|
Песочная терапия - уникальный метод в решении психологических проблем.Автор статьи: Овсянникова Лариса Александровна
Песочная терапия - уникальный метод в решении психологических проблем.
Часто руки знают, как решить загадку, История песочной терапии началась в первой декаде 20-го столетия, когда английский писатель Г. Уэллс написал о том, как он, наблюдая за своими двумя сыновьями, играющими на полу с миниатюрными фигурками, понял, что они прорабатывают свои проблемы, которые появились у них в отношениях друг с другом и другими членами семьи. В 1911 году он написал книгу «Игры на полу», которая и вдохновила появление песочной терапии. В книге Уэллс описал спонтанную игру, в которую он играл со своими сыновьями, используя миниатюрные фигурки и маленькие предметы. В последствие, игру с песком, как методику диагностики и консультирования, впервые описала английский врач - педиатр М. Ловенфельд в 20-годах прошлого столетия. Ее целью было найти достаточно привлекательный для детей способ, с помощью которого психолог и ребенок могли бы общаться, а ребенок мог бы свободно выражать свои чувства и мысли, не прибегая к помощи слов. Как песок, так и вода могут перенести человека в ранние переживания детства. Какая же связь между игрой и психотерапией? Игра для ребенка – это ведущий вид деятельности, одно из средств коммуникации, а главное – уникальная возможность самовыражения. Именно в игре ребенок выражает себя более спонтанно и естественно. Ему гораздо легче рассказать о том, как он относится к себе, к родителям, к событиям в своей жизни не словами, а используя фигурки и свое воображение. В свободной игре ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитые негативные события не развиваются в психическую травму. Очень важно то, что отрицательные эмоции, напряжения и страхи, которые в обычном общении ребёнок подавляет или стесняется выразить, высвобождаются, как правило, в игровой ситуации. Поэтому игра является мощным и безотказным психотерапевтическим инструментом. Какова идея песочной терапии? Для многих людей, а в особенности для ребенка очень трудно выражать словами свои чувства, переживания, ощущения. Возможно, сложность заключается не только в том, что человек не может подобрать нужных слов, а скорее в том, что рассказ о своей внутренней жизни - это всегда риск, это всегда очень волнительно и порой небезопасно. К.Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике» Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание своего бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний конфликт. Как это происходит? В кабинете стоят специальные деревянные ящики. Их внутренняя поверхность окрашена в голубой цвет. Голубой цвет символизирует воду и воздух. Ящики до половины наполнены песком нежно-желтого цвета. В одной песочнице находится мокрый песок, в другой – сухой. Клиент (ребенок или взрослый) самостоятельно выбирает, с каким песком ему хочется взаимодействовать здесь и теперь. Сухой песок имеет легкую структуру, он теплый, успокаивающий, медитативный. Мокрый песок побуждает к действию, созиданию. Он более «послушен», из него легко строить различные конструкции. В мокром песке клиент может выразить злость, проявить терпение, побороть страх. На полках стоят различные фигурки небольшого размера. Они подобраны таким образом, чтобы у клиента была возможность отобразить как реальные события, так и фантастические: дома, деревья, камни, многочисленные животные и птицы, различные виды транспорта, сказочные герои, люди различных профессий и т.д. В песочнице с влажным или сухим песком клиент расставляет миниатюрные фигурки и создает различные картины. Используя осязание, обоняние и зрение, он переносит вовне состояние своего внутреннего мира, свои сознательные и бессознательные мысли и чувства. Каждая фигурка, выбранная клиентом, отражает его уникальный взгляд на этот мир. Иногда, достаточно нескольких фигурок, чтобы помочь увидеть внутренний конфликт, застарелую травму или нынешнюю боль. Песочная терапия обеспечивает возможность представить в образах то, что происходит во внутреннем или внешнем мире, каждого, кто решил оставить «свои следы» на песке. В чем достоинство этого метода? Прежде всего - в своей естественности. Естественная потребность людей быть в контакте с землей породила идею терапии песком. Песок и вода, являются очень мощными и целительными средствами. Обычно дети легко соглашаются поиграть «в песок». В кабинете их моментально привлекают песочницы и фигурки. Они создают свои миры самостоятельно, процесс «работы» не нарушается замечаниями или советами психолога. Это очень важно, т.к. в этот момент ребенок чувствует, что он- личность, он – творец. Одним из важных моментов терапии, является установление и соблюдение определенных правил (также, как в жизни). Это помогает ребенку научиться самоконтролю, умению чувствовать и впоследствии уважать собственные и чужие границы, умению выбирать и нести ответственность за совершенный выбор. Созданный мир можно рассмотреть, прочувствовать, изменить, обсудить и сделать фотографию. Обычно дети и взрослые, которые проходят песочную терапию, очень трепетно относятся к фотографиям своих «песочных миров». И это понятно - что может быть ценнее собственного уникального опыта? С чем помогает справиться песочная терапия?
Опыт моей практики показывает, что песочная терапия положительно влияет на самочувствие детей и взрослых. Она дает возможность вновь пережить довербальные и невербализуемые состояния. Ведь ребенок начинает понимать язык прежде, чем становится способен говорить.
Овсянникова Л.А. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|