ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)

Автор статьи: Людмила Лопина

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребен­ка узнавать что-то новое, экспериментировать и рабо­тать самостоятельно.
  •  Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактиль­ная чувствительность как основа «ручного интеллек­та».
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и ин­тенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует разви­тию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навы­ков ребенка.
  • В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в ра­боте с «особыми» детьми.

Виды познавательных игр в песке:

  • игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
  • географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
  •  фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
  • исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
  •  игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).

Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:

  • сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
  • языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
  • дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)
  • игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)

При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только увидели и услышали, а еще и включили «телесную» память, плюс бонус - развитие моторики.

Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки.

Содержание занятий :

  • этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка –разогревающие игры и дидактические упражнения («Здравствуй, песок!», «Песочный дождь»,»Узор на песке»)
  • этап игр и упражнений с погружением рук в песок («Секретное задание для кротов», «Песочные прятки»)
  • этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка (Аналогично играм с сухим песком)
  • профилактика тревожных состояний(сюжетные игры на песке с использованием игрушек)

     Сочинять истории дети начинают спонтанно. Рисование на песке формирует спонтанность, креативность, способность преобразовывать старые образы в совершенно новые, расставаться с сюжетами, не зацикливаться на них. Один сюжет сменяется другим. И так бесконечно. Просто старое уступает место новому. Много раз, проживая эту тайну, ребенок достигает состояния душевного равновесия.

     В ходе обыкновенного рисования ребенок начинает рисовать ради «результата», и если при этом что-то не получается, он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и у творящего ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития. При этом они не бояться ошибиться или сделать что-то неправильно. Пластичность песка позволяет не бояться ошибок, изменяя любую ситуацию одним движением руки. 

           Интересно, что рисование концентрических  окружностей способствует концентрации внимания. Можно начать рисование с самого маленького круга в центре или наоборот, двигаться от внешней окружности к центру. Рисование спирали, закручивающейся к центру, так же способствует концентрации внимания, а спираль, раскручивающаяся наружу, предполагает динамичное движение.

       При работе с песком у ребенка происходит развитие обеих полушарий головного мозга, приобретение навыка выражения себя. Речь - один из способов выражения себя. За развитие речи отвечает левое полушарие. Детям с нарушением речи необходимо синхронизировать движения 2-ух рук одновременно:

  • Рассыпать (протоптать дорожку). Если одна рука идет вперед взрослый использует отягощение.
  • Горизонтальные и перекрестные дорожки, восьмерки.
  • Встречные поезда

        Ребенок выступает в песочнице как созида­тель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При много­кратном переживании этого ощущения человек дости­гает состояния душевного равновесия.



Просмотров: 733
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Игры с песком. Песочная терапия.
  • Игры на песке.
  • Почему игры с песком? Плюсы песочного метода
  • Метафорические карты и Т-игры (стенограмма одной игры)
  • Игры Vislinsky – коммуникативные развивающие онлайн игры
  • Мужчины в песочнице. Взрослые игры.
  • Дидактические игры для детей 3- 4 лет. В чем их польза?
  • Игры разума или Взрослый ребенок.
  • Компьютерные игры детям - разрешать или запрещать? Влияние игр на IQ ребенка.
  • Как сенсомоторная коррекция способствует развитию когнитивных функций. Игры с мячом.
  • Подростковые игры на развитие коммуникативных навыков
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Ребенок играет в плохие игры. Что делать?
  • Хорошо забытое старое с новым звучанием - хороводные игры в жизни детей
  • Почему игра так много значит? 12 правил успешной игры.
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Роль игры в жизни ребенка
  • Виртуальные игры и ребенок: запретить нельзя разрешить
  • Игры в которые играет ребенок с вашей психикой.
  • Игры для снятия тревоги и стресса у ребенка.
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Ребенок играет в компьютерные игры. Стоит ли бить тревогу?
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Зачем современным детям сюжетно-ролевые игры?
  • Лучшие игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями
  • Диагностика сюжетно-ролевой игры
  • Игры, которые помогут сформировать адекватную самооценку у ребенка
  • "Хочу играть!!!" Простые, но эффективные игры для развития внимания и самоконтроля.
  • Правда усыновленного ребенка. Игры бессознательного. Анализ детских случаев.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь