Зачем современным детям сюжетно-ролевые игры?

Помните, как в нашем детстве все мальчишки играли в «войнушку», а девочки в «дочки-матери», ну еще, конечно в «магазин» и «варили супчики» из одуванчиков… А во что сейчас играют современные дети?

Работая с детьми, я много наблюдаю и включаюсь в игру детей. Игра не просто развлечение для детей, игра – неотъемлемая слагаемая настоящего детства, в игре, как в зеркале отражаются важные моменты развития детской психики. И если говорить об играх в целом – то, это культурное явление: меняется общество – меняются и игры. Из практического опыта могу сказать, что игровая активность современных детей претерпевает серьезные перемены и, увы, эти перемены не в лучшую сторону.

Игры детей сейчас шаблонны, в них часто проигрываются разрушительные сценарии, дети «залипают» на мультяшных персонажей, с трудом принимают правила игры, установленные не ими. Стирается грань между вымыслом и реальностью: дети разучились играть «понарошку»!

В детских садах спонтанные игры часто превращаются в стихийное бедствие, дети конфликтуют из-за игрушек, воспитателю приходится их постоянно ограничивать и организовывать.

Это лишь наиболее общие проблемы, связанные с детскими играми. И одно из решений этих проблем – создание пространства, где дети могут играть свободно и творчески.

Сюжетно-ролевая игра – это живая лаборатория по приобретению социального опыта. Только вдумайтесь: участнику необходимо определиться с ролью, придумать атрибуты и представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры – например, соорудить пиратский корабль из стульев и покрывал. При этом важно поддерживать дружеские отношения с другими участниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом. При такой игровой деятельности задействуются все сферы психики: и творческая, и коммуникативная, и интеллектуальная. Однако, несмотря на эту сложность, детям нравится такое спонтанное и свободное взаимодействие.

В ЧЕМ СЕКРЕТ ВСЕ НАРАСТАЮЩЕЙ ПОПУЛЯРНОСТИ ИГРОВЫХ ВСТРЕЧ?

На мой взгляд, эта тенденция связана с ростом осознанности родителей. Ведь современные родители, которые заботятся о гармоничном развитии собственных детей, уже не спрашивают: зачем, вообще, играть с детьми? Они задаются вопросами: «Как играть с ребенком? И где выкроить время для дорогой кровиночки, чтобы погрузиться в совместный творческий процесс?».

Но современные реалии и ритм большого города, где все торопятся, а родители очень заняты работой, чтобы достойно обеспечить свою семью, диктуют свои условия: проще заплатить специалисту, чем сделать самому; проще запланировать кружки и развивающие занятия, чем позаниматься с ребенком дома. Это действительно так – я и сама часто руководствуюсь этими соображениями. И если быть совсем откровенными: бурная детская активность не всегда уместна в городских квартирах, а единственные детки в семье и вовсе не имеют компаньонов для совместных игр.

Дети часто просят родителей: «Поиграй, со мной!» На что большинство занятых родителей реагируют либо отказом, либо предлагают альтернативу в виде мультфильмов или компьютерных игр. А это, впоследствии, прорастает отсутствием близких доверительных отношений между родителями и детьми, обостренными проблемами подросткового периода с бунтарством и вызывающим поведением.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В СОПРОВОЖДЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА ОТ ДЕТСКИХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ С АНИМАТОРАМИ?

Действительно, на первый взгляд стороннего наблюдателя, сюжетно-ролевая игра – просто веселое развлечение: дети наряжаются, строят «домики» в компании взрослого. Но все не так просто, есть существенные отличия: во-первых, детский аниматор – это чаще актер, возможно, с педагогическими задатками, но его задача занять детей, развлечь, чтобы они не скучали и «были при деле». Аниматор имеет заготовленные шаблоны-сценарии и подходящий под них реквизит. Сопровождающий игру – специалист иного уровня – это обязательно психолог или педагог, прошедший соответствующее обучение. Сопровождающий игру обладает знаниями в области детской психологии и закономерностей групповых процессов, имеет навыки построения грамотных диалогов с ребенком и взаимодействия с участниками из выбранной роли для управления сюжетом и ходом игры.

Во-вторых, сюжетно-ролевая игра не имеет сценария – это маленькая модель жизни с реальным социальным взаимодействием. Вот, ребенок пришел, познакомился с пространством и участниками, заявил себя в определенной роли. Поначалу он наблюдает: какие правила, как общаться, организовывать пространство вокруг себя, а затем начинает экспериментировать. Поэтому в этом процессе ребенку необходим «проводник» – компетентный и деликатный взрослый, который учитывает особенности каждого участника и помогает решать возникающие противоречия в ходе игрового взаимодействия. Опытный сопровождающий знает, как поддержать инициативу ребенка и чувствует момент, когда нужно самоустраниться, чтобы дети играли самостоятельно.

НА КАКОЙ ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ РАССЧИТАНЫ ИГРОВЫЕ ВСТРЕЧИ?

