|
Что нужно знать о некоторых тонкостях в сюжетно-ролевой игре?Автор статьи: Талай Наталия Владимировна
Уже более полутора лет регулярно сопровождаю сюжетно-ролевые игры детей от 2,5 до 10 лет в присутствии родителей. И хочу отметить, что из игры в игру отмечаю для себя похожую ситуацию: родители выбравшие наблюдать за игрой детей, как-то незаметно для самих себя, включаются в игровое взаимодействие. Это радостный для меня момент, свидетельствующий о естественности, живости и непосредственности происходящего на игровых встречах с сопровождением. И это ценный опыт для самих родителей, позволяющий восстановить связь со своим Внутренним Ребенком, а так же возможность углубить, обогатить контакт со своими детьми. Но этот опыт может быть наполнен самыми разнообразными переживаниями: тревогой и азартом, разочарованием и торжеством, скукой и любопытством. Вопреки сложившимся установкам - игра не обязательно бурное веселье с динамично развивающимся сюжетом. Случаются очень плавные и вдумчивые игры. Здесь хочу акцентировать внимание взрослых, что в сюжетно-ролевой игре важно начинать взаимодействие с участниками из выбранной роли, обозначив ее словами и каким-либо символическим атрибутом. Это помогает снять тревогу от неопределенности происходящего, позволяет опробовать новые модели поведения в безопасной игровой ситуации. Вот, к примеру, каждой девочке хочется быть принцессой – это самая «популярная» роль на наших игровых встречах. Но шутка ли? Знаете, сколько внутренней решимости мне потребовалось, чтобы впервые заявить себя в роли Принцессы - правда, это было в игре «по-взрослому» - там редко подыгрывают. Игра в этой роли вскрыла во мне тогда очень много внутренних конфликтов: и корону важно подобрать по размеру, чтобы не падала; и подданных, оказывается, нужно очаровывать и на свою сторону склонять, а с принцесскими указами и повелениями, так вообще, беда вышла – поварихи да колдуньи все по-своему норовили переиначить. Ох, не легкое это дело - я вам скажу - принцесс играть! Итак, какие же сложности могут поджидать в таком, казалось бы простом и приятном занятии, как игра? Это случается, когда ребенок выбирает роль, ориентируясь на ожидания родителя, или называет роль по примеру игроков, уже определившихся со своей ролью. Родителям бывает жаль затраченного времени и труда на изготовление костюма, и они начинают уговаривать ребенка остаться в выбранной роли, в результате настроение портится у обоих, игра «не клеится». Такая трудность довольно типична для «новичков», на второй и последующих играх, обычно она не возникает. В подобной ситуации родителям важно понимать: нормально, если ребенок какое-то время походит без роли – присмотрится, подумает, определится – это очень индивидуальный процесс. Так же не стоит уговаривать ребенка взять какую-либо роль, даже если этого требует сюжет, ведь игра – дело добровольное. Создание костюма – момент совместного творчества родителя и ребенка, в нем много радости от воплощения детских идей, удивления от работы с подручными материалами. Задача костюма помочь перевоплощению, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в выбранной роли. И здесь важна не столько красота костюма, сколько его надежность, ведь дети активно двигаются во время игры. Иногда достаточно одного атрибута или таблички с надписью, чтобы игра состоялась. Некоторым детям, в силу возрастных и(или) личностных особенностей, нужно больше времени, чтобы освоиться в пространстве, присмотреться к играющим детям, свыкнуться с новым опытом, изучить правила. Так себя ведут и единственные детки, не привыкших к большим компаниям. Позиция наблюдателя тоже важна и полезна: для детей довольно типично приобретать новый опыт сначала наблюдая, а затем копируя действия. К тому же игрокам нужно присмотреться друг к другу: кто интересен, а кто – нет, кто примет в свою игру, а с кем можно проявить лидерские качества. Такое детское прилаживание-взаимодействие происходит бессловесно и достаточно сложно для осознавания самими детьми, поэтому важно присутствие надежного взрослого, его эмоциональная поддержка и грамотное сопровождение. Здесь родитель и сопровождающий выступают как единая команда: побуждают к игровым действиям, а не понукают, предоставляют игровое пространство, а не заполняют его своими идеями. На игровых встречах довольно распространенное явление, когда увлекательной игре предшествует некая пауза и созревание замысла: «а дай-ка я попробую…, а что если…, а здорово будет!». Многие родители это расценивают как скуку. Но про настоящую скуку отдельная история. Ранее, до того как я стала практиковать сюжетно-ролевые игры, мои дети частенько приходили ко мне с фразой: «Мама, мне скучно!». Конечно, я мигом предлагала варианты досуга и всячески старалась вовремя менять виды активности, чтобы детки не заскучали. Но, не смотря на мои усилия, они все равно приходили ко мне с этой фразой! И знаете, что я поняла: скука – это эмоциональный голод, тоска по свежим впечатлениям, которые так необходимы детской душе. Я стала невербально, со всей своей материнской теплотой, откликаться на эту фразу (контакт глаз, улыбка, прикосновение), но вербально и внешне оставалась невозмутимой: «Скука – это нормально… Это загадочное «ничто», из которого может появиться что-то новое, интересное… Прислушайся к себе, чего тебе хочется…». Теперь мои дети 9-ти и 5-ти лет прибегают ко мне, что бы обняться, услышать пару нежностей и поделиться своими идеями, открытиями и достижениями. Поэтому, я призываю родителей не бояться скуки и пауз в детской активности, а лучше расслабиться и не торопить детей, предоставив им свободное время: игровая инициатива и закручивание фантастических сюжетов появится с опытом и развитием игровых навыков. Порой родители бывают неприятно удивлены, если их ребенок выбирает «злые» роли или начинает открыто конфликтовать с другими участниками, хотя обычно дружелюбен и общителен. Дело в том, что свободное игровое пространство допускает проявление всех сторон детской личности – это, как раз таки, и ценно. Спонтанная игра помогает детям решать, как внутренние конфликты, так и дает возможность в безопасной ситуации опробовать новые модели поведения, исследовать свои возможности на реальном взаимодействии. В случае детских конфликтов сопровождающий заботится о безопасности участников и, если необходимо, включает во взаимодействие родителей. А иногда дети устраивают «бойкот» родительским ожиданиям, и происходит это, когда родитель очень старается «причинить добро» или сильно хочет «накормить полезненьким». В сюжетно-ролевой игре это проявляется очень настойчивыми предложениями выбрать какую-либо роль, стремлением развивать сюжет в определенном направлении. Здесь важно понять, что на игровой встрече мы – взрослые - создаем условия и пространство для инициативы ребенка, чтобы выбор роли и желание играть исходили от него самого. Если родитель выбирает играть, то делает это, следуя за игровым азартом окунуться в ту или иную роль, повинуясь импульсу совместного действа: «А давай, как будто бы мы…». Если этого нет, то я рекомендую родителям приходить на игровые встречи просто пообщаться и попить чаю, пока дети играют в моем сопровождении. Подытоживая написанное, хочется напомнить, что сюжетно-ролевая игра – это живая мастерская по оттачиванию навыков общения и сотрудничества, мобильная лаборатория, где добываются самые искренние эмоции. И я признательна участникам всех прошедших игр, и детям, и родителям за тот бесценный опыт и переживания, которые мы подарили друг другу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|