Мне очень нравится фраза о том, что "ранние объектные отношения между матерью и ребёнком являются прообразом наших отношений во взрослом мире". Насколько зрелыми являемся мы в этом мире, можно судить по зрелости нашего "Я".
Критерии оценки зрелости Я:
1. Умение осознавать и удовлетворять свои желания (формируется в 0-6 месяцев)
Это умение формируется на самой ранней стадии развития и непосредственно связано с тактильным контактом между мамой и ребёнком и кормлением.
Нормальной последовательностью аффективных блоков являются: дискомфорт – начало комфорта – путь к комфорту. При нарушении аффективных блоков, если дискомфорт затягивается или постоянный комфорт подкрепляется (гиперопекающая мама), возникают проблемы с осознанием своих потребностей в будущем.
2. Упорядоченность (формируется в 3-4 мес.)
Речь идет о сонатсройке мамы и ребёнка и синхронизацию их ритмов. У человека достигшего состояния упорядоченности постепенно появляется способность оказываться в нужное время в нужном месте, на каждое дело давать столько времени - сколько оно требует, успевать все.
3. Умение строить последовательность (формируется в 3-4 мес.)
Про умение строить последовательность мы судим по тому, как человек живет и насколько человек умеет прогнозировать, предсказывать, знает, как избежать дискомфорта и насколько часто попадает во всякие неприятные ситуации.
4. Способность переносить тревогу и в состоянии тревоги продолжать жить и продолжать получать удовольствие (формируется в 3-4 мес.)
Зависит от того, насколько мама справляется с задачами контенировать все чувства, охранять ребёнка от чрезмерной стимуляции извне и изнутри, чтобы ребенок постепенно научился переносить тревогу и дискомфорт.
5. Телесная сохранность и отсутствие хронических заболеваний (формируется в 3-4 мес.)
«Я» в первую очередь телесно! Маленькое дети, если у них все нормально в отношениях с родителями – не болеют. А вот если не нормально в отношениях, начинаются болячки, которые часто приобретают хроническую форму.
6. Страх незнакомца (формируется в 8-10 мес.)
Понимание того, что незнакомое может быть опасно к нам приходит позже, но формируется на стадии формирования постоянства объекта, когда ребёнок получает первый опыт «общения» с не знакомыми людьми.
7. Умение пользоваться чужим опытом, для того, чтобы достраивать собственные последовательности (формируется в 9-14 мес.)
В этом возрасте формируется способность достраивать свои последовательности, используя «чужой опыт», точнее - опыт тех людей, которым ты доверяешь: папа, мама и другие.
8. Способность регулировать уровень тревоги (формируется в 9-14 мес.)
9. Способность к тестированию границ (формируется в 14-24 мес.)
Насколько возможно индуцировать изменения в эмоциях другого человека. Едете вы в транспорте, наступили случайно кому-то на ногу и кто-то вам говорит «ты корова неуклюжая, куда прёшься?» И всё… на целый день выпал. – Корова я вот такая неуклюжая… ((( Оскорбили – и в этом варится весь день, он меня назвал, а я, может, на самом деле… Отсутствие способности тестирования границ.
10. Умение договариваться, умение достигать компромиссов (формируется в 3-5 лет)
Связан с тем, что в эдипальном периоде ребёнок должен достичь компромисс между любовью и ненавистью и разделить свою любовь между родителями по справедливости.
11. Способность видеть и понимать переживания других людей (способность к эмпатии) (формируется в 3-5 лет)
К эдипальному периоду формируется константность объекта, формируется целостный объект, когда объект воспринимается уже – не только, как нечто, что необходимо для удовлетворения своих потребностей, не только функционально, но воспринимается как другая личность, обладающая самоценностью. Плохой пример, когда родители никогда не обращали внимания на состояние ребенка и его чувства, никогда не говорили о них. В результате он сам не умеет идентифицировать у себя свои чувства и не будет их воспринимать у других людей.
12. Умение отказаться от недоступных целей и перевести свои цели на доступные объекты (формируется в 3-5 лет).
Даже добавить нечего «Если уж я в 4 года страсть как хочу жениться на папе». Если никак нельзя, то приходится отложить на 10 -15 лет или вместо папы на ком-нибудь, сменить объект – это всё из эдипального периода.
13. Способность к сублимации (формируется в 5-6 лет).
У человека, с выраженной способностью к сублимации масса всяких интересов, масса всяких хобби, ему есть чем себя занять. Он доволен жизнью и нет проблем с давление импульсов. Если «Я» слабое и не зрелое – оно не может сублимировать. Оно может только подавить и страдать.
14. Возможность удовлетворять влечение через массовую культуру
В Питере с этим кажется всё хорошо! Пошли на рок-концерт, покричали там, зажигалки пожгли, покричали, поорали, всю свою агрессию туда сбросили, а заодно чуть-чуть и сексуальных всяких желаний – оттянулись, всё замечательно, расслабились. Или в музей … или в филармонию…
15. Способность сохранить удовольствие, даже если результат не достигнут, - сохранить удовольствие от процесса (формируется в 5-6 лет).
Если ребёнок научился получать удовольствие от игрового этапа, в латентном периоде ребенок научился получать удовольствие от реализации навыка от результата, тогда у него есть возможность получать удовольствие и от процесса и от результата. И тогда, если результат не получился, то умеет получать удовольствие от процесса.
16. Суммирующая функция, интегрирующая функция Я, которая обеспечивает стабильный фон настроения.
Стабильный фон настроения - это не значит, что человек совершенно не пробиваемый у которого нет эмоций. Этот о том, что нет беспричинных колебаний эмоций, нет пиков и спадов.
17. Способность формировать и сохранять позитивные отношения.
Способность формировать и сохранять позитивные отношения связана со способностью создавать позитивные интроекты, позитивные внутренние репрезентации и сохранять их. В случае нарушения объектных отношений люди с не зрелым Я характеризуются эмоциональной холодностью с тенденцией к дистанцированию, отстраненностью, отчужденностью.
Вопрос: Что делать?
Работать. Усиливать Я… - это в принципе ответ в психотерапии -