|
Секреты души в зеркале песочной терапииАвтор статьи: Шуликова Ирина Викторовна
СЕКРЕТЫ ДУШИ В ЗЕРКАЛЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
У каждого психолога или психотерапевта имеется свой профессиональный «чемоданчик» методов и методик, техник и всевозможных приемов психологической помощи. В процессе работы эти рабочие инструменты выстраиваются в определенную иерархическую структуру, появляются свои фавориты. Одним из любимых направлений моей психологической практики в последние годы стала песочная терапия. Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, который утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике". Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, направляет ее на развитие личности. Песок действует на детей взрослых как магнит. Прежде чем они успеют что-то осознать, их руки погружаются в сыпучую массу, сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы и сказочные истории. Игра с песком снимает напряжение, поднимает настроение, помогает избавиться от негативных эмоциональных переживаний. Песок дает возможность смены сюжета и событий. Специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. В подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает собственный мир. Используя осязание, обоняние и зрение, он воплощает в физическую форму свои самые потаенные, сознательные и бессознательные мысли и чувства. Часто человек не может понять и вербализовать источник своих трудностей, боли или конфликта. Песочная терапия обеспечивает такому клиенту возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. В песочной терапии клиент создает сюжеты и образы в ограниченном пространстве, которое обеспечивает психолог с помощью подноса с песком, воды, различных объектов и материалов. Это своего рода контейнер для показа психической жизни клиента. Психолог обеспечивает безопасную и принимающую среду, в которой человек может позволить своему внутреннему голосу говорить. Песочная терапия является практическим методом, который выстраивает мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, невербальным и вербальным. Она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которые легко изменять. Это продвигает к ощущению себя «создателем» своей жизни. Технологии песочной психотерапии позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Песочная терапия обеспечивает доступ к самому ядру души. В образах представляется то, что происходит во внутреннем и внешнем мире. Создаваемый клиентом мир предоставляет возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения на плоскость песочницы, фантазий и своих внутренних побуждений. Этот метод прекрасно работает и с детьми, и со взрослыми, индивидуально и в групповой терапии. Это может быть спонтанное построение собственного мира и работа по определенной теме. Приведу несколько примеров из групповой работы со старшеклассниками (16-17 лет). Ребятам было предложено выбрать фигурки, которые бы ассоциировались с ответом на вопрос: «Я в этом мире» - кем или чем я себя ощущаю, что составляет мой мир, мои ценности, мои проблемы, чего мне не хватает и т.д.? Каждый участник делал свою расстановку, объяснял свой выбор, отвечал на вопросы. Юноша: лупа – я человек, познающий мир; милиционер – существуют правила, которые нельзя нарушать, но очень хочется; человек, стоящий перед неизвестностью, человек, который движется. Девушка: клоуны – я и мой самый близкий друг, сердце – главное в жизни – чувства; семья, дети. Важно жить в гармонии с природой, любить животных. Юноша: пожарная машина – в детстве мечтал стать пожарником, бегать со шлангом; арбуз – ассоциируется с детством, когда жил в селе; когда ешь арбуз, вроде все косточки выбрал, и все равно неожиданно попадаются – это как преграды в жизни; тигр – охотник, ищет приключений; Танк – иногда люблю поиграть; деньги – поступаю на банковское дело. Девушка: хамелеон – я подстраиваюсь под ситуации; коровка – хочется ярких красок, людей; ракета – мой старт; человечек – когда-то появится, который будет защищать от внешнего мира. Юноша: замок – домик, стремление к своему дому, который построю; кот – символ борьбы за свои цели, взгляды, важно добивать, но не просто, побороться; деньги – планирую заработать и приумножить; рулетка – должен быть азарт, просто жить скучно. Девушка: ангел – человек создан для чего-то высокого, предназначенного свыше, я верю в судьбу, не все зависит от человека; звезда – не плывет по течению, остается собой, не как все; свисток – поступать на тренера по волейболу; духи – нынешнее настроение – хочется, что бы все расцветало; пауки – люблю и боюсь, страх и любовь. Это расстановки выпускников, стоящих на пороге взрослой жизни. Каждый по-своему проходит период юношеского самоопределения, поиска собственной идентичности. В этих маленьких песочных композициях ярко высвечиваются глубинные потребности, страхи, опасения, просматривается система жизненных установок и ценностей. Все они очень разные: готовые бороться и живущие в рамках, верящие в себя и в судьбу, обращенные в прошлое и в будущее. Я очень рада, что в моей практике появился этот уникальный психотерапевтический метод, позволяющий прикоснуться к таинству чужой души.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|