|
Так ли страшны компьютерные игры, как их малюют?Автор статьи: Елизавета Макарова
Наверно можно сказать, что мне посчастливилось быть по обе стороны баррикад одновременно: я уже давно прохожу осознанным путем в психологии и имею большой опыт геймерской жизни. По этой причине мне бы хотелось рассмотреть феномен воздействия компьютерных игр на психику детей с разных точек зрения, не пытаясь перетянуть одеяло ни в одну из сторон. Все громче в последнее время звучат возгласы о том, что компьютер делает наших детей жестокими, что причины буллинга и суицидального поведения кроются в играх, наполненных агрессией и убийствами, и что, возможно, всем было бы намного лучше, запрети мы уход людей в киберпространство насовсем. Но сколько правды и резона в этих словах? Во-первых, стоит сразу сказать, что на данный момент мы не имеем ни одного серьёзного научного исследования, которое доказывало бы, что компьютерные игры свидетельствуют о возрастании агрессии и тяги к насилию у несовершеннолетних лиц. Таким образом, у нас просто нет доказательств в пользу запрета этого современного увлечения и все предложения основываются исключительно на собственном опыте. И в этом кроется вся загвоздка. В опыте. Зачастую именно те люди, которые меньше всего знают о компьютерных играх, ратуют за всеобщее избавление от них. Поэтому сейчас, будучи человеком, наигравшим ни одну тысячу часов в компьютер, мне хочется внести некоторую ясность, разумеется, подчеркивая, что это всё равно исключительно субъективное мнение. И если подтвердить или опровергнуть негативный эффект компьютерных игр в качестве возросшей агрессивности или закрытости, мы пока не можем в виду отсутствия доказательств (поскольку данная область остаётся неисследованной для психологии как науки), то почему бы не рассмотреть их преимущества? Могут ли игры научить детей чему-то полезному? Мой ответ: однозначно, да. И чтобы доказать это, я начну сразу с конкретных примеров. Огромное количество детей разного возраста (начиная с началки и заканчивая старшими классами) играют в игру под названием Minecraft. Она повествует о герое, оказавшемся в огромном трехмерном мире, составленном из блоков и включающем в себя большое многообразие живых организмов и невообразимых явлений природы. Дети могут проводить в этой игре достаточно много времени, но пусть вас, как родителей, учителей или психологов, это не пугает. Я играю в Minecraft не так давно, но уже сейчас могу выделить существенные плюсы: 1) основными действиями в игре являются крафт (создание предметов из ресурсов) и исследование мира. Крафтинг позволяет ребенку понять: - какие инструменты необходимо сделать, чтобы добывать ресурсы и создавать новые объекты; какие материалы для этого нужны; - как строить различные по сложности здания, начиная от избы и заканчивая средневековыми замками (мощнейшее развитие мышления и воображения); - как добывать еду (откуда раздобыть яйца, молоко, мясо; как выращивать растения, ухаживать за огородом); - как правильно готовить (из пшеницы можно делать хлеб, из сахара – пирог и т.д.) Всё это в увлекательной атмосфере, которую при желании легко перенести в реальность («почему бы нам не приготовить тыквенный пирог как в твоей любимой игре?»; «почему бы нам не поухаживать за садом (вспахать, полить, собрать урожай?»). Исследование, интересное само по себе, помогает ребенку понять: - как ориентироваться на местности, какие ориентиры запоминать, чтобы вернуться домой (актуально для детей, которые часто выбираются на природу и могут далеко уходить одни), как составлять карты и делать на них метки; - чем отличаются различные биомы (пустыня, тайга, лес, море, горы) и какие опасности там могут быть; - как передвигаться на большие расстояния (прокладывание железных путей, водного сообщения, верховая езда); - как взаимодействовать с различными неизвестными существами: нужно сначала убедиться в том, что они не хотят причинить вреда, а уже потом подходить ближе; - как выстраивать отношения с мирными жителями деревень (в игре существует рейтинг: если игрок причиняет вред жителям, они перестают с ним контактировать и, наоборот, чем больше он им помогает, тем больше они могут предложить взамен – развитие морально-нравственной системы); - как приручать животных, кормить их и строить загоны. Всё это с игровыми условностями, разумеется. Это очень важно понимать родителям. Если ребенок еще мал, не лишним будет вместе с ним окунуться в игру, чтобы сказать, что некоторых вещей и персонажей в реальном мире не существует. 2) Мир Minecraft’а поистине огромен, его технические возможности разнообразны, а лор (внутренняя история мира) проработан и интересен даже для взрослого человека – всё это составляет фундамент для невообразимой свободы воображения и самовыражения, творчества и изобретательства, общения и обмена информацией. Вы можете зайти на различные видеохостинги (Ютуб, к примеру) и найти множество роликов, где дети делятся своими потрясающими творениями или изобретениями, которые значительно облегчают игру. Эта игра не только развивает логическое и абстрактное мышление, воображение, но и повышает самооценку ребенка, подкрепляет его мотивацию к изучению и получению новых знаний об окружающем мире. И всё это можно бережно перекладывать на реальный мир, который, согласитесь, не менее интересен. И если с такими казуальными (простыми, легкими, неспешными) играми, как Minecraft, в целом всё ясно, остаются более спорные – к примеру, шутеры (они же стрелялки). Наиболее распространёнными среди молодого поколения сейчас являются CS:GO, Fortnite. Главная цель в таких играх – либо победить вражескую команду, либо победить всех в принципе путем убийства с помощью оружия. Коммьюнити (участники) в подобных играх часто предстают в качестве агрессивно настроенных, ругающихся и занижающих достоинство друг друга игроков. Однако я выражаю сомнение касательно того, что именно условия игр вырабатывают такую стратегию поведения. Я склонна полагать, что свобода, которая доступна детям в онлайн-играх, позволяет им избавляться от всего накопившегося негатива, стресса и напряжения наиболее прямолинейным способом: с помощью соперничества и вербальной агрессии. И в этом плане компьютерные игры помогают тем детям, которым недостаточно внимания со стороны взрослых/сверстников и которые просто не обучены бережному отношению к собственным эмоциям и переживаниям и не умеют избавляться от стресса иными способами. Последнее положение, кстати, применимо не только к детям, но и ко взрослым с такими же паттернами поведения. Помимо этого, не стоит забывать, что многие онлайн-игры заточены под стремительное взаимодействие, что позволяет развивать в ребенке: быстроту реакции, умение принимать решение в кратчайшие сроки, способность действовать в команде, планировать, разрабатывать стратегии, выявлять слабые стороны противников и сильные – у себя и напарников, пользоваться преимуществами положения.
Сейчас мне бы хотелось остановиться еще на нескольких спорных моментах, которые у многих взрослых вызывают вопросы. 1) Дети слишком много сидят в интернете/играх, не хотят делать уроки. Честно говоря, мало кто любит делать уроки. Особенно, когда тебе не нравится предмет. Особенно, когда у тебя совершенно нет мотивации (учитель всё равно назовёт никчемным, а мама просто кивнет головой). Конечно, любая игра всегда была интереснее домашних заданий по литературе и иностранному языку (за редким исключением, но в нашей статье речь не об этом). И раньше, когда еще не существовало телефонов и компьютеров, дети мечтали побыстрее доделать домашку и побежать во двор играть со сверстниками. Просто физически невозможно было догонялки и прятки перенести в класс, прямо на урок; а принести игру на телефоне – вполне реально. Проблема здесь кроется, на мой взгляд, совершенно в ином, а именно – в учебной мотивации. Если ребенок не знает, зачем ему учеба и никто из близких не может объяснить эту необходимость никак иначе, кроме «ты просто должен», почему он сам должен тяготеть к ней? До определенного возраста ребенок вообще не способен смотреть в будущее, он не понимает, что учеба, быть может, пригодится ему в работе. Он живёт по принципу «здесь и сейчас» - а здесь и сейчас есть скучная домашняя работа, за выполнение которой он чаще всего получает одно-два материальное подкрепление, и интересный мир игры. Сейчас, осознавая в полной мере ответственность за себя и других, вы, наверное, выберете то, что необходимо сделать, пускай и не очень хочется. Но ребенок не понимает этого, у него еще не сформирована в полной мере система прав и обязанностей. Попробуйте отнестись с пониманием к его увлечениям, не осуждайте за «лень», просто постарайтесь донести, почему именно сейчас важно немного позубрить правила английской речи (к примеру, именно благодаря ей можно быстрее разбираться в непереведенных на русский язык компьютерных играх). 2) Ребенок итак забитый, а компьютерные игры разрывают последнюю ниточку его взаимодействия с социумом. Он целыми днями сидит дома и только и делает, что играет в игры! Ребенок не может резко без причины стать «забитым» - закрытым в себе. Либо в его жизни произошла какая-то психологическая травма, либо его психологическая конституция складывалась так изначально (еще задолго до сидения в компьютере целыми сутками напролет). Не нужно винить во всём какие-то внешние факторы. Игры не могут сильно повлиять на ребенка, изменив его характер. Если ребенок всё свободное время посвящает интернету и играм – значит либо ему так комфортно (и в целом это нормально), либо у него есть какие-то проблемы в межличностном или внутриличностном планах, требующие разрешения. Однако это уже совсем иная тема. К тому же, стоит подчеркнуть, что, если ребенку сложно завязать общение в реальности, то в онлайн-играх это сделать значительно проще, и вполне вероятно, что это просто нормальный ход развития его коммуникативных способностей. Часто сверстники, познакомившиеся в рамках какой-то игры, продолжают общение в реальности, если позволяют географические и финансовые возможности. И это совсем неплохо. 