|
Соцсети, компьютерные игры и дофаминовая петляАвтор статьи: Осин Денис Кузьмич
Сегодня мы говорим о компьютерных развлечениях и нейрофизиологии. Вообще психология поведения человека часто связана с физиологией и нейрофизиологией. Поэтому хорошо, чтобы ваш психолог имел базовое психологическое образование, о чём я регулярно пишу и говорю. Это нужно для того, чтобы понимать те процессы, которые происходят в организме, и которые могут сильно влиять на поведение.
Итак, дофамин. Дофамин – это один из нейромедиаторов (не пугаемся страшного слова) – веществ, которые химическим путём доносят до нашего организма какую-то информацию. Как вы догадываетесь, разные части организма не умеют разговаривать, но всё же доносят информацию друг до друга. Дофамин – это способ донести до мозга сообщение об удовольствии. И поэтому является важной частью химической системы вознаграждения мозга. Как только выделяется дофамин, мозг получает сигнал об удовольствии. Дофамин вырабатывается во время положительного, по субъективному мнению человека, события. Чаще всего к ним относят вкусную еду, секс, и вообще все приятные телесные ощущения. Например, когда вы греетесь под теплым солнцем лёжа в шезлонге, или когда идёте на массаж, или в сауну, бассейн, спортзал, на встречу с приятными вам людьми и т.д. Так как это субъективное восприятие, то у каждого будет свой набор действий и событий, которые способствуют выделению дофамина. Дофамин в обычной жизни:
Как всё это работает Происходит какое-то событие, приводящее к выбросу дофамина, мозг получает сигнал об удовольствии. Данное действие записывается как «правильное» и мы начинаем его повторять. Или как «неправильное» и мы начинаем его избегать. Как выяснили В 1954 году канадские учёные Олдс и Милнер провели эксперимент на крысах, которым вживили в мозг электроды и стимулировали участок мозга, отвечающий за синтезировнание дофамина. Когда крысам дали возможность нажимать столько раз, сколько они захотят, то счётчик нажатий дошёл до отметки 1000 раз в час. Было сделано предположение, что дофамин отвечает за получение удовольствия. Позже это подтвердилось другими исследованиями. А в 1993 году было проведено интересное исследование, которое уточнило специфику действия нейромедиатора дофамина. Эксперимент проходил по классической схеме формирования условного рефлекса. Звучал сигнал и после этого в рот обезьяне впрыскивался сок. Когда условный рефлекс был выработан, то обнаружили интересное: уровень дофамина рос сразу после сигнала, до того, как сок попадал в рот. То есть выяснили, что именно ожидание чего-то хорошего поднимает уровень дофамина в организме. Дальше, если хорошее происходило, то дофамин больше не рос, а вот если не происходило, то уровень удовольствия резко падал. Дофаминовая петля (дофаминовая ловушка) Это состояние, когда организм делает действия, дающие выброс дофамина, игнорируя всё остальное. Например, в описанном выше эксперименте с крысами, крысы нажимали на рычаг, добавляя себе удовольствие, вплоть до истощения. Они не ели, не пили, не спали. Только жали на рычаг до полного изнеможения.
При чём тут соцсети В 2001 году Брайан Кнутсон – нейробиолог из Стенфорда провёл и опубликовал исследование, что на самом деле дофамин отвечает за переживание предвкушения, а не переживания награды. Говоря человеческим языком, дофамин выделяется, когда мы ожидаем чего-либо хорошего. Получив это хорошее, организм закрепляет это действие как «правильное» и ожидает, что снова получит дозу дофамина от этого действия. И тут на сцену выходят соцсети. И заодно, компьютерные игры. Не секрет, что многие проводят в соцсетях большое количество времени просто пролистывая ленту раз за разом. Всё дело в том, что мозгу всё равно откуда берётся дофамин. И «лайки», которые мы получаем в соцсети для мозга аналогичны реальным достижениям и успехам. Потому что и там, и там он получает положительное подкрепление в виде дофамина. И тогда человек, как та крыса в эксперименте, сидит в соцсети и ждёт своего «лайка», чтобы получить порцию дофамина. Если вы думаете, что с человеком такое произойти не может, он же более разумный, чем крыса, то я вас расстрою. Роберт Хит в шестидесятых годах прошлого века, заручившись разрешением прокурора штата Луизиана, провел похожий эксперимент на человеке (который в семидесятых активно осудили). На самом деле, доктор так планировал вылечить молодого человека от гомосексуальных отношений (тогда они рассматривались как болезнь). Но попутно выяснилось, что человек, получив возможность стимулировать центр удовольствия делал это без остановки и активно противодействовал и возражал против прекращения. Он игнорировал еду, хотя был голоден, например. Так что человек, как и другие биологические существа, старается получить халявную (не прикладывая особых усилий) дозу дофамина с помощью «лайков» в соцсетях. Более того, недавно один из бывших сотрудников фейсбука Чамат Полихапития признался, что соцсети специально проектируются с учётом «дофаминовых петель быстрой обратной связи» - когда человек может быстро получить положительное подкрепление и дофамин.
Компьютерные игры Схожий механизм действует в геймдизайне при проектировании компьютерных игр. Игрок быстро и без особых усилий получает результат и поощряется за это новым уровнем, новыми скилами, новой бронёй или новыми возможностями. Более того, современные компьютерные игры часто замещают не только темы личных достижений и круто развитых навыков (вождения, например), но и дают возможность создать интерьер дома, выбрать персонажу одежду, сформировать гардероб и т.д. И всё это без особых усилий и затрат. Думаю, не открою вам ничего нового, если скажу, что многие считают свои достижения не менее реальными, чем достижения в настоящей жизни. А когда в настоящей жизни в оффлайне нет особых достижений, то игры и соцсети (то есть прокачанность навыков персонажа и количество подписчиков и лайков) становятся единственным успехом.
Что со всем этим делать В норме дофамин вырабатывается постоянно небольшими порциями. Мы выспались – удовольствие и порция дофамина. Вкусно поели – ещё порция. Надели одежду, которая нравится – новая порция. Предвкушаем поход в театр, кино, встречу с интересным человеком или свидание – порция дофамина. И это нормальная работа нашего организма. Наш мозг любит учиться. Схема обучения новому достаточно простая: «триггер – действие – поощрение». Так наш организм поощряет сам себя за достижения. Например, вы учитесь рисовать. Собираетесь нарисовать картину – триггер, пишете её – действие, получаете похвалу за удачное действие от преподавателя – поощрение. То, что не попало в похвалу может быть оценено как «неправильное» и забывается, уходит. Потом этот круг повторяется несколько раз и возникает устойчивое действие, записанное в нейронных связях: «писать картины – хорошо». И человек продолжает это делать. Я далёк от мыслей, что нужно срочно удалить аккаунты в соцсетях и никогда в жизни не включать компьютерные игры. Это часть современной жизни. И уже достаточно существенная часть. Важно помнить, что есть реальный мир и реальная жизнь. И наполнять реальную жизнь интересными делами, приятными встречами, замечательными людьми, вкусной едой, красивой одеждой, хорошим отдыхом и так далее. То есть делать так, чтобы дофамин равномерно выделялся в реальной жизни. Наполняйте свою жизнь красками. Добавляйте новые ароматы и удаляйте то, что вам не нравится. Тогда реальная жизнь будет радовать больше, а виртуальная не будет так сильно добавлять дофамина, чтобы это стало зависимостью.
И на сладкое:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|