Игра на выживание: практический эксперимент для исследования стратегий социального взаимодействия

Эта статья продолжение темы "Теория Карен Хорни и 3 стратегии межличностного поведения". https://www.psyoffice.ru/article/78850/ 
Практический инструмент исследования способен решать и диагностические, и терапевтические задачи.

Я люблю настольные игры и обожаю тренинги на основе настольных игр, практически любую игру можно превратить в тренинг. Когда-то я активно экспериментировала в этом направление и в результате родилось несколько, на мой взгляд, годных продуктов.

Один из моих любимых авторов, Карен Хорни, в своих трудах говорила о 3 стратегиях межличностных отношений, которые свободно используются зрелой, здоровой личностью и выбираются в соответствие с текущими обстоятельствами. В то же время эти стратегии могут использоваться негибко, в состоянии невротического конфликта одна из стратегий становиться доминирующей и неосознанно применяется человеком при любом социальном взаимодействие.

Вспомним 3 стратегии:
1. Движение к людям, беспомощный тип поведения
2. Движение от людей, обособленный тип поведения
3. Движение против людей, агрессивный тип поведения

Беспомощность
Невроз такого типа заставляет человека постоянно стремиться к помощи и одобрению окружающих, подтверждению другими людьми собственной правоты; только в этом случае он чувствует себя ценным и значимым. Таким людям необходимо нравиться другим, чувствовать их симпатию, в результате чего они нередко становятся излишне навязчивыми и эмоционально зависимыми.

Обособленность
Невроз этого типа ведет к асоциальному поведению; окружающим такой человек кажется равнодушным и безразличным. В основе такой линии поведения лежит идея, что ограничение контактов с другими людьми позволит избежать опасности и умерить тревогу. Обычно в результате приходит чувство пустоты и одиночества.


Агрессивность
Стремясь к высокой самооценке, люди стараются ослабить чувство тревоги, навязывая свою власть и пытаясь строго контролировать окружающих. Люди с такими потребностями предстают в глазах других как недобрые, эгоистичные, властолюбивые и одержимые идеей контроля. Хорни утверждала, что человек проецирует свою враждебность на других в ходе психического процесса, который психолог назвала экстернализацией, а потом находит оправдания своему жестокому поведению.

Как увидеть свои стратегии? Конечно, нужна какая-то практика, эксперимент, в котором можно наблюдать за собой и другими.

Вы когда-нибудь играли в шахматы?
Даже если нет, нестрашно. Как ходят пешки Вы, вероятно, знаете. Они ходят только прямо, назад не ходят. А ещё они могут рубить фигуры противника, делая это исключительно вперёд по диагонали, хоть в правую, хоть в левую сторону от себя.

Перед Вами игровое поле, очень напоминающее шахматное, только игрока здесь 4 (красный, зелёный, жёлтый и синий) у каждого есть по 8 фишек своего цвета.

Игра на выживание практический эксперимент для исследования стратегий социального взаимодействия



Задача проста - перевести все свои фишки на противоположную сторону с наименьшими потерями.

Основные правила:
- Фишки ходят, как шахматные пешки, только вперёд на одну клетку.
- Можно "рубить" фишки других игроков, хоть по необходимости, хоть по желанию.
- Диагонали, выделенные серым цветом на поле, - безопасная зона, если Вы находитесь на ней, Вас нельзя рубить. На серых диагоналях фишки, стоящие рядом, могут меняться местами (такая ракировка засчитывается за один ход для её инициатора).

Дополнительные правила:
Для тех, кто уже освоился, чувствует себя уверенно и изучил свои стратегии.
- Чтобы эмоций было побольше, а контроля поменьше, каждую фишку можно отождествить с личной целью или желанием, а прохождение через все поле - это символическое достижение и воплощение. Заодно можно будет понаблюдать осознанное или неосознанное (что чаще) стремление реализовать какое-то из своих желаний, а какое-то, наоборот, саботировать.
- Можно определить методом тайного жребия или открытого договора союзника, врага и нейтралитет для каждого игрока. У каждого будет союзник, которому необходимо помогать и его нельзя "рубить", враг, которому можно и нужно препятствовать и нейтральный участник, с которым действовать предстоит по мере необходимости. Но в начале эксперимента последнее правило может только помещать.

Итак, каковы результаты эксперимента:
Конечно, каждый участник в завершении игры сам может вспомнить и осознать свою стратегию, а так же проанализировать, насколько это похоже на свой способ действий в реальности (очень часто похоже, что не удивительно), чем эта стратегия кажется выгодной, почему именно она оказалась лучшей? Какие стратегии были у других и легко ли вам удалость принять их выбор и те условия, в которых вы оказались? Как это отразилось на Ваших действиях и чувствах?
Вопросов может быть много и разных в зависимости от целей и задач, которые ставились вначале. Порефлексировать точно есть над чем.

Наблюдения:
- Один и тот же человек в разных группах может использовать разные стратегии.
- С другой стороны один и тот же человек может повторять с разных группах один и тот же способ действия.
- На поле могут возникать разные игровые позиции: например, ситуация "тупика" для двоих и более участников, когда нет возможности выйти из положения никаким способом, ситуация "отсутсвие хода" для одного игрока, в таком случае ход просто пропускается.
- За всю историю игры я наблюдала только один раз, когда все 4 игрока довели каждый все свои фишки до цели (вот это способность избегания конфликта!)
- Как правило каждый действует в соответствие со своими привычными стратегиями, чаще в игре Вы можете наблюдать все три формы социального взаимодействия у разных участников.
- "Движение к людям": участники внимательны к положению других игроков, думают как их ход повлияет на них, стараются максимально способствовать своими действиями их успеху. Встречается чаще всего.
- "Движение против людей". Встречается реже других. Как раз тот случай, когда вспоминается правило, что "рубить" можно не только по необходимости, но и по желанию. Возникает ощущение, что цель игрока не довести свои фишки на другую сторону поля, а как можно больше помешать это сделать другим. Просыпается мотив соревнования, хотя в целях и задачах игры об этом ни слова.
- "Движение от людей". Поиск безопасных путей, предусмотрительность, насторожённость, опасения. Попытки ни с кем не столкнуться остаются тщетными, так задумано.



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Как можно "зарезать" словами и не только.
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Быть не "как все". Притча " Иной ход"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • В защиту мамочек "все только для ребенка"
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Я на все согласен.., только пусть будет рядом"..
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • "Арт-терапевтические встречи. Глина-это движение!"
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Быть кем угодно, только не собой! Или как справиться с комплексом "Я-какаятонетакая"
  • Зачем "копаться в прошлом" или как этого можно не делать
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь