Как формируется совесть ребенка

Откуда берется совесть?

Любые нормы для ребенка первоначально вводит семья, именно она ориентирует его «что хорошо и что плохо». Например, в большинстве семей обижать младших – плохо. Ребенка стыдят, ребенку неприятны эти чувства и со временем правила семьи становятся внутренними правилами ребёнка, и он уже сам себя винит за проступок. Так вводимые правила становятся регулятором его поведения на всю жизнь.

Стыд и вина – это те чувства, которые имеют негативную окраску, являются не врождёнными, а формируемыми обществом, они направлены на себя и связаны с нормами.

Как и другие чувства, они необходимы нам для нормального существования в социуме. Человек испытывает стыд и вину, когда его действия выходят «за рамки нормы»; это сигнал изнутри.

Взрослые создают у ребенка совесть - внутреннее психическое образование, которое будет «делать больно» за плохие поступки. Если регуляторы вины и стыда не будет сформирован у ребенка, то при отсутствии рядом взрослого, ребенок будет делать то, на что наложен моральный запрет: "Никто же не узнает, значит не накажут.."

Есть и другая крайность, когда родители злоупотребляют методом «пристыдить ребенка» и формируют «токсические чувства» вины и стыда. Такие чувства разрушают, отравляют; вместо того, чтобы исправить ситуацию ребенок погружается в вину с головой. Когда «Внутренний судья» никогда не спит и судит все поступки, действия, бездействия, мысли, не достигнутые цели и т.п.

Как правильно формировать совесть ребенка,

не "взращивая" токсичную вину

 

Озвучили, что так нельзя, объяснили моральную сторону, например, младших бить нельзя – им больно, а защититься они не могут. Это не честно. А потом ПОДДЕРЖИТЕ РЕБЕНКА. Не оставляйте его наедине с этим чувством, оно правда тяжелое.

Вспомните себя, взрослого человека, как внутренний критик может ввести Вас в угнетённое, тяжелое состояние: я плохая / глупая / толстая / неумеха / ленивая и пр.

Обычно следующим этапом будет преобладать одна из предложенных стратегий поведения:
Как формируется совесть ребенка«Да пошло оно все!» или «Да гори оно все синем пламенем!». Так часто ведут себя те люди, которых в детстве родители винили, но не поддерживали: «Ты плохой», «Стыдно должно быть» и все. «Что делать?», «Как исправить ситуацию?», «Продолжают ли родители хорошо относиться ко мне?» - повисшие вопросы для ребенка... Что остается? Винить себя, делать себе плохо, больно. Родители видят раскаяние и полагают, что ребенок усвоил урок.

 «Я не виноват!», «Это потому что кто-то виноват, другой, не я». Такой вариант случается, когда ребенок отрабатывает механизмы защиты. Ребенка слишком много и часто винили. Например, ребенка винят и за то, что он джинсы порвал, и за то, что описался и за то, что ёлочную игрушку случайно разбил: «Как тебе не стыдно! Это старинная, дорогая игрушка, а ты…». Накал эмоций настолько велик, что психика начинает защищаться. Для этого у нас существует целый арсенал психологических защит.

Ребенок, в таких ситуациях «отращивает броню» и кажется, что он равнодушен. Родители еще сильнее стращают, а ребенок ещё сильнее «защищается». Так круг замыкается и получаем стратегию «Я не виноват, это вы виноваты», которая продолжает работать и у взрослого человека.


  «Я виноват. Что я могу сделать?». Такая стратегия преобладает у людей, которых в детстве в меру винили и ПОДДЕРЖИВАЛИ. Объясняли почему это плохо и выражали надежду, что ребёнок или не знал, что это плохой поступок, или что ребенок ошибся (кто не ошибается?) и предлагали выход из ситуации.

Самая эффективная реакция на проступок - последняя - «Я виноват. Что я могу сделать?». Человек осознает и принимает вину, но при этом он готов изменить ситуацию. Если желаете своему ребенку именно такую стратегию поведения, то во-первых, всегда обсуждайте ПРИЧИНУ проступка «Почему?» так произошло, так поступил. Во-вторых, ОБСУЖДАЙТЕ КАК НАДО, как стоит поступать, вести себя в подобной ситуации. Важно не акцентировать внимание на прошлом (как стоило поступить), ведь уже ничего не изменить, а рассуждать как стоит в следующий раз поступить в подобной ситуации - это эффективно!

  

Если Вы столкнулись с проблемами в отношениях с Вашим ребенком и настроены решать их при помощи профессионального детского психолога - приглашаю ко мне на консультацию. 

Ваш детский психолог, Татьяна Отт.



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Чувства. что это и что с этим делать?
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Подростковая жесткость: кто виноват, что делать и как вести себя родителям? (интервью).
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Почему все так? За что мне это?
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Дошкольник ведёт себя плохо. В чём он виноват? И что делать?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Ребенок плохо ведет себя в общественном месте. Что делать?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь