Профориентация молодежи. Влияют ли компьютерные игры на выбор профессии?

У некоторых школьников уже совсем не за горами выпускные экзамены. И, как это часто бывает, они начинают задаваться вопросами «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» в самый последний момент. Хотя встречаются и те, кто думает об этом заранее (хотя может это скорее родители думают). Что же происходит дальше? Вариантов на самом деле не много:

  1. Родители сами выбирают, кем быть их ребенку и где учиться по известным только для них критериям;
  2. Ребенок просто выбирает место учебы и специальности по степени крутости (профессии или ВУЗа), личному интересу или другой причине;
  3. Находится психологкурстренингвебинар по профориентации или используется самостоятельно какая-либо методика, прежде чем будет принят окончательный выбор.

Профориентационных методик существует большое множество, но одной из популярных и часто применяемых является ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) Климова Е.А. Именно этот опросник, а точнее модификация А.А. Азбель, состоящая из 30 вопросов и будет использована в данном исследовании.

Перейдем непосредственно к компьютерам и играм. Родителям часто не нравится, что их чадо проводит свое время, порой много времени за компьютерными играми, считая это занятие бесполезным. А так ли это на самом деле? Может есть какая-то связь между предпочитаемыми ребенком играми и выбором будущей профессии? Это мы и попробуем выяснить.

Для сбора данных использовался онлайн тест ДДО в апреле 2018 года  в конце которого было добавлено несколько вопросов с нужными для исследования вариантами ответов:

  • Ваш возраст (менее 7 лет, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16-17, более 18)
  • Ваш пол (мужской, женский)
  • Если Вы играете в компьютерные игры, то какой жанр предпочитаете больше всего (Я не играю в компьютерные игры, Экшны (стрелялки, драки), Симуляторы (спортивные, экономические, жизни), Гонки, Стратегии (пошаговые, RTS), Логические игры (квесты, головоломки, шахматы и т.д.), Онлайн MMORPG, Карточные, Другой жанр, Играю во всё)
  • Если Вы играете в компьютерные игры, как много вы играете? (Я не играю в компьютерные игры, Менее 1 раза в неделю, 2-3 раза в неделю, Каждый день менее 1 часа, Каждый день 2-3 часа, Каждый день более 3-х часов).

Немного о выборке. Были отобраны люди в возрасте до 17 лет включительно – 3018 человек. Стоит отметить, что это все люди, пришедшие из поисковых систем, социальных сетей, либо по прямой ссылке на онлайн тест по профориентации, т.е. мотивом пройти этот тест было желание узнать сферу профессиональной деятельности, к которой имеется интерес и стремление (про задатки и способности речь не идет). Распределение по полу и возрасту можно увидеть на диаграмме:

Профориентация молодежи Влияют ли компьютерные игры на выбор профессии

Больше всего было девушек (75% прошедших тест), возраст 16-17 лет (62%). Что же касается игровых предпочтений данной аудитории, т.е. тех, кто основательно подходит к выбору своего будущего. 36% из них не играют в компьютерные игры, хотя на вопрос про частоту игры указали ответ «не играю» 43% опрошенных. Получается, что у 7% есть предпочитаемый жанр, но по какой-то причине они не играют.

Что же касается стремлений к определенным сферам, оказалось, что у большей части это «человек-художественный образ». Забегая немного вперед, приоткрою тайну – это из-за того, что у девушек статистически значимо предпочтение данной сферы, а как видно выше их значительно больше участвовало в тестировании, чем парней.

Если же рассмотреть предпочтение сфер в зависимости от пола, то неожиданностей (на уровне значимости <0,05) не было. У парней больше стремление в направлениях к технике и знаковой системе, у девушек к искусству.


А вот данные по возрастным предпочтениям несколько удивили. С увеличением возраста несколько увеличивается интерес к профессиям искусства и уменьшается к природе.

Закончим с базовыми половозрастными предпочтениями профессий и перейдем к тому, ради чего и затевалось исследование, а именно к связи предпочтения компьютерных игр и стремлению к различным сферам профессиональной деятельности.

Сфера «человек-художественный образ» – с одной стороны, чем чаще играют, тем меньше стремление к искусству, а с другой стороны – играющие в игры каких-то других жанров, неуказанных в опроснике более склонны к искусству.

В сфере «человек-человек» и «человек-техника» результат не удивил – те, кто меньше играет или не играет вообще, более настроены на живое общение и профессии, связанные с коммуникативной составляющей, а часто играющие предпочитают технику.


Что же касается жанров игр, статистически значимый результат показал только тип «человек-знаковая система». Они предпочитают логические игры и стратегии, в то время как гонки их интересуют менее всего.


И напоследок, один интересный факт – почему-то те, кто предпочитает гонки проходили данный тест значительно дольше остальных. Такое могло произойти, например, если человек отвлекается от прохождения теста, либо куда отходил, оставляя вкладку браузера открытой.


Итого:

  1. Парни больше предпочитают технику и знаковую систему, а девушки искусство.
  2. 36% детей в возрасте до 17 лет, озадаченные вопросом профориентации не играют в компьютерные игры.
  3. Увлеченность природой с возрастом теряется, а стремление к искусству увеличивается.
  4. Много играющие стремятся к техническим профессиям, а не играющие к гуманитарным.
  5. Те, кто предпочитает логические игры и стратегии больше стремятся к типу «человек-знаковая система».

Данные для исследования были получены с помощью сайта с психологическими тестами https://testometrika.com. Анализ данных проводился в программе STATISTICA с помощью дисперсионного анализа, где в качестве зависимых переменных брались значения шкал каждого отдельного типа, а в качестве факторов использовались пол, возраст, жанр и частота игр. Буду рад конструктивной критике, комментариям и сотрудничеству.

 

 



Просмотров: 724
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Ребенок играет в компьютерные игры. Стоит ли бить тревогу?
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.3: Исследования]
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • Мультфильмы и компьютерные игры: как они влияют на психику ребёнка
  • Компьютерные игры: добро или зло?
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.1: Нейрофизиология]
  • Почему многие мужчины так любят компьютерные игры?
  • Так ли страшны компьютерные игры, как их малюют?
  • Во всем виноваты компьютерные игры?
  • Развивающие компьютерные игры: за и против
  • Такие страшно забавные компьютерные игры
  • Соцсети, компьютерные игры и дофаминовая петля
  • Планшет и компьютерные игры, как остатки детского всемогущества
  • Компьютерные игры детям - разрешать или запрещать? Влияние игр на IQ ребенка.
  • Как "кошмарят" детей и подростков компьютерные игры. Родителям на заметку
  • Игры Vislinsky – коммуникативные развивающие онлайн игры
  • Метафорические карты и Т-игры (стенограмма одной игры)
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Люди играют в игры
  • Игры, в которые играют люди
  • Игры, в которые играют люди...
  • Игры, в которые играют люди
  • Люди, которые играют в игры.. А зачем?
  • MAFIA: игры, в которые играют люди
  • Игры, в которые играют люди: Крокодил
  • Тренинг по теории Эрика Берна трансактный анализ, из книги «Игры в которые играют люди».
  • Рецензия: Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»
  • «Заплатила много денег, и потратила много времени, и ничего» или игры в психотерапию
  • Чего человек боится больше всего?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь