быстро и эффективно, не растягивая на часы"). и т.д. Если он не понимает - повторите по-другому. Ваша задача - найти подход.
15. Обменяйтесь ролями. Попросите ребенка объяснить вам, непонимающему, прочитанную им тему. Тем самым вы показываете свой интерес к тому, ЧТО и КАК делает и умеет ребенок, улучшаете взаимоотношения.
16. Минимизируйте залипание в гаджетах. Для этого вам придется научиться договариваться. Но это большая и отдельная тема.
17. Сейчас у ребенка не сформирована здоровая соревновательность - т.н. мотивация достижения успеха. И вам придется этим заняться.
18. Отмечайте успехи ребенка (даже самые минимальные), анализируйте провалы, но осторожно, не критикуя его.
Да, возможно вам предстоит научиться быть жестким и требовательным, но при этом непременно последовательным и честным (придерживаться плана и ни на минуту не заступать на территорию ребенка), а главное - любящим понимающим, прощающим и готовым договариваться.
Если вы не можете и не хотите предпринимать все эти шаги навстречу ребенку, тогда снизьте уровень своих амбиций и притязаний и помогите ему найти реализацию в близкой ему по интересам сфере. Но не ломайте ему психику.
Я уже упоминала, что есть разные сопутствующие моменты, осложняющие выстраивание взаимоотношений, например, СДВГ в прошлом, враждебность, негативизм ребенка, ваш или родственников, упертость, нежелание слышать друг друга, депрессия, психологические проблемы и т.д. Вопрос гаджетов, игровой и компьютерной зависимости - отдельная тема. В таком случае - вам следует обратиться к специалисту. При необходимости - привести на консультацию ребенка и, на семейную психотерапию, - родственников, принимающих активное участие в сложившейся ситуации.
Пишите Ваши соображения и делитесь Вашим опытом, который всегда бесценен.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.