|
Мы можем меньше травмировать наших детей (1)Автор статьи: Петренко Светлана Григорьевна
Жизнь невозможно прожить, не разу не испытав душевной боли, страха, одиночества… Говорят: «Трудности закаляют». Но это высказывание верно только отчасти. Если ситуации превышают способность Эго их переработать, возникает психологическая травма. которая делает человека ранимым, неустойчивым, а иногда и не приспособленным к жизни. Способность к перерабатыванию опыта зависит от: состояния Эго и самого негативного события (интенсивности и продлжительности). То есть, одно и то же событие может быть травматичным для одного человека и нейтральным для другого. В силу незрелости Эго, детская психика более всего подвержена травматизации. Психологическую травму можно представить следующим образом: во время очень сильной эмоциональной или физической боли часть психики человека застревает в травмирующем опыте. Например, ребенок очень сильно испугался и в его психике произошла диссоциация – запечатлелся, отделился ребенок в ужасе. Дальнейшее развитие личности будет проходить вокруг травмы с тем, чтобы ее избежать и компенсировать. Как бы человек не старался избежать повторения негативной ситуации, жизнь периодически «подбрасывает» триггеры, которые актуализируют травматичный опыт. Например, мама кричала (вернее сказать, орала) на ребёнка, он впадал в ужас. И в дальнейшей жизни, этот человек, скорее всего, если на него закричат, будет испытывать ужас ребёнка, не способного за себя постоять. А чтобы избежать недовольства, научится подстраиваться под окружающих. При этом его размер и физическая сила могут превосходить крикуна. А на своих детей, он скорее всего, тоже будет кричать. Наша психика устроена таким образом, что то, что происходит с нами, ложится не на чистый лист бумаги, а на тот опыт, который мы имеем. Чем более болезненный опыт, тем больнее воспринимаются события настоящего, запускающие травматический материал. Наша жизнь превращается в избегание боли, теряется спонтанность и естественность. Считается, что детство – счастливая пора. К сожалению, психологическая практика показывает, что многие психологические травмы приобретаются в детстве. И как не парадоксально это звучит, чаще всего травмы наносят любящие родители. Давайте поговорим о том, как мы, родители можем уменьшить травматизацию наших детей. В этой статье я не буду касаться физического и сексуального насилия, все знают, что это асоциально. В нашем обществе вполне допустимо кричать на ребенка и наказывать его молчанием, оставлять одного, «чтобы подумал как нужно себя вести» или потому что не с кем оставить. На теме крика и игнорирования я и остановлюсь. Для начала представим внутренний мир ребёнка. В детстве мы воспринимаем мир несколько по-особенному. Самые влиятельные в нашем мире, читай, равные Богам – наши родители. Всё что нам преподносится ими, мы воспринимаем как истину в последней инстанции. Мы видим родителей как больших, всемогущественных бого-человеков, всё знающих, обладающих всеми правами. Нам так надёжно и хорошо, когда они любят, защищают, поддерживают, играют с нами, иногда балуются. Так бывает не всегда. И если эти великаны-взрослые недовольны нами, ругают нас, говорят, что мы всё время делаем неправильно или вообще не обращают на нас внимания, а еще хуже – отвергают, тогда мы понимаем, что с нами что-то не так: «Я не хорош, я недостоин…». Возникает уверенность, которую мы понесём во взрослую жизнь, что все остальные лучше меня и всё хорошее должно случиться с другими, а не со мной. Такое происходит в детском восприятии, потому что нет более широкого взгляда на жизнь, нет понимания, что возможно, наши родители сами травмированы или находятся в стрессе, а с нами всё в порядке (незрелое Эго). Обычно ребенку страшно, когда родители кричат. О предельном страхе может говорить замирание и ужас в глазах. Есть и такие дети, которые развивают нечувствительность к крику. Скорее всего, они изолируют аффект. В своей практике я встречалась с этим два раза. Может это совпадение, но оба ребенка считали себя плохими. Остановлюсь на некоторых причинах крика
. 5. Поведение ребенка может просто злить. И тут важно понимать, что любая вербальная реакция на происходящее имеет две составляющие: когнитивную и эмоциональную. Последняя может быть травматичной. Ошибочно думать, что ребенку нужно говорить только позитивные вещи. Важно сообщать о своем недовольстве, о том, что сделано неправильно, но по-возможности очистить послание от агрессии (см. п.1). Если сообщение содержит эмоцию, то оно идет из груди, живота, оттуда, где эта эмоция находится. Если сообщение свободно от эмоций, то оно идет из горла.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|