3) У ребенка нет иных увлечений, кроме компьютерных игр. Кем он станет, если ничему не научится, а потратит всё время на компьютер? Это два очень больших заблуждения. Первое, что компьютерные игры – это маленькое несерьезное увлечение, которое не стоит внимания. Второе – что это хобби, которое не может перерасти в достойную работу. По достоинству оценить, как много значит для геймера та или иная игра может лишь другой геймер, в той же степени увлеченной этой игрой. То же самое можно сказать про любое творчество, про любимые книги, фильмы и так далее. Мы можем безмерно любить какую-то тематику, пусть это будет особенности политики в Средневековой Европе, и знать практически всё про это, но для окружающих людей этот интерес будет казаться узким и не особо интересным. За каждой игрой скрывается огромная история, багаж всевозможных эмоций: от любви до ненависти, от восторга до печали; мысли и мечты, которые сложно оценить человеку, не прошедшему через всё это. Я сама до сих пор вспоминаю, как плакала над гибелью каких-то значимых персонажей, как влюблялась в главных героев и как тяжело потом было с ними прощаться по окончании игры. Но всё это опыт, приближенный к жизненному. Многие игры, как одиночные, так и онлайн, учат нас как любить и ненавидеть, как прощаться с людьми и впускать в свою жизнь новых, как дорожить дружбой, терять, терпеть предательство и пытаться снова довериться кому-то. Да-да, всё как в жизни. Для детей это реальные чувства – очень сильные и очень значимые. Именно по этой причине им больно, когда мы не воспринимаем их увлечения всерьёз, когда мы не разделяем их грусть или любовь по отношению к тому или иному персонажу игры. Поэтому мне бы хотелось вновь призвать родителей и иных взрослых: если вы видите, что ребенок увлечен игрой, что она вызывает у него различные эмоциональные состояния – отнеситесь к этому с серьёзностью. Вспомните, быть может, у вас тоже когда-то была книга, которой вы зачитывались, переживая, выберется ли главный герой из передряги и признается ли он в любви главной героине. Конечно, это всё была выдуманная история, но разве сей факт преуменьшал ваши переживания? Касательно работы здесь всё достаточно просто. IT-разработки пользуются огромной популярностью, область видеоигр является одной из наиболее прибыльных и стремительно развивающихся. Недавно на работе один ребенок, с которым я занимаюсь, рассказал, что всё лето изучал язык программирования Java для того, чтобы создать свой сервер в Minecraft. Это очень сложный навык, которым непросто овладеть самостоятельно, тем более в таком возрасте. Однако ребенок загорелся идеей, он сам создал мотивацию для саморазвития, и я уверена, что в таком случае, если никто из родных не будет постоянно против, у него всё получится.
Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок много времени проводит за компьютером, не спешите его ограничивать. Попробуйте разобраться, чего именно ему не хватает в жизни, что так с лихвой восполняет он в онлайн? Возможно ему не достаёт внимания, интересных впечатлений, нет возможности заниматься в реальности тем, чем хотелось бы на самом деле? Уделите какое-то время и погрузитесь вместе с ребенком в его любимую игру. Спросите, что здесь происходит, что ты делаешь и для чего? Как зовут его героя, что он умеет и почему нравится? Попросите показать любимый трюк или дом, который ребенок построил собственноручно. Это всё играет для них огромную роль. Выйдя на работу в качестве педагога-психолога, я осознала, насколько здорово, что я понимаю значимость игры в жизни ребенка, что я могу разделить её с ним. Когда на тренингах или индивидуальных консультациях я говорю, что играю в Minecraft, сначала дети не верят, но потом, при произнесении мною пары кодовых фраз (обычно хватает «крипер», «нижний мир», «дракон Края»), я вижу их радостные улыбки. Им безумно нравится делиться играми не только со сверстниками, но и со взрослыми, особенно, когда они проявляют интерес. И я могу с полной уверенностью сказать, что, если вы проявите искренний интерес к тому, чем увлечен ребенок (даже если это какая-то страшная стрелялка), он будет вам безмерно благодарен! И вполне вероятно уже скоро ему будет требоваться меньше времени за компьютером, ведь здесь, в реальном мире его будет ждать заинтересованный в общении близкий человек. Подводя итог, могу сказать, что в моём понимании компьютерные игры не так страшны, как их малюют. Они способны всесторонне развивать ребенка и даже выступать в роли диагностического инструментария. Важно помнить, что никакое поведение не возникает просто так, и что у всего и всегда есть своя причина. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|