|
Не реже ли мы стали использовать сюжетно-ролевые игры в развитии дошкольников?Автор статьи: Иванова Светлана Викторовна
Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. В самых разных системах воспитания и обучения сюжетно-ролевой игре всегда отводилось и отводится особое место. Ведь сюжетно-ролевая игра способствует развитию у детей дружеских взаимоотношений среди сверстников, развивает умения отражать отношения и взаимоотношение взрослых друг с другом, что в целом создает условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей, т.е. несет определенный психолого-педагогический потенциал в развитии дошкольников. Ведь в последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей. Ориентируясь на запросы родителей, дошкольные образовательные организации уделяют основное внимание серьезной подготовке детей к школе. Большое количество занятий практически не оставляют в режиме дня дошкольника места для игры, и особенно, для длительной сюжетно-ролевой игры. Причем, чем старше дети, тем меньше времени у них остается для игры. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в ДОУ. Для того чтобы вернуть в детский сад полноценную сюжетно-ролевую игру, необходимо, прежде всего, хорошо понимать, в чем состоят ее психолого-педагогические возможности по отношению к ребенку. Детский сад для этого может создать все необходимые условия, эффективнее используя свои ресурсы. Ведь ценность использования той или иной сюжетно-ролевой игры заключается не только в том, как она развивает движение, формирует воображение, представления об окружающем, но и в том, какие формы общественного поведения создаёт, какие качества активизирует в процессе коммуникации дошкольников. Педагог играет очень важную роль в организации игровой деятельности дошкольника, и, следовательно, от его мастерства и добросовестности выполнения своей работы зависит формирование личности ребёнка, и, конечно же, развитие коммуникативных способностей. Конечно же, необходима и работа с родителями. Можно вносить в игры свои варианты, которые зависят как от конкретных обстоятельств, так и от фантазии педагога. Определенно, успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога. Поэтому при проведении сюжетно-ролевых игр педагогу необходимо: 1. Ставить перед детьми перспективы интересной увлекательной деятельности. 2. Выполнять ведущую роли и показывать в игровых ситуациях, как возможно регулировать взаимоотношения между играющими. 3. Оказывать помощь в воспроизведении и раскрытии норм и правил взаимоотношений при длительном выполнении роли. 4. Упражняться в самостоятельной организации игр и развитии умения согласовывать сюжетный ход игры путем разъяснений, одобрений, похвалы, доверия, советов по возможному подбору материала для игры, беседы-разговора по поводу дальнейшего хода игры, подведения итогов, положительной оценки предложений детей, изготовления атрибутов и самоделок. 5. Приучать к самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов, желаний каждого ребенка путем изучения и раскрытия перед детьми их лучших, положительных сторон. Воспроизводить и раскрывать поступки, привычки, нравы и обычаи тех или иных персонажей игры, давая советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца. 6. Объяснять понятия «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с реализацией содержания игры, выполнением роли и игровых правил. 7. Устанавливать игровые традиции. В дошкольной психологии и педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Хотелось бы, чтобы педагоги чаще использовали для развития и обучения дошкольников сюжетно-ролевые игры, не перегружая детей учебной деятельностью.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|