|
Песочная терапия сегодня. Как это может бытьАвтор статьи: Томша Елена Юрьевна
Песочная терапия - метод, позволяющий установить контакт со своим внутренним миром, с глубинным содержанием своей души, с бессознательным.
Основатель глубинной психологии К.Г.Юнг утверждал, что мы осознаем примерно одну десятую содержания своей психики, остальные девять десятых представляют собой невидимую, подводную часть айсберга.
Песочная терапия (Sandplay) – метод, возникший в русле юнгианской глубинной психологии еще в первой половине ХХ столетия. Автором этого метода является швейцарский аналитик Дора Калфф, ученица К.Г.Юнга. В основе работы — «создание свободного и защищённого пространства», в котором клиент может выражать свои чувства и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay», 1980). В нашей стране Песочная терапия появилась значительно позднее, но сейчас набирает все большую популярность в силу высокой эффективности и широкого круга вопросов, решаемых с ее помощью. Сразу хочу оговорить, что Песочная терапия (Sandplay) – это не рисование песком на световых столах, как считают многие, видевшие красивые видеозаписи в соцсетях. Это терапия, совместная психологическая работа песочного терапевта и клиента над его проблемой или запросом, для чего создается некая «модель» травмирующей или требующей разрешения ситуации, и располагается она на песке в подносе, который и называется юнгианской «песочницей».
Классическая песочница представляет собой деревянный ящик, дно и внутренние борта которого окрашены в голубой цвет. Песочница заполняется чистым, приятным на ощупь песком. Она служит моделью мира - песок символизирует землю, из него можно создавать ландшафты (холмы, горы, впадины, кратеры вулканов), голубые стены создают видимость воздуха, на дне появляются водоемы (если разрыть песок, открывается кусочек голубого пространства, похожий на озеро, море, реку). Прикосновения к песку целительны сами по себе. Вспомните, что происходит с людьми, когда они приезжают на море и приходят на пляж. Они располагаются на песке, и через некоторое время начинают гладить его, перебирать и пересыпать, закапывать свои (или партнера) руки и ноги, рисовать на нем знаки и тут же стирать их одним движением. Это действует успокаивающе, умиротворяюще.
Эту способность песка снимать напряжение знали древние, не случайно в некоторых культурах перед храмами ставили чаши с песком и водою, чтобы человек мог очиститься физически и духовно перед сокровенным общением с высшими силами. Все в этом мире развивается, не стоит на месте и песочная терапия. В настоящее время помимо классической песочницы используются самые разные варианты. Так для индивидуальных консультаций или групповых тренингов у меня, например, есть целая коллекция подносов разных цветов и форм, а также, помимо чистого морского песочка есть на выбор кинетический песок (он мягкий, еще его называют «живым» песком за очень интересные эффекты), или пески разного цвета (смотрится красиво, но на ощупь я их не люблю, они шершавые и жесткие, в отличие от мягкого и нежного натурального песка).
Контакт с песком – это начало работы, это настрой. Мягкий или сыпучий, сероватый, бежевый или разноцветный – песок станет основой, ареной, на которой проявится проблемная ситуация. Прежде, чем создавать свою композицию, песок нужно «разбудить» - коснуться, погладить, почувствовать с ним контакт. Это приходит через прикосновения рук к прохладной поверхности, через ощущения в кончиках пальцев. Кому-то хватает пары мгновений, кто-то долго и тщательно "разминает" и разглаживает свою «песочницу", - все очень индивидуально.
Но вот наступает момент, когда внутри возникает чувство - достаточно, пора двигаться дальше, и начинается подбор фигурок, расстановка их на песке, поиск того варианта, когда все будет "так, как оно есть", "все на своих местах". Нужно сказать, что процесс этот совершенно особенный, очень не простой, и захватывающий.
Клиенту предоставляется доступ к коллекции фигурок для песочной терапии, обычно, весьма обширной. Если говорить о моей – то это большой шкаф, сверху до низу заполненный домами и замками, деревьями и цветами, камнями и ракушками, зверями, птицами, рыбами, насекомыми, детьми и взрослыми, Феями и Героями, Красавицами и Чудовищами, Ведьмами и Магами, мифологическими персонажами и… все не перечислить!
Фигурки символизируют собой как реальных людей (при работе над отношениями мы находим фигурку для себя, мамы, папы, мужа, детей, подруги и т.д.), так и чувства (змеи и пауки часто используются для изображения страха, или состояния (птица с распростертыми крыльями как символ вдохновения или свободы) и т.д.
Очень часто те, кто впервые пробуют песочную терапию, испытывают в этот момент огромное замешательство, кажется, что ничего не получится, в голове полное отсутствие мыслей. Самое главное здесь — начать, процесс поиска захватит и позовет за собой! Преодолев первую растерянность, люди начинают изучать содержимое шкафа, перебирать и рассматривать фигурки, нерешительность как ветром сдувает, и вот, смотришь, а на песке уже собралась компания – можно приступать к работе!
Ни одна песочница не похожа на другую. И каждая имеет глубокий смысл, потому что является отражением внутреннего состояния своего создателя. Что дальше? Клиент рассказывает мне о своей композиции, о ее обитателях, я внимательно слушаю, задаю вопросы, обращаю внимание на эмоциональные и телесные реакции человека.
Рассказывать о своей проблеме над песочницей гораздо проще, чем без нее. Ты видишь ситуацию со стороны, это позволяет «выйти» из нее, отстраниться, дистанцироваться. Это снижает цензуру сознания, потому что об участниках песочной картины мы говорим не как о родных людях клиента (маме, муже, подруге), а как о герое сюжета: «Чего хочет Пират?», «Что сейчас чувствует Загнанная Лошадь?», «Что Ведьма может сделать Ребенку?», «О чем грустит Русалочка?» и т.д. Мы, вроде, сказку разбираем, и появляется возможность говорить о реальных чувствах и эмоциях, которые в обычной жизни человек воспитанный позволить себе не может. Здесь можно наконец-то сказать Обезьяне: «Перестань лезть в мою жизнь. Займись наконец своей! Мне надоела твоя навязчивость и бесцеремонность!». В общем, «спустить пары» и отвести душу. Особенно хорошо это получается у детей. Поняв, что на песке можно все (у нас всего два ограничения: не есть песок и не разбрасывать из песочницы по кабинету), они с упоением воюют, закапывают в песок негодяев, с позором выгоняют Бабу-Ягу, в общем, чувствуют себя героями, спасающими мир и устанавливающими в нем мир и благоденствие. В чем смысл Sandplay – игры в песок? Человек имеет возможность увидеть свою ситуацию со стороны. Это дает возможность по-иному взглянуть на ситуацию и изменить к ней отношение. Человек имеет возможность выразить сдерживаемые чувства и эмоции, пережить их при поддержке психолога, освободиться от накопленного в душе груза негатива. На песке чаще всего проявляется то, что имеет большое значение для разрешения ситуации, но в обычной жизни ускользает – истинная причина проблемы или, наоборот, скрытые ресурсы, которые помогут с ней справиться. При этом стоит заметить, что песочная терапия хороша не только для работы со сложными жизненными проблемами и тяжелыми переживаниями, но и для насыщения себя позитивом, восстановления сил, поиска новых ресурсов и источников вдохновения.
С какими проблемами мы работаем в песочнице? - сложные, конфликтные взаимоотношения с родными, близкими, коллегами, друзьями, существующие в настоящее время - детско-родительские отношения - ситуации, которые воспринимаются клиентом как «безвыходные», повторение одного и того же, «хождение по замкнутому кругу» - повторяющиеся ситуации негативных отношений (встречается один и тот же тип мужчин или женщин; ситуации разворачиваются как будто по одному и тому же сценарию) - психосоматика (проблемы со здоровьем, когда врачи не находят соматических причин для заболевания или видят психологические причины, и направляют к специалисту). Сюда относятся головные боли, аллергии, нарушения желудочно-кишечного тракта, астма, энурезы у детей и т.д. - родовые сценарии, т.е. повторение несчастливых событий и жизненных сюжетов, проходящих по семье, то, что называется «рок», «несчастливая судьба» (например, женщины рода (мама, бабушка, сестра или тетя клиентки) рано остаются без мужей и в одиночку растят детей, или определенный тип мужчин или женщин: пьющие мужчины, «замороженные» женщины и т.п.); - неприятные эмоциональные переживания: страхи, тревоги, постоянное ощущение, что должно произойти что-то нехорошее - агрессивность, "капризность", застенчивость и пугливость у детей - ситуации, в которых требуется совершить выбор, но клиенту никак не удается это сделать (сохранять ли существующие тягостные супружеские отношения, выбор между двумя вариантами близких отношений, выбор места работы и т.д.) — саморазвитие, поиск внутренних ресурсов, активизация творческого потенциала... и со многими другими.
Фото, сопровождающие эту статью, были сделаны и размещены с согласия участников. Фрагменты сессии не постановочные, по договоренности с участниками работа была настоящая, но сопровождалась профессиональным фотографом, сумевшим, на мой взгляд, уловить и передать атмосферу, возникающую в процессе песочной терапии.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|