|
Песочная терапия, SANDPLAY, или «Сад души»Автор статьи: Безрученко Алевтина Анатольевна
Руки часто знают, как распутать то, К.Г.Юнг Вспомните, как в детстве с упоением вы возились в песочнице во дворе, лепя куличики и угощая родителей! Как с удовольствием строили замки на песке на берегу моря! Именно в песочнице ребенок впервые создает свой мир – строит первый в жизни дом, создает семью. И все это – Мир Ребенка, где он чувствует себя защищено и уверенно. И это – отражение нашего Взрослого мира. На первый взгляд метод довольно прост: клиент в ящике с голубом дном и наполненным песком строит мир (проблему) из фигурок и различных материалов. Клиент выбирает все то, что нравится или пугает, как бы «просится» быть взятым или отталкивает. Он может намочить песок или оставить его сухим, может построить рельефный ландшафт или практически не прикасаться к песку. Метод строится на теории К. Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Кроме того, известно, что песок «заземляет», поглощает негативную психическую энергию человека, стабилизируют его эмоциональное состояние. В работе психолога – это мягкий, экологичный метод, который может применяться и в детской, и во взрослой практике, в индивидуальном и групповом режиме. В песочнице есть замечательная возможность почувствовать себя Творцом, настоящим волшебником! Ибо создается мир, подвластный создателю песочной картины. Герои играют роли, какие он хочет, события разворачиваются так, как ему необходимо. Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, и ребенок, и взрослый, приобретают бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Этот опыт в виде концентрата попадает в бессознательное. Проходит какое-то время (срок для каждого - индивидуален), когда в поведении ребенка и взрослого происходят определенные изменения. Они начинают применять в реальности свой «песочный» опыт. Все это говорит в пользу того, что песочница – это место для общения человека с самим собой и символами реального мира, это сад души, к которому можно прикоснуться и навести символический порядок. Кроме того, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого, увидеть и почувствовать, как хрупок мир другого человека. Я до сих пор помню то удивление, которое возникло, когда я видела песочную картину, построенную моим мужем! А как интересны картины детей, подростков! Как отличаются песочные картины мальчиков и девочек! Какие разные истории они рассказывают о построенной стране – безысходные, страшные, грустные, радостные, волшебные, наполненные миром и войной! Здесь и истории о первой несчастной любви и нахождение на символическом уровне выхода из этой ситуации. Здесь может быть и смерть, и болезнь, и свадьба, и счастливая семейная жизнь, и профессиональная деятельность. Очень часто дети проигрывают в песочнице сюжеты увиденных страшных мультиков, взрослых (совершенно недетских по содержанию и смыслу) компьютерных игр. Иными словами, на песочном поле и дети, и взрослые строят и рассказывают то, что наиболее актуально для них в этот момент, через фигурки рассказывают о своем текущем эмоциональном состоянии, о своих мечтах, надеждах и трудностях. В России песочная терапия получила развитие сравнительно недавно, тем не менее популярность этого метода растет год от года. Появляются новые статьи, книги, создаются разнообразные коррекционно-развивающие, обучающие программы с использованием песка для детей, подростков, семей. Песочная терапия может быть рекомендована, если ребенок или взрослый: • не способен объяснить словами то, что он чувствует или думает; • много говорит, интеллектуализирует и рационализирует проблему, избегая ее решения, • ограничен в проявлении своих чувств или находится в состоянии фрустрации; • переживает экзистенциальный кризис; • остро переживает возрастной кризис; • запутался; • борется с решением, которое должен принять; • имеет заниженную самооценку, • имеет психологическую травму (переживших сексуальное, физическое и эмоциональное насилие, столкнувшихся с травматическими событиями), • часто чувствует, что его «не слышат».
Возможные темы для работы в песочнице: «Построй мир, страну, которую хочешь» «Диалог в песочнице» (для семейной пары, и картина строится молча, разговаривать нельзя) «Мои ресурсы» (чем я наполняюсь) «Моя самооценка» «Страхи в песке» «Карта жизни» (осознание прошлого, настоящего и будущего) «Я и моя тень, или Что я не признаю в себе» «Путь в профессию» (для подростков) «Мир зрелой личности» «Мир незрелой личности» «Моя семья» «Семейное дерево» «Кто живет в моем сердце» «Река жизни» (размышление о своем жизненном пути) «Мои цели» (осознать долгосрочные и ближайшие цели). «Мои разные Я» и многое другое. В заключении хочется добавить слова Джут Аттертон, ирландского юнгианского аналитика о том, что песочная терапия – «обманчиво простая техника, при всей кажущейся простоте ее использования это глубинный и тонкий инструмент, который требует от терапевта постоянного профессионального развитии и движения по пути к индивидуализации» [2]. Построить свой мир, разрушить и вновь создать, ощутив себя Творцом - что может быть прекраснее?!
При подготовке статьи были использованы следующие источники:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|