|
Глазами "Таинственного Покупателя"Автор статьи: Гулимова Анна Викторовна
К оценке персонала всех уровней в организации привлекаются различные силы и средства - от профессиональных психологов до дорогостоящих компьютерных программ, позволяющих протестировать уровень специальных знаний и даже личностные качества (что довольно спорно, но речь не об этом). Для того же, чтобы оценить сотрудников, работающих в сфере обслуживания, хорошо было бы посмотреть, а как именно они обслуживают… Для этого и была разработана услуга, которую называют «Неизвестный покупатель», «Таинственный посетитель» и т.д., - одним словом, «Mystery Shopping».
Услуга «Таинственный покупатель» - это оценка работы персонала, работающего с клиентами (чаще всего продавцов), с целью определения того, а насколько комфортно этот самый клиент в процессе обслуживания себя чувствует. Суть данной услуги - посещение экспертом непосредственного места работы сотрудника в качестве рядового посетителя, с целью оценки уровня обслуживания по специальным стандартам. Т.е. подготовленный человек делает диагностический срез качества обслуживания, так сказать, «изнури ситуации», а не в лабораторных условиях, когда человек может подготовиться заранее или, наоборот, растеряться… При этом у эксперта есть специальные бланки (анкеты и пр.), которые позволяют сделать оценку полной и многосоставной. Обычно в процессе проведения «Таинственного покупателя» в магазине можно оценить и подробно описать:
Услуга «Таинственный покупатель» известна на рынке давно, но воспринимается многими руководителями компаний как примитивная и дающая весьма поверхностное представление о работе торгового персонала. Но хочется отметить, что это не совсем так. Дело в том, что качественный «Таинственный покупатель» - это не просто студент, расставивший в бланке галочки на уровне «бейдж есть/нет», «витрины пыльные/чистые». Это специалист, дающий комплексную оценку всего торгового зала, комфорта для клиентов от входа и до выхода, и оценку работы персонала, основанную на глубоких знаниях в сфере продаж и коммуникативных навыков. Таким образом, оценка на рабочем месте хороша именно тем, что сотрудник не знает, что его в данный момент оценивают, а потому ведет себя с экспертом так, как ему всегда свойственно вести себя при покупателях. В то время как при приходе руководства или назначенной заранее диагностике он искусственно изображает тот стиль поведения, который от него ожидают. В то же время «Таинственный покупатель» - оценка внешняя и достаточно краткосрочная, и эксперт может попасть просто в неудачный момент, например, под плохое настроение продавца. С одной стороны, здесь можно говорить о том, что у продавца на рабочем месте всегда должно быть хорошее настроение, с другой - остается риск обобщенной негативной (равно как и слишком оптимистичной) оценки, которая не будет распространяться на все рабочее время сотрудника. Именно поэтому в процессе подобной услуги стоит предусмотреть двойную или даже тройную оценку каждого человека.
На что вообще стоит обратить внимание при заказе «Таинственного покупателя»: Ориентация на стандарты. Если в Вашей компании уже описаны стандарты (подход к клиенту, вопросы, которые должны быть заданы, описана презентация товара и т.д.), о них важно заранее сообщить эксперту, и тогда кроме общей стандартизированной оценки он сразу сможет указать на исполнение или неисполнение заданных именно в Вашей компании требований и стандартов и уровень их исполнения. Время посещения. В каждой компании есть как свои сезонные подъемы и спады, так и колебания в посещении в зависимости от дня недели и времени суток. Поэтому указание на данные колебания помогут эксперту выстроить наиболее эффективный график посещений - ведь оценка в «час пик», при стоящей очереди из двадцати человек, может дать результаты, сильно отличающиеся от результатов оценки в спокойное время. Квалификация эксперта. Еще до начала оценки будет не лишним поинтересоваться, а кто именно будет ее проводить. Потому что ряд компаний привлекает для оценки людей «с улицы» - студентов, пенсионеров, другие же направляют в торговую точку профессиональных продавцов, тренеров, HR-ов. Вероятнее всего, такие оценки будут заметно отличаться по цене, но и их качество будет также заметно разным. Если в первом случае Вы сможете получить только самое общее впечатление, но данное реальными покупателями, то во втором - глубокую профессиональную оценку. Критерии оценки. Для того чтобы результаты не оказались для Вас удивительными, - еще до начала оценки важно поинтересоваться, а по каким критериям производится оценка и обсудить, достаточно ли информации для Вас она даст. Будет ли это дихотомическая оценка в плюсах и минусах «улыбающийся/хмурый», или подробная развернутая характеристика внешнего вида, поведения, речи продавцов с конкретными примерами. Но если для розничных продаж услуга «Таинственный покупатель» на данный момент является уже достаточно привычной и не вызывающей как такового удивления, то в сфере услуг она распространена еще мало. А ведь «Таинственному покупателю» покорны все сферы взаимодействия. Так могут быть оценены колл-центры и отделы активных продаж или снабжения, ресторанный и гостиничный бизнес, спортивные клубы, парикмахерские, салоны красоты, любые развлекательные заведения и т.д. Безусловно, оценка в таких сферах потребует больше времени и несколько больших материальных затрат, однако ее результаты при профессиональном подходе будут также однозначно полезными. Обобщая, хочется подчеркнуть, что «Таинственный покупатель» - не панацея в проведении оценок и аттестаций персонала, и ее результаты вряд ли могут быть единственными для определения категории сотрудника или изменений в модели его заработной платы. Но, будучи грамотно проведенной, такая услуга может дать массу полезной информации для руководства и толчок для дальнейшего развития сотрудников, работающих с клиентами. © Использование материала без согласия автора запрещено. Все права защищены. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|