Перефразирую слова поэта: «Игре все возрасты покорны!» А если серьезно: развивать простые сюжеты на основе подражания старшим, дети начинают с 2,5 лет, по мере взросления игровые навыки совершенствуются и к подростковому возрасту, дети начинают проигрывать сложные сценарии: «примеряют» на себя разные профессии, практикуются строить романтические отношения. Обычно игровые встречи проходят в таких возрастных диапазонах: 2,5-4 года; 3,5-6 лет; 5-7,5 лет; 6,5-10 лет; 10-14 лет; 14-18 лет. Разновозрастная группа обладает хорошим потенциалом, поскольку ориентирована на зону ближайшего развития детей, а присутствие родителей на игровых встречах дает возможность глубже понять своего ребенка, обменятся опытом с другими родителями, получить консультацию специалиста.

ЗА ЧТО РОДИТЕЛИ ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ? КАКАЯ КОНКРЕТНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА ОТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР?

Я называю сюжетно-ролевую игру живой мастерской по оттачиванию навыков общения и сотрудничества, мобильной лабораторией, где добываются самые искренние эмоции.

Свободная игра создает необходимые условия для развития воображения и творческого мышления. Именно свобода, неопределенность сюжета, спонтанность ролей создает трудности, которые дети учатся преодолевать. 

ИТАК, СВОБОДНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, РАЗВИВАЕМАЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ:

  • помогает улучшить общение среди сверстников;
  • настраивает на сотрудничество и конструктивное решение межличностных конфликтов;
  • учит сопереживать и выражать свои эмоции, даже негативные, безопасно;
  • формируют лидерские качества, уверенность в себе и гибкость ума;
  • стимулирует творческие способности ребенка;
  • способствует более легкой адаптации к детскому садику;
  • прекрасно снимает умственное напряжения после учебных занятий в школе;
  • служит детям отдыхом и полезным удовольствием, а так же является прекрасной профилактикой компьютерной и интернет-зависимости.

ГДЕ УЧАТ СОПРОВОЖДАТЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ?

К сожалению, в наших университетах пока нет такой дисциплины. Я училась в Москве на авторском курсе Егора Игоревича Бахотского – медицинского психолога, игротерапевта с 20 летним опытом. Сейчас продолжаю обучаться дистанционно. Так же знаю, что в Британии уже существует отдельная профессия – плейвокер (playworker), которой обучаются в течении двух лет, чтобы работать с детьми на приключенческих площадках в «зеленых» школах.
 

ЧЕМ ИГРОВЫЕ ВСТРЕЧИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ИГРОТЕК?

На игровых встречах мы не играем в готовые игрушки, мы создаем игровую среду, которая позволяет превратить все во что угодно, в зависимости от придуманного сюжета. Наш игровой материал – картон, веревки и шнурочки, лоскуты и отрезы материи, подушки, бумага, фольга и прочее-прочее, что попадет под руку. Ведь игра – это творческий процесс, детей завораживает действо, когда прямо на их глазах создается игрушка или игровой персонаж. Это удивительный процесс, когда что-то из сферы фантазии обретает реальные очертания.

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ МОГУТ «НАИГРАТЬСЯ», ВЕДЬ В ДЕТСКИХ САДАХ ОНИ ПРОВОДЯТ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ ЗА ИГРАМИ?

Вот тут я бы засомневалась: что значит достаточно и кому? Ведь вопрос в качестве этих игр, погруженности и включенности в игровой процесс…В большинстве детских садах воспитатель должен строго выполнять программу и следует плану, в котором расписана каждая минута. Детей переводят с одного занятия на другое, у них почти не остается свободного времени, когда они могли бы что-то сделать сами. А для настоящей игры ребенку нужно оставлять пространство и время — это именно то, что в наших детских садах практически отсутствует. Происходит перекос в сторону взрослой инициативы: дети, привыкшие к тому, что взрослые постоянно ими руководят и указывают, что и как делать правильно, разучиваются продуцировать собственные идеи, проявлять спонтанность, такие детки находятся в постоянной скуке, не зная, чем себя занять.
К тому же после детского сада, детям хочется провести время с родителями, и не просто посидеть у телевизора или каждый за своим дисплеем, а эмоционально насытиться совместным общением. И как раз таки совместные сюжетно-ролевые игры – это именно то, что углубляет отношения между родителями и детьми, вносит разнообразие в семейный досуг и дает творческое вдохновение на несколько дней вперед.



Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Не реже ли мы стали использовать сюжетно-ролевые игры в развитии дошкольников?
  • Сюжетно-смысловой навигатор в лабиринтах детской игры
  • Диагностика сюжетно-ролевой игры
  • Сюжетно-ролевая игра как способ самовыражения в подростковом и юношеском возрасте
  • Лучшие игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Авторитет родителей и современные дети. Из опыта работы с родителями
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Как разводиться, когда есть дети? Профилактика детских психотравм при разводе родителей.
  • Что нужно знать о некоторых тонкостях в сюжетно-ролевой игре?
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Ролевые игры детей и становление личности
  • Вести из песочницы: что делают дети на детских площадках, когда истощенная мама не дает им внимание.
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • дети в поисках родителей, родители в поисках детей
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Занимательные игры для детей и их родителей
  • Играем и развиваем: 2 развивающие игры для детей
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Когда дети в качестве родителей или перепутанные роли
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • Взрослые дети, ухаживая за больными родителями, часто оказываются в социальной изоляции
  • Игры, игрушки и досуг подрастающих детей (глава из книги)
  • Игры и занятия с детьми. Где маме найти вдохновение и идеи?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь