Песочная терапия - уникальный метод в решении психологических проблем.

Песочная терапия - уникальный метод в решении

                  психологических проблем.

 

                                                                                           Часто руки знают, как решить загадку,
                                                                                           с которой интеллект боролся напрасно.
                                                                                                                                        К.Г. Юнг

История песочной терапии началась в первой декаде 20-го столетия, когда английский писатель Г. Уэллс написал о том, как он, наблюдая за своими двумя сыновьями, играющими на полу с миниатюрными фигурками, понял, что они прорабатывают свои проблемы, которые появились у них в отношениях друг с другом и другими членами семьи. В 1911 году он написал книгу «Игры на полу», которая и вдохновила появление песочной терапии. В книге Уэллс описал спонтанную игру, в которую он играл со своими сыновьями, используя миниатюрные фигурки и маленькие предметы.

В последствие, игру с песком, как методику диагностики и консультирования, впервые описала английский врач - педиатр М. Ловенфельд в 20-годах прошлого столетия. Ее целью было найти достаточно привлекательный для детей способ, с  помощью которого психолог и ребенок могли бы общаться, а ребенок мог бы свободно выражать свои чувства и мысли, не прибегая к помощи слов. Как песок, так и вода могут перенести человека в ранние переживания детства.

Какая же связь между игрой и психотерапией?

Игра для ребенка – это  ведущий вид деятельности, одно из средств коммуникации, а главное – уникальная  возможность самовыражения.  Именно в игре ребенок выражает себя   более спонтанно и естественно.  Ему гораздо легче рассказать о том, как он относится к себе, к родителям, к событиям в своей жизни не словами, а используя фигурки и свое воображение. В свободной игре ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитые негативные события не развиваются в психическую травму.

Очень важно то, что отрицательные эмоции, напряжения и страхи, которые в обычном общении ребёнок подавляет или стесняется выразить, высвобождаются, как правило, в игровой ситуации. Поэтому игра является мощным и безотказным психотерапевтическим инструментом.

Какова идея песочной терапии?

Для многих людей, а в особенности для ребенка очень трудно выражать словами  свои чувства, переживания, ощущения.  Возможно, сложность заключается не только в том, что человек не может подобрать нужных слов, а скорее в том, что рассказ о своей внутренней жизни - это всегда риск, это всегда очень волнительно и порой небезопасно.

К.Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике»

Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание своего  бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний конфликт.

Как это происходит?

В  кабинете стоят специальные деревянные ящики. Их внутренняя поверхность  окрашена в голубой цвет.  Голубой цвет символизирует воду и воздух. Ящики  до половины наполнены песком нежно-желтого цвета. В одной песочнице находится мокрый песок, в другой – сухой. Клиент (ребенок или взрослый) самостоятельно выбирает, с каким песком ему хочется взаимодействовать здесь и теперь. Сухой песок имеет легкую структуру, он теплый, успокаивающий, медитативный.

Мокрый песок побуждает к действию, созиданию. Он более «послушен», из него легко строить различные конструкции. В мокром песке клиент может выразить злость, проявить терпение, побороть страх.

На полках стоят различные фигурки небольшого размера. Они подобраны таким образом, чтобы у клиента была возможность отобразить как реальные события, так и фантастические: дома, деревья, камни, многочисленные животные и птицы, различные виды транспорта, сказочные герои, люди различных профессий и т.д.

В песочнице с влажным или сухим песком клиент  расставляет  миниатюрные фигурки и создает различные картины. Используя осязание, обоняние и зрение, он переносит вовне состояние своего внутреннего мира, свои  сознательные и бессознательные мысли и чувства.  Каждая фигурка, выбранная клиентом, отражает его уникальный взгляд на этот мир. Иногда, достаточно нескольких фигурок, чтобы помочь  увидеть внутренний конфликт, застарелую травму или нынешнюю боль.  Песочная терапия обеспечивает   возможность представить в образах то, что происходит во  внутреннем или внешнем мире, каждого, кто решил оставить «свои следы» на песке.

В чем достоинство этого метода?

Прежде всего - в своей естественности. Естественная потребность людей быть в контакте с землей породила идею терапии песком. Песок и вода, являются очень мощными и целительными средствами.  Обычно дети  легко соглашаются поиграть «в песок».  В кабинете их моментально привлекают песочницы и фигурки. Они создают  свои миры  самостоятельно, процесс «работы» не нарушается  замечаниями или советами психолога. Это очень важно, т.к. в этот момент ребенок чувствует, что он- личность, он – творец. Одним из важных  моментов терапии, является  установление  и соблюдение определенных правил  (также, как в жизни). Это помогает ребенку научиться самоконтролю, умению чувствовать и впоследствии уважать собственные и чужие границы, умению выбирать и нести ответственность за совершенный выбор.

Созданный мир можно рассмотреть,  прочувствовать, изменить, обсудить и сделать фотографию.  Обычно дети и взрослые, которые проходят песочную терапию, очень трепетно относятся к фотографиям своих «песочных миров». И это понятно - что может быть ценнее собственного уникального опыта?

 С чем помогает справиться песочная терапия?

  • с проблемами, которые связаны с эмоциональными и поведенческими расстройствами
  • со сложностями во взаимоотношениях с окружающими
  • с последствиями психологических травм
  • со страхами, агрессией, повышенной тревожностью.

Опыт моей практики показывает, что  песочная терапия положительно влияет на самочувствие детей и взрослых. Она дает возможность вновь пережить довербальные и невербализуемые состояния. Ведь ребенок начинает понимать язык прежде, чем становится способен говорить.

 

 Овсянникова Л.А.



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Игры с песком. Песочная терапия.
  • Эмоции и песок! Песочная терапия для психореабилитации.
  • Песок сквозь пальцы или «Песочная терапия»…
  • Песок в песочной терапии
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Песочная терапия в психологическом консультировании. Интеграция семейной доски в песочной терапии.
  • Песочная терапия – уникальный метод работы
  • Фигурки в песочной терапии
  • Неспособность выразить свои чувства
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Помогите подростку выразить свои чувства
  • Игра в песке «Песочная терапия»
  • Песочная терапия - это игра для ребенка, интересная, захватывающая и открывающая новые способы жизни
  • Песочная терапия сегодня. Как это может быть
  • Песочная терапия в решении детских проблем
  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • Родители и дети. Как песочная терапия помогает родителям?
  • Песочная терапия для детей - волшебство на песке
  • Терапия песком
  • Тепло не уходит в песок или Пару слов о роли близких людей при депрессии
  • Почему важно научиться проживать и выражать свои эмоции
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Песочная терапия: только руки знают…
  • Утешайте внутреннего ребенка и признавайте свои переживания.
  • Самотерапия в психологической песочнице. Песок и Жизнь.
  • Световой короб. Игровая терапия, рисование красками и песком.
  • Шляпник. Или "как фотография помогает понять свои переживания".
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь