|
"Грязные игры", или почему детей так тянет в песочницуАвтор статьи: Растос Екатерина Леонидовна
ПЕРВЫЙ ПРОДУКТ ТВОРЧЕСТВА. Большинство родителей пугает ситуация, когда они застают своих малышей за игрой с собственными экскрементами. Кроха может разглядывать их, трогать и даже пытаться соорудить из них «нечто». Часто при виде таких «уж слишком грязных» игр мамы-папы приходят в ужас, стыдят ребенка, наказывают его. На самом деле ничего патологического в интересе к продуктам жизнедеятельности своего организма нет. На инстинктивном уровне у карапуза есть желание обладать этим «творением» своего организма, как-то взаимодействуя с ним, ведь играет же он со своими руками и ногами, трогает уши и нос, так почему же с этим нельзя? Кроха не понимает вашего бурного недовольства его играми с фекалиями. Яркая негативная реакция родителей у одного малыша может задавить только что пробудившиеся творческие порывы. А у другого — спровоцировать желание «спрятать» от взрослых свое «произведение искусства», и тогда он будет охранять его лучше, чем музеи мира свои экспонаты, — просто сдерживая позывы к дефекации, что может привести к хроническому запору. Но все это не означает, что стоит позволять карапузу возиться со своими испражнениями. Необходимо переключить внимание ребенка на что-то другое — предложить ему более "чистоплотную» альтернативу. ДОМ НА ПЕСКЕ. Можно лепить из пластилина, соленого теста или глины. Но все же самым полезным материалом считается мокрый песок, из которого можно сотни раз выстраивать композиции, вто время как тесто и глина затвердевают и не дают такой возможности. Песок — это самый «детский материал». Вспомните свои ощущения, когда вы оказываетесь в песочнице с крохой или на песчаном берегу моря. Большинство людей в эти моменты обращаются к своему «внутреннему ребенку» и с огромным удовольствием роются в песке руками, орудуют лопаткой и строят куличи. Малышу же игры с этим материалом не только доставляют радость и веселье, но и позволяют на подсознательном уровне понять законы жизни: все меняется, что-то заканчивается, разрушается, но на его место приходит нечто новое. Ведь из песка можно построить целый мир, потом сломать его, не чувствуя страха, и построить другой мир — даже более прекрасный. Еще одна прелесть песка заключается в том, что ребенок любого возраста найдет применение этому материалу, соответствующее его интересам и потребностям. Двухлетний малыш просто копается в песке и с восторгом разбрасывает его, выплескивая таким способом все накопившиеся страхи и тревоги (поверьте, даже у такого крохи они есть). После игр с песком карапуз обычно лучше спит, становится спокойнее, уравновешеннее. К четырем годам начинается второй этап игр — «сооружение» нор, ходов, туннелей, башен. Ребенок в этом возрасте вступает в так называемую генитальную стадию развития, а соответственно, вовсю интересуется различиями между мальчиками и девочками, знает уже о физиологических отличиях в строении их тел. На подсознательном уровне, выкапывая глубокие норы, в которых можно спрятать все, что душе угодно, ребенок воспроизводит символы женского тела, таинственных процессов зачатия, беременности и рождения, а возводя высокие башни — символы мужского тела. В шесть лет малыш с удовольствием строит уже целые замки, города и миры из песка. Появляются сюжеты «войнушки», где обычно соблюдаются три стадии игры: • хаос, из которого что-то создается; борьба «плохих» и «хороших» персонажей; победа «хороших» и создание ими нового, более правильного и справедливого порядка вещей. Так дошколенок постигает устройство мира, учится тому, что решение есть у всех проблем. Он может несколько дней проигрывать эти циклы, «заселяя» песок разными персонажами. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. Маленький человечек, который только научился связно говорить, никак не может словами описать свои переживания и тревоги. На помощь снова приходит «волшебный» песок. Недаром одним из методов психотерапии является работа с этим материалом. С его помощью можно воспроизвести жизненную ситуацию, выстроить свой мир таким, какой он есть, а потом легко превратить в тот, каким его хотелось бы видеть. Попросите сына или дочь построить ваш дом и «поселить» в него вашу семью (нарисовав человечков на песке или использовав фигурки людей или предметы) и посмотрите, что получится. Малыш почему-то «забыл» о младшем братике? Вероятно, он все еще испытывает стресс от появления нового члена семьи. Папа ребенка давно живет с новой семьей в другом городе, но малыш «поместил» фигурку мужчины в ваш дом? Как вы думаете, о чем мечтает кроха? А может, вашему чаду для полного счастья не хватает всего-навсего собаки или велосипеда?.. Специалисты отмечают, что малыш, который регулярно играет с песком, реже страдает психосоматическими заболеваниями. В младенческом возрасте все психологические проблемы человека выражаются в телесных недугах: необоснованном повышении температуры, простудах, рвоте, диарее, запорах. Но если тело имеет возможность снять психологическое напряжение иным способом, болезни отступают. Во время игр в песке тело с помощью пластики рук «рассказывает» о своих переживаниях и таким образом из-бавляется от них. Кстати о запорах: одной из их причин может стать брезгливость, отвержение всего негативного в себе, которые появляются у некоторых детей в возрасте 2-3 лет. Малыш считает: для того чтобы его любили, он дол¬жен быть идеальным, «чистым». Песок и в этом случае выручает: он показывает, что и из грязи можно сотворить нечто краси¬вое, убеждает ребенка в том, что вы будете любить даже «чумазого трубочиста». В этом случае полезны совместные игры с роди¬телями (карапуз увидит, что вы не боитесь испачкаться, а значит, и ему не стоит этого бояться). Вы не задавались вопросом, почему одно из любимейших занятий детей на пляже — зарываться в песок, да и взрослые этим тоже часто балуются? А дело втом, что, зарывшись в песок, мы как будто возвращаемся во внут¬риутробное состояние, а потом «рождаемся» заново. Так же действуют и грязевые ванны, принимаемые на курортах. Недаром люди, возвращаясь с такого отдыха, говорят: «Я как заново родился!» Это отчасти правда: тело в какой-то степени обновляется — меняется генетическая память клеток. УЧИМСЯ ИГРАЯ. Песок не только отличный материал для увлекательнейшей игры и терапии, он еще и занимательное «учебное пособие». На песке можно пальцами или палочкой рисовать геометрические фигуры, буквы, цифры, не¬сложные рисунки (домик, дерево и т. д.). С его помощью можно постигать даже азы гео¬графии и ботаники. Если есть возможность, то стоит обзавестись домашней песочницей — небольшим подносом с высокими борти¬ками, дно которого выкрашено в синий цвет. В ней можно выстроить из песка материки и играть в игры наподобие «кто где живет» и «что где растет» (благо фигурок животных и растений сейчас можно найти великое множество). ЗНАЮ, ЧТО ДЕЛАЮ! Чтобы занятия в песочнице (как дома, так и на улице) приносили только удовольствие, сразу оговорите правила игры: нельзя раз¬брасывать песок дома или бросаться им в соседей по песочнице в парке, играть в «парадном обмундировании» (нарядном платье или новых шортах) или с найденными в песочнице предметами (испражнениями животных, стеклышками от бутылок и т. д.). И никогда не стыдите ребенка за то, что он вымазался. Просто заранее подготовьтесь к «грязным» играм: оденьте кроху в соот-ветствующую одежду, возьмите на прогулку влажные салфетки и т. д. И помните, что у малышей еще очень сильны инстинкты. Поэтому если они что-то делают с песком — значит, им нужно сделать именно это. Когда ребенок зарывается в него по шею, значит, хочет снова почувствовать себя в безопасности, как в мамином животе, если просто пересыпает сухой песок — хочет успокоиться, если играет «в войнушку» или строит песочные города — хочет проиграть какой-то жизненный сценарий. Что бы ни делал карапуз (конечно, в разумных рамках), ему нельзя мешать. Поверьте: в этом возрасте благодаря инстинктам он себе не навредит. Так же как животное, не читавшее учебник по ботанике, не съест ядовитое растение. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|