Глазами "Таинственного Покупателя"

К оценке персонала всех уровней в организации привлекаются различные силы и средства - от профессиональных психологов до дорогостоящих компьютерных программ, позволяющих протестировать уровень специальных знаний и даже личностные качества (что довольно спорно, но речь не об этом). Для того же, чтобы оценить сотрудников, работающих в сфере обслуживания, хорошо было бы посмотреть, а как именно они обслуживают… Для этого и была разработана услуга, которую называют «Неизвестный покупатель», «Таинственный посетитель» и т.д., - одним словом, «Mystery Shopping».

 

Услуга «Таинственный покупатель» - это оценка работы персонала, работающего с клиентами (чаще всего продавцов), с целью определения того, а насколько комфортно этот самый клиент в процессе обслуживания себя чувствует. Суть данной услуги - посещение экспертом непосредственного места работы сотрудника в качестве рядового посетителя, с целью оценки уровня обслуживания по специальным стандартам. Т.е. подготовленный человек делает диагностический срез качества обслуживания, так сказать, «изнури ситуации», а не в лабораторных условиях, когда человек может подготовиться заранее или, наоборот, растеряться… При этом у эксперта есть специальные бланки (анкеты и пр.), которые позволяют сделать оценку полной и многосоставной.

Обычно в процессе проведения «Таинственного покупателя» в магазине можно оценить и подробно описать:

  • Внешний вид торгового зала и самих продавцов, общее впечатление от торговой точки (насколько доступно расположены витрины, каков уровень освещения, хватает ли визуализации - указателей, читаемых ценников и т.д., просто ли найти нужный товар, удобна ли выкладка и пр.).
  • Подход продавцов к покупателю, умение установить контакт, общий стиль взаимодействия (доброжелательно ли разговаривают продавцы, в какой позиции общения - «сверху», «снизу, «на равных» - находятся, проявляют ли инициативу в предложении товара или исключительно ждут активности клиента, стараются ли понять, что необходимо и т.д.).
  • Умение преподнести свой товар, рассказать о компании, навыки презентации, качество речи продавцов и пр.
  • Отработку сложных ситуаций, возражений, претензий покупателя (вплоть до разыгрывания конфликтных ситуаций или, к примеру, возврата приобретенного ранее товара).
  • Постпродажное обслуживание, в том числе доставку и установку товара, если продажа это предполагает, и если была контрольная закупка (которая тоже может оцениваться отдельно при запросе).
  • Соответствие работы продавца специфическим стандартам, если таковые описаны заранее (к примеру, пересчитывает ли продавец вслух сдачу…).

 

Услуга «Таинственный покупатель» известна на рынке давно, но воспринимается многими руководителями компаний как примитивная и дающая весьма поверхностное представление о работе торгового персонала. Но хочется отметить, что это не совсем так. Дело в том, что качественный «Таинственный покупатель» - это не просто студент, расставивший в бланке галочки на уровне «бейдж есть/нет», «витрины пыльные/чистые». Это специалист, дающий комплексную оценку всего торгового зала, комфорта для клиентов от входа и до выхода, и оценку работы персонала, основанную на глубоких знаниях в сфере продаж и коммуникативных навыков.

Таким образом, оценка на рабочем месте хороша именно тем, что сотрудник не знает, что его в данный момент оценивают, а потому ведет себя с экспертом так, как ему всегда свойственно вести себя при покупателях. В то время как при приходе руководства или назначенной заранее диагностике он искусственно изображает тот стиль поведения, который от него ожидают. В то же время «Таинственный покупатель» - оценка внешняя и достаточно краткосрочная, и эксперт может попасть просто в неудачный момент, например, под плохое настроение продавца. С одной стороны, здесь можно говорить о том, что у продавца на рабочем месте всегда должно быть хорошее настроение, с другой - остается риск обобщенной негативной (равно как и слишком оптимистичной) оценки, которая не будет распространяться на все рабочее время сотрудника. Именно поэтому в процессе подобной услуги стоит предусмотреть двойную или даже тройную оценку каждого человека.

 

На что вообще стоит обратить внимание при заказе «Таинственного покупателя»:

Ориентация на стандарты. Если в Вашей компании уже описаны стандарты (подход к клиенту, вопросы, которые должны быть заданы, описана презентация товара и т.д.), о них важно заранее сообщить эксперту, и тогда кроме общей стандартизированной оценки он сразу сможет указать на исполнение или неисполнение заданных именно в Вашей компании требований и стандартов и уровень их исполнения.

Время посещения. В каждой компании есть как свои сезонные подъемы и спады, так и колебания в посещении в зависимости от дня недели и времени суток. Поэтому указание на данные колебания помогут эксперту выстроить наиболее эффективный график посещений - ведь оценка в «час пик», при стоящей очереди из двадцати человек, может дать результаты, сильно отличающиеся от результатов оценки в спокойное время.

Квалификация эксперта. Еще до начала оценки будет не лишним поинтересоваться, а кто именно будет ее проводить. Потому что ряд компаний привлекает для оценки людей «с улицы» - студентов, пенсионеров, другие же направляют в торговую точку профессиональных продавцов, тренеров, HR-ов. Вероятнее всего, такие оценки будут заметно отличаться по цене, но и их качество будет также заметно разным. Если в первом случае Вы сможете получить только самое общее впечатление, но данное реальными покупателями, то во втором - глубокую профессиональную оценку.

Критерии оценки. Для того чтобы результаты не оказались для Вас удивительными, - еще до начала оценки важно поинтересоваться, а по каким критериям производится оценка и обсудить, достаточно ли информации для Вас она даст. Будет ли это дихотомическая оценка в плюсах и минусах «улыбающийся/хмурый», или подробная развернутая характеристика внешнего вида, поведения, речи продавцов с конкретными примерами.

 Но если для розничных продаж услуга «Таинственный покупатель» на данный момент является уже достаточно привычной и не вызывающей как такового удивления, то в сфере услуг она распространена еще мало. А ведь «Таинственному покупателю» покорны все сферы взаимодействия. Так могут быть оценены колл-центры и отделы активных продаж или снабжения, ресторанный и гостиничный бизнес, спортивные клубы, парикмахерские, салоны красоты, любые развлекательные заведения и т.д. Безусловно, оценка в таких сферах потребует больше времени и несколько больших материальных затрат, однако ее результаты при профессиональном подходе будут также однозначно полезными.

Обобщая, хочется подчеркнуть, что «Таинственный покупатель» - не панацея в проведении оценок и аттестаций персонала, и ее результаты вряд ли могут быть единственными для определения категории сотрудника или изменений в модели его заработной платы. Но, будучи грамотно проведенной, такая услуга может дать массу полезной информации для руководства и толчок для дальнейшего развития сотрудников, работающих с клиентами.

© Использование материала без согласия автора запрещено. Все права защищены.



Просмотров: 352
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как правильно подготовить ассессмент центр для высокоэффективной оценки персонала
  • Оценка персонала глазами психолога
  • Поддержка дорогого стоит, или, может ли быть услуга психолога бесплатной?
  • Безумная, но банальная программа привычной негативной оценки жизни.
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как быть со страхом оценки
  • Оценка стиля семейного воспитания подростками и их родителями (результаты исследования)
  • Почему возникает страх оценки и как с ним быть?
  • Какой вы покупатель? Психологическая предрасположенность к компульсивным покупкам
  • Плохое, хорошее, лучшее. Проблема субъективной оценки.
  • Оценка результатов творчества. Как грамотно оценить плоды своего творчества.
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Самое точно предсказание. Что будет с вами, если вы начнете продавать свои услуги?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что-то еще?)) Как не попасть на удочку продавцов
  • Достаточно хорошая оценка. Это какая?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Стоит ли ребенка ругать за оценки?
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Капкан для самого себя — зависимость от оценки окружающих
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Стоит ли поощрять детей за хорошие оценки деньгами?
  • «Кто он таинственный психолог»?
  • Таинственный олень
  • Критерии оценки зрелого Я



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь