|
Игра в любом возрасте - терапия и школа жизни.Автор статьи: Василакий Ирина Родионовна
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается живительный поток предствалений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
Играя, ребёнок получает первый опыт взаимоотношений с реальным миром. Играя, он познает окружающий мир, разивается и взрослеет. Играя, ребёнок проживает страх, неудачу, обиду и другие эмоции, с которыми ему еще трудно справиться иначе. В процессе игры, в воображаемых событиях, ребёнок проживает всё то, что волнует и пугает его в реальной жизни. Игра позволяет "выпустить" накопившиеся эмоции, развивает более оптимистичные взгляды на жизнь у детей, склонных к унынию и пессимизму. Вспомните игры, которые передавались народом из поколения в поколение. Они тогда и сейчас оказывают терапевтическое воздействие на ребёнка.
Игра учила справляться с трудностями. Давала возможность многократного повторения опыта, чтобы "отточить" свои умения. В игре ребёнок тренировался, учился быть выносливым, бесстрашным, находчивым, ловким, проходил свои "жизненные уроки". Игра учила принимать как поражение, так и победу. Ролевые игры, групповые подвижные игры присутствуют в жизни дошкольника сейчас. А далее всё меньше и меньше. Где и как играть? Да и надо ли? До какого возраста? Обязательно надо! Игра является первой осознанной и самостоятельной деятельностью в жизни человека. В игре формируются все стороны личности ребёнка, развиваются и корректируются морально-волевые качества, происходит качественное изменение психики. Наблюдая за детьми и подростками в игре, можно увидеть
На игровых тренингах для взрослых, возможно эти качества и умения также скорректировать или доразвить. Опираясь на свой практический опыт, позволю себе перефразировать В. Маяковского: " Играть всегда, играть везде, до дней последних донца. Играть и никаких гвоздей, вот лозунг мой и солнца." Проводя игровые тренинги для младших школьников и подростков, я убедилась в том, что игра не только исцеляет, но и обучает, воспитывает, развивает/открывает творческий потенциал, который заложен в ребёнке. Игра - это творчество. А творчество выходит за границы повседневности и обыденности, позволяет получить свой личный жизненный опыт. Сейчас достаточно много разработано игровых тренингов для любого возраста. Используя игру в групповой терапевтической работе со взрослыми. Убеждаюсь в том, что участники во время игры открывают причины своих неудач и моделируют алгоритмы действия, чтобы выйти из неблагоприятных ситуаций. Это бесценный опыт, которым можно пользоваться в реальной жизни. Игра всегда доступна и не требует особых материальных затрат. Играть можно и в кругу друзей, в семье, на отдыхе вместе с детьми! Это только улучшит взаимоотношения, позволит взрослым безопасно погрузиться в детство, а детям не бояться в дальнейшем стать взрослыми. Играя с детьми, мы можем многое! Мы можем вселить в детей надежду Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность. Мы можем показать детям, что значит уважение. Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему. Мы можем помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность Именно в младшем школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы можем помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения. Мы можем учить детей сочувствию Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции. Мы можем помочь расцвету личности ребенка Если мы хотим, чтобы ребенок развивался и рос как личность, нам нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Напротив, мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям Мы можем развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим Мы можем помочь детям справляться со своими страхами и стрессом Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело. Мы можем показать детям, как можно жить без насилия Мы можем помочь классу отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков, можем научить детей контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме. (Фопель К. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.Генезис, 1998.— 160 с, ил.ISBN 5-85297-007-7)
Статьи на любой вкус. Подпишись и читай. Мои книги в электронном и печатном варианте. Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|