Что нужно знать о некоторых тонкостях в сюжетно-ролевой игре?

Уже более полутора лет регулярно сопровождаю сюжетно-ролевые игры детей от 2,5 до 10 лет в присутствии родителей. И хочу отметить, что из игры в игру отмечаю для себя похожую ситуацию: родители выбравшие наблюдать за игрой детей, как-то незаметно для самих себя, включаются в игровое взаимодействие. Это радостный для меня момент, свидетельствующий о естественности, живости и непосредственности происходящего на игровых встречах с сопровождением. И это ценный опыт для самих родителей, позволяющий восстановить связь со своим Внутренним Ребенком, а так же возможность углубить, обогатить контакт со своими детьми. Но этот опыт может быть наполнен самыми разнообразными переживаниями: тревогой и азартом, разочарованием и торжеством, скукой и любопытством. Вопреки сложившимся установкам  - игра не обязательно бурное веселье с динамично развивающимся сюжетом. Случаются очень плавные и вдумчивые игры.

Здесь хочу акцентировать внимание взрослых, что в сюжетно-ролевой игре важно начинать  взаимодействие с участниками из выбранной роли, обозначив ее словами и каким-либо символическим атрибутом. Это помогает снять тревогу от неопределенности происходящего, позволяет опробовать новые модели поведения в безопасной игровой ситуации. Вот, к примеру, каждой девочке хочется быть принцессой – это самая «популярная» роль на наших игровых встречах. Но шутка ли? Знаете, сколько внутренней решимости мне потребовалось, чтобы впервые заявить себя в роли Принцессы - правда, это было в игре «по-взрослому» - там редко подыгрывают. Игра в этой роли вскрыла во мне тогда очень много внутренних конфликтов: и корону важно подобрать по размеру, чтобы не падала; и подданных, оказывается, нужно очаровывать и на свою сторону склонять, а с принцесскими указами и повелениями, так вообще, беда вышла – поварихи да колдуньи все по-своему норовили переиначить. Ох, не легкое это дело - я вам скажу - принцесс играть!

Итак, какие же сложности могут поджидать в таком, казалось бы простом и приятном занятии, как игра?

  • Недовольство изготовленным костюмом, отказ от роли.
  • Это случается, когда ребенок выбирает роль, ориентируясь на ожидания родителя, или называет роль по примеру игроков, уже определившихся со своей ролью. Родителям бывает жаль затраченного времени и труда на изготовление костюма, и они начинают уговаривать ребенка остаться в выбранной роли, в результате настроение портится у обоих,  игра «не клеится». Такая трудность довольно типична для «новичков», на второй и последующих играх, обычно она не возникает. В подобной ситуации родителям важно понимать: нормально, если ребенок какое-то время походит без роли – присмотрится, подумает, определится – это очень индивидуальный процесс. Так же не стоит уговаривать ребенка взять какую-либо роль, даже если этого требует сюжет, ведь игра – дело добровольное. Создание костюма – момент совместного творчества родителя и ребенка, в нем много радости от воплощения детских идей, удивления от работы с подручными материалами. Задача костюма помочь перевоплощению, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в выбранной роли. И здесь важна не столько красота костюма, сколько его надежность, ведь дети активно  двигаются во время игры. Иногда достаточно одного атрибута или таблички с надписью, чтобы игра состоялась.

  • Обособленность детей, отсутствие слаженных сюжетов, видимая скука.
  • Некоторым детям, в силу возрастных и(или) личностных особенностей, нужно больше времени, чтобы освоиться в пространстве, присмотреться к играющим детям, свыкнуться с новым опытом, изучить правила. Так себя ведут и единственные детки, не привыкших к большим компаниям. Позиция наблюдателя тоже важна и полезна: для детей довольно типично приобретать новый опыт сначала наблюдая, а затем копируя действия. К тому же игрокам нужно присмотреться друг к другу: кто интересен, а кто – нет, кто примет в свою игру, а с кем можно проявить лидерские качества. Такое детское прилаживание-взаимодействие происходит  бессловесно и достаточно сложно для осознавания самими детьми, поэтому важно присутствие надежного взрослого, его эмоциональная поддержка и грамотное сопровождение. Здесь родитель и сопровождающий выступают как единая команда: побуждают к игровым действиям, а не понукают, предоставляют игровое пространство, а не заполняют его своими идеями. На игровых встречах довольно распространенное явление, когда увлекательной игре предшествует некая пауза и созревание замысла: «а дай-ка я попробую…, а что если…, а здорово будет!». Многие родители это расценивают как скуку. Но про настоящую скуку отдельная история. Ранее, до того как я стала практиковать сюжетно-ролевые игры, мои дети частенько приходили ко мне с фразой: «Мама, мне скучно!». Конечно, я мигом предлагала варианты досуга и всячески старалась вовремя менять виды активности, чтобы детки не заскучали.  Но, не смотря на мои усилия, они все равно приходили ко мне с этой фразой! И знаете, что я поняла: скука – это эмоциональный голод, тоска по свежим впечатлениям, которые так необходимы детской душе. Я стала невербально, со всей своей материнской теплотой, откликаться на эту фразу (контакт глаз, улыбка, прикосновение), но вербально и внешне оставалась невозмутимой: «Скука – это нормально… Это загадочное «ничто», из которого может появиться что-то новое, интересное… Прислушайся к себе, чего тебе хочется…». Теперь мои дети 9-ти и 5-ти лет прибегают ко мне, что бы обняться, услышать пару нежностей и поделиться своими идеями, открытиями и достижениями. Поэтому, я призываю родителей не бояться скуки и пауз в детской активности, а лучше расслабиться и не торопить детей, предоставив им свободное время: игровая инициатива и закручивание фантастических сюжетов появится с опытом и развитием игровых навыков.

  • Странное, нетипичное поведение детей на игровой встрече.
  • Порой родители бывают неприятно удивлены, если их ребенок выбирает «злые» роли или начинает открыто конфликтовать с другими участниками, хотя обычно дружелюбен и общителен. Дело в том, что свободное игровое пространство допускает  проявление всех сторон  детской личности – это, как раз таки, и ценно. Спонтанная игра помогает детям решать, как внутренние конфликты, так и дает возможность в безопасной ситуации опробовать новые модели поведения, исследовать свои возможности на реальном взаимодействии. В случае детских конфликтов сопровождающий заботится о безопасности участников и, если необходимо, включает во взаимодействие родителей.

    А иногда дети устраивают «бойкот» родительским ожиданиям, и происходит это, когда родитель очень старается «причинить добро» или сильно хочет «накормить полезненьким». В сюжетно-ролевой игре это проявляется очень настойчивыми предложениями выбрать какую-либо роль, стремлением развивать сюжет в определенном направлении. Здесь важно понять, что на игровой встрече мы – взрослые - создаем условия и пространство для инициативы ребенка, чтобы выбор роли и желание играть исходили от него самого. Если родитель выбирает играть, то делает это, следуя за игровым азартом окунуться в ту или иную роль, повинуясь импульсу совместного действа: «А давай, как будто бы мы…». Если этого  нет, то я рекомендую родителям приходить  на игровые встречи просто пообщаться и попить чаю, пока дети играют в моем сопровождении.

    Подытоживая написанное, хочется напомнить, что сюжетно-ролевая игра – это живая мастерская по оттачиванию навыков общения и сотрудничества, мобильная лаборатория, где добываются самые искренние эмоции. И я признательна участникам всех прошедших игр, и детям, и родителям за тот бесценный опыт и переживания, которые мы подарили друг другу.



    Просмотров: 553
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Зачем современным детям сюжетно-ролевые игры?
  • Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...
  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • Роли, которые родители навязывают своим детям
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Диагностика сюжетно-ролевой игры
  • Когда дети в качестве родителей или перепутанные роли
  • Как вести себя мужчине, чтобы не оказаться в роли насильника
  • Сюжетно-ролевая игра как способ самовыражения в подростковом и юношеском возрасте
  • Игра во власть и роли созависимости. Как избежать?
  • Сюжетно-смысловой навигатор в лабиринтах детской игры
  • Не реже ли мы стали использовать сюжетно-ролевые игры в развитии дошкольников?
  • Про системную семейную психотерапию и те роли, которые в ней играют дети.
  • Жизненные роли: Взрослый-Родитель-Ребенок
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Роли, которые мы играем. Развитие ролевой гибкости
  • Роль куклы в игре ребенка
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Братцы-кролики. Лисички-сестрички. (Размышления о роли родителей в дружбе или не-дружбе детей в семье.)
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • О роли игры в жизни
  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Ребенок выбирает опасное хобби, что нужно знать родителям
  • Роли, которые мы для себя выбираем
  • Почему важно учить детей играть друг с другом!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь