|
Песок сквозь пальцы или «Песочная терапия»…Автор статьи: Косинцев Владимир Георгиевич
Песок сквозь пальцы или «Песочная терапия»… Каждый взрослый помнит своё детство… кто-то урывками и фрагментами, кто-то может припомнить день и час, когда в его мире происходили ВАЖНЫЕ события: обидела мама или бабушка, наказал, ну совершенно незаслуженно, папа… Мама прижала к себе и что-то шепотом говорила на ушко и ребенку становилось так тепло и празднично, что большего и желать не хотелось… Но шло время, ребенок взрослел, становился умнее, мог критически оценить те самые забавы из детства, которые когда-то приносили столько радости и удовольствия… Но что же произошло с этим «странным» взрослым, который так самокритично «наказывает» себя-малыша? Сколько времени понадобится теперь уже большим тетям и дядям, чтобы снова вернуть себя в детство? Есть ли «обратный» путь в наше забытое «тогда», отражаемое сегодня глазами детей, время, когда мир казался таким огромным… Даже путешествие из одной комнаты в другую могло превратиться в игру или поход. Сколько времени утекло с той поры, вообразить сложно, однако мы пытаемся, не часто, к сожалению, принять правила Игры, которую нам предлагает Жизнь. Пусть не часто, пусть в тайне от других (а ведь прячемся мы не от кого-то, от самих себя, не признаваясь в этом), но ведь хочется отвлечься от будней и окружающей действительности…. Однажды, устанавливая программы на мой ПК, программист спросил о том, какие «игрушки» установить на него. Этот вопрос меня скорее удивил, чем озадачил. Ответ был однозначным: «Я не играми собираюсь заниматься, а работой…». «Да не может быть, ведь иногда все-таки хочется хотя бы в «косынку» сыграть», говорит он мне. И действительно, не замечая, зачастую мы выбираем одну из предложенных «системой» игр и увлеченно, «с головой» пускаемся в виртуальные приключения. Но ведь эти игры и правила, навязанные нам, несут некий смысл? Они придуманы кем-то и для определенной цели, надо полагать? Так что же они по своей сути? Намеренное желание отвлечь нас от самих себя? Или, на более сложном информационном уровне, управлять нашим подсознанием, направляя наши мысли и энергию туда, откуда они без посторонней помощи уже не смогут выбраться? Есть такой термин, как «невроз навязчивых состояний», форма отреагирования, которая осуществляется только рефлекторными механизмами организма, затрачивая впустую огромное количество энергии. Той самой Энергии Либидо, которая могла бы быть направлена на творчество, самореализацию, на формирование желаемого, на утверждение каких-либо качественных характеристик личности или воплощение задуманных планов. Давайте задумаемся, кому и для чего нужна наша с вами Энергия, данная Небом для нашей, а не чьей-то жизни… В данной статье – это лишь лирическое «отступление», а мы же возвращаемся к нашим «забавам»… Игра в песок или игра в песке… и понятно и не совсем. Попробуем разобраться. Для дитя сама по себе игра – лишь игра, в ней нет определенных целей и задач, которые ребенок должен (никому он не должен в этом возрасте) реализовать. Для него важен только процесс, его протяженность во времени и пространстве. Все остальное начнет наполняться смыслом к 12-13 годам, когда будут полностью сформированы лобные доли головного мозга, отвечающие за анализ происходящих событий. Именно в этом возрасте, который совпадает с пресловутым «переходным» возрастом, человек начинает делить мир на фрагменты и части. Что из этого получается можно судить по статистике нарушений в эмоционально-волевой сфере человека. А таких нарушений – «воз и малая тележка». Намеренно не привожу статданных, поскольку важно понять саму суть, они, эти нарушения, действительно существуют. Ну теперь мы вплотную подобрались к нашему «песку». У песка есть свойство текучести, как, впрочем, у воды. «Он «течёт» сквозь пальцы», говорим мы. Мелкий сухой песок способен «петь», «течь», формировать замысловатые узоры на твердой поверхности, если ему передать вибрацию… Может поэтому его используют в технике «песочной» терапии, оказывающей благоприятное воздействие на «играющего». Сама техника не замысловатая, приспособления для ее осуществления также просты: ящик, окрашенный внутри голубым цветом (цветом воды – символом бессознательного), набор игрушек, называемых кататимными предметами («ката» означает «положение», «состояние», «тимос» - душа). Получилось – состояние, соответствующее внутреннему переживанию. Вода и песок дополняет данный «набор». Воображение человека – заключительный элемент песочной терапии, тесно связанный с потенциалом бессознательного. «Велосипед» придумал Юнг, осталось «сесть», «оттолкнуться» и «поехать». Есть проблема, «берег», или бортик ящика, игрушки, символизирующие состояние клиента. Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка». «Этот Ребенок прокладывает путь к будущему преображению личности…», говорит Юнг. Исследования убеждают нас в том, что при воздействии травмы на развивающуюся психику ребенка, возможно её расщепление, при этом разные комплексы организуют и ведут себя в соответствии с определенными архаичными паттернами, состоящими из персонифицированных «существ». Применение песочной терапии способствует активизация архетипа ребенка и, таким образом, появляется возможность интеграции расщепленной в результате травмы психики, создавая безопасное пространство, в котором травматический материал может быть проработан в игровой манере, придавая негативному опыту видимую форму. Детские фантазии, впечатления, эмоции и воображение чрезвычайно сильны. Именно они формируют творческий ресурс личности. Взрослея, мы часто теряем связь с целительным источником. Возродить внутреннего ребенка, обратиться к силам души помогает воображаемое возвращение в песочницу из нашего детства, где «готовятся пирожки», строятся крепости и ведутся сражения… От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её трансформация, создание новых сюжетов придает работе подобие ритуала. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний. Если мы работаем над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, зрительный образ является очень важным. «Он (архетип ребенка) воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума; воплощает пути и возможности, о которых наше одностороннее сознание не имеет никакого представления... Он выражает самое сильное и непреодолимое стремление каждого существа, а именно – стремление к самореализации». (К.Юнг).
Владимир Косинцев, школьный психолог Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|