|
Профориентация молодежи. Влияют ли компьютерные игры на выбор профессии?Автор статьи: Перков Михаил Анатольевич
У некоторых школьников уже совсем не за горами выпускные экзамены. И, как это часто бывает, они начинают задаваться вопросами «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» в самый последний момент. Хотя встречаются и те, кто думает об этом заранее (хотя может это скорее родители думают). Что же происходит дальше? Вариантов на самом деле не много:
Профориентационных методик существует большое множество, но одной из популярных и часто применяемых является ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) Климова Е.А. Именно этот опросник, а точнее модификация А.А. Азбель, состоящая из 30 вопросов и будет использована в данном исследовании. Перейдем непосредственно к компьютерам и играм. Родителям часто не нравится, что их чадо проводит свое время, порой много времени за компьютерными играми, считая это занятие бесполезным. А так ли это на самом деле? Может есть какая-то связь между предпочитаемыми ребенком играми и выбором будущей профессии? Это мы и попробуем выяснить. Для сбора данных использовался онлайн тест ДДО в апреле 2018 года в конце которого было добавлено несколько вопросов с нужными для исследования вариантами ответов:
Немного о выборке. Были отобраны люди в возрасте до 17 лет включительно – 3018 человек. Стоит отметить, что это все люди, пришедшие из поисковых систем, социальных сетей, либо по прямой ссылке на онлайн тест по профориентации, т.е. мотивом пройти этот тест было желание узнать сферу профессиональной деятельности, к которой имеется интерес и стремление (про задатки и способности речь не идет). Распределение по полу и возрасту можно увидеть на диаграмме: Больше всего было девушек (75% прошедших тест), возраст 16-17 лет (62%). Что же касается игровых предпочтений данной аудитории, т.е. тех, кто основательно подходит к выбору своего будущего. 36% из них не играют в компьютерные игры, хотя на вопрос про частоту игры указали ответ «не играю» 43% опрошенных. Получается, что у 7% есть предпочитаемый жанр, но по какой-то причине они не играют. Что же касается стремлений к определенным сферам, оказалось, что у большей части это «человек-художественный образ». Забегая немного вперед, приоткрою тайну – это из-за того, что у девушек статистически значимо предпочтение данной сферы, а как видно выше их значительно больше участвовало в тестировании, чем парней. Если же рассмотреть предпочтение сфер в зависимости от пола, то неожиданностей (на уровне значимости <0,05) не было. У парней больше стремление в направлениях к технике и знаковой системе, у девушек к искусству.
Закончим с базовыми половозрастными предпочтениями профессий и перейдем к тому, ради чего и затевалось исследование, а именно к связи предпочтения компьютерных игр и стремлению к различным сферам профессиональной деятельности. Сфера «человек-художественный образ» – с одной стороны, чем чаще играют, тем меньше стремление к искусству, а с другой стороны – играющие в игры каких-то других жанров, неуказанных в опроснике более склонны к искусству. В сфере «человек-человек» и «человек-техника» результат не удивил – те, кто меньше играет или не играет вообще, более настроены на живое общение и профессии, связанные с коммуникативной составляющей, а часто играющие предпочитают технику.
Данные для исследования были получены с помощью сайта с психологическими тестами https://testometrika.com. Анализ данных проводился в программе STATISTICA с помощью дисперсионного анализа, где в качестве зависимых переменных брались значения шкал каждого отдельного типа, а в качестве факторов использовались пол, возраст, жанр и частота игр. Буду рад конструктивной критике, комментариям и сотрудничеству.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|