«Все мы родом из детства»
Антуан де Сент-Экзюпери
«Вся наша жизнь – игра»
Уильям Шекспир
Что есть игра?
Википедия определяет игру как вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
Как правило, в процессе игры не создаются материальные ценности, а от самого действа играющий испытывает положительные эмоции. Игра неразрывно связана со стремлением человека узнавать новое и осваивать окружающий мир.
Мы говорим, что детство – самый счастливый период в жизни человека. А дети, они играют. Играют самозабвенно, играют, как живут, и это доставляет им удовольствие. Игра считается традиционно детским занятием, она готовит ребёнка к взрослой жизни и без неё невозможно нормальное развитие личности. Это школа жизни, общения, взаимодействия.
В жизни взрослых людей игра также играет важную роль. Она заполняет досуг, восполняет потребность в отдыхе и разрядке, дает эмоции и новые впечатления, позволяет выйти за пределы обыденной жизни и окунуться в иной, игровой мир, где царят свои правила и свой порядок. Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое творение или ценность, передается далее, как традиция, в тоже время игра всегда уникальна, невозможно в точности повторить одну и ту же игру дважды. Игра позволяет нам моделировать события, пробовать проявлять себя в безопасной, комфортной обстановке.
Чтобы игра осуществилась, нам всегда нужен кто-то или что-то, с кем (чем) ведется взаимодействие, кто (что) будет отвечать встречным ходом на ход игрока. В игре всегда есть элемент неожиданности, риск, напряжение, возможность нескольких исходов. Именно это придает игре особое очарование и позволяет личности развиваться творчески.
Можно сказать, что игра – это один из основных видов человеческой деятельности и её элементы в том или ином виде присутствуют на каждом этапе развития личности.
Наш язык наполнен выражениями: «игра ума», «игра слов», «игра случая», «играть свадьбу», «играть роли» и т.п. Это о том, что мы почти все время «играем». Порой мы относимся к жизни слишком серьезно, и нам не хватает игрового отношения к проблемам. Дети становятся серьезными после настойчивых уроков со стороны взрослых, общества. Игра для ребенка естественна, она спонтанна и несерьезна, позволяет поплакать и посмеяться, испытать страх и гнев. И в игре можно открыто выражать свои эмоции, не боясь осуждения.
Сегодня мы наблюдаем изменение игры. Меняется мир, меняются отношения между людьми, меняются и игры. Замечали ли вы, что современные дети все меньше и меньше играют? Сюжетно-ролевые, настольные и другие игры вытесняются другими, более «полезными» с точки зрения родителей видами деятельности. Но если игровой этап в полной мере не пройден, не прожит ребенком, во взрослой жизни ему будет намного сложнее, чем его сверстникам, детство которых было посвящено играм.
На моих групповых занятиях по психологии, когда я предлагаю подросткам поиграть в какую-либо игру, обязательно находятся один-два человека, кто говорит: «А зачем? Какой в этом смысл? Это глупо!». И тогда я объясняю, что смысл есть во всем, а игра моделирует реальные отношения, дает шанс проявить себя, только в безопасной обстановке. Многим подросткам играть уже «не солидно», нехотя, но они все же принимают участие в действии. Как правило, по завершению, все уходят довольные, с новыми впечатлениями и выводами.
Часто радуют меня старшие коллеги, педагоги, которые в тренинговой работе с энтузиазмом включаются в игровое взаимодействие, отмечая, как в повседневной жизни им этого не хватает. А польза от совместных игровых действий есть всегда и не только в позитивных эмоциях, опыте взаимодействия и улучшении психологического климата в коллективе, но и в экспериментировании, поиске наиболее эффективных способов выстраивания отношений.
Уважаемые читатели, вспомните, когда вы последний раз играли? Как вы себя при этом чувствовали?
Большинство наверняка ответят, что испытывали удовольствие, азарт, радость победы или совместного взаимодействия.
Статья опубликована на сайте
https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=38662&showentry=7314