«Эксперт» Наиболее часто с этой игрой можно было столкнуться в магазинах, торгующими компьютерной техникой, телефонами и другими высокотехнологичными аксессуарами. Тут-то и выходит на сцену «Эксперт». Психокомплексы. Превосходство. Вина. Стыд. Тезис. Выясняя потребности, продавец задает уточняющие вопросы, которые еще больше сбивают покупателя с толку. Он сыплет терминологией и жаргонизмами, снисходительно или удивленно воспринимает обратную связь, чем вызывает чувство смущения и беспомощности. Его компетенция так контрастирует с «темнотой» покупателя, что он начинает воспринимать его как волшебника из цифровой реальности. Мало что понимая, покупатель продолжает задавать вопросы, однако ответы ничуть не приближают его к пониманию. Тогда возникает чувство вины за напрасно потраченное время «Эксперта». Считав с лица покупателя эту реакцию, «Эксперт» надевает торжественно-примирительную улыбку и говорит: «Я вас понял! Вот то, что вам нужно! А еще вам нужно это, это и вот это… да-да, конечно, именно это!» Это кульминационный момент, в котором «Эксперт» переключается из роли Преследователя в роль в Спасателя. После выхода из магазина покупатель чувствует себя просто-таки облагодетельствованными. Занавес. В случае некачественно выполненной услуги «Эксперт» применяет такую тактику: «Я же вам это говорил! Вы меня совсем слушали!» И нашему покупателю становится стыдно за свою некомпетентность. Кто мы такие, чтобы обвинять столь блестящего специалиста? Затем он может предложить что-нибудь еще, чтобы решить проблему, к созданию которой сам приложил руку. Существует огромное количество уловок в торговле и сфере услуг, которыми пользуются такие «Эксперты». Вот парочка из них. К пожилому господину, у которого проблема с операционной системой приходит молодой специалист, и оказывает свою помощь по прейскуранту. К примеру, за каждый файл, который исправил антивирус, он берет 100 рублей. Общий счет выходит соразмерный с половиной стоимости ноутбука. А вот история из славных советских времен. К бабушке приходит мастер по ремонту телевизоров. Телевизор не включается. Он быстро находит поломку – это всего лишь сгоревший предохранитель. Однако он не торопится ее исправлять. Вместо этого он снимает все те детали, которые только можно снять и ставит их на стол. Затем, крепко задумавшись, закуривает. Бабушка в панике. Поломка кажется ей очень серьезной, и, чтобы телевизор не забрали в мастерскую, она предлагает доплатить сверху. Мастер соглашается и через полчаса голубой экран включатся, и бабушка наслаждается музыкальной телепередачей. Просто волшебство! Рассмотрим выигрыши Уайта: Внутренний психологический – проекция чувства вины. Внешний психологический – перекладывание ответственности. Внутренний социальный – избегание роли обучающего и эмоциональных трат на понятное объяснение. Внешний социальный – роль «Эксперта». Биологический – надувательство. Экзистенциальный – позиция «Боже, спасибо тебе за то, что кругом дураки»! Антитезис. Задавайте уточняющие вопросы. Добейтесь кристальной ясности в понимании происходящего, и только после этого приобретайте товар или услугу. Также антитезисом может стать настоящий или более честный эксперт в той же области или его консультация. Также, можно улыбнуться, мол, вы отлично понимаете манипуляции «Эксперта». Игра в «Да что ты говоришь!» или стрессовая ситуация поможет разоблачить истинные намерения или дутую компетенцию «Эксперта». Позитивный вариант игры. Выберите образ. Он должен соответствовать поставленной цели. Например, справиться со страхом выступления на публике – великий оратор, пересилить неловкость нахождения в дорогом магазине – роль богатого и влиятельного человека. Далее погружаемся в образ. Здесь есть тонкая грань, надо действительно стать тем, в кого перевоплощаешься, а не кривляться. Меньше бутафории, больше профессионализма. Цель такого упражнения: избавиться от негативного образа себя (кривые руки, не достоин, не способен, стесняюсь). Польза: если все делать правильно, то личность становится гибче, легче переносит новые обстоятельства, позволяет в считанные минуты изменить отношение к происходящему и людям вокруг, а значит и стратегию поведения и реагирования.
Скачать эл. книгу: http://my-files.ru/jj1e8p Заказать печатный вариант: https://ridero.ru/books/transaktnyi_analiz_ritoricheskie_igry/
